Делать собственное медиа о чем угодно с развитием социальных сетей становится все легче. Журналистка Аня Чесова, к примеру, завела телеграм-канал, где планирует собрать полноценную базу классных секонд-хендов Москвы, а заодно советует, как покупать ношеные вещи с умом.

Аня Чесова
Автор телеграм-канала «Опять ты в обносках»

Мой канал появился так же, как и многие вещи в мире: мне хотелось, чтобы подобный канал был, но его не было. Пришлось создать самой. В первую очередь я заводила его для друзей: люди постоянно обращают внимание на мою одежду, спрашивают, где я взяла ту или иную вещь. Мне кажется, у меня уже есть специальные тон и выражение лица, с которыми я игриво отвечаю: «В секонд-хенде! За 500 рублей!» Мне нравится видеть, как люди удивляются, начинают расспрашивать: «А в каком секонде? Что, правда за 500 всего? А когда туда лучше идти? А что еще там есть?» Повторять одно и то же утомительно, все время брать кого-то с собой за покупками — тоже. В какой-то момент я начала в шутку отвечать, что скоро заведу канал, там-то все и расскажу. И так много раз это повторила, что пришлось все-таки сесть и завести. Сначала вела его для шестерых друзей, потом моя подруга Настя Красильникова рассказала о нем на своем канале «Дочь разбойника», и у меня внезапно появились подписчики. С этого дня отступать было некуда.

Летом мы с мамой ездили в отпуск в Крым. А у меня в Севастополе есть любимый секонд — в нем все местные бедняки одеваются, там можно найти совершенно космическую одежду. И вот я туда зашла, набрала четыре мешка тряпок, тут же в примерочной что-то на себя напялила и поехала довольная обедать с мамой. Она посмотрела на меня с тревогой и выдала: «Опять ты в обносках каких-то! Почему ты не покупаешь новую одежду!» Когда я создавала канал, взяла эту фразу в качестве чернового названия — потом, мол, придумаю что-то более звучное. Ничего, конечно же, не придумалось. Поэтому нейминг у меня мамин.

Я знаю, что многие люди хотели бы купить что-то в секонде, но не знают, где и как: информации в инернете куча, но она вся очень разрозненная. К тому же средний секонд — не магазин популярного бренда: вещи часто развешены как попало, на поиски по-настоящему интересной одежды нужно потратить время и силы. Но оно того стоит: покупать вещи не только в масс-маркете (или где угодно, но не в масс-маркете) — дико интересно и круто. А еще это помогает сэкономить.

Вещи в секонд-хендах и винтажных магазинах я время от времени покупала последние пару лет, но полностью перешла на них прошлой осенью. Тогда утром в будний день я пошла к открытию Uniqlo в «Атриуме», чтобы спокойно посмотреть очередную коллекцию U, как только начались продажи. Спокойно не получилось: с утра пораньше случился страшный ажиотаж, магазин был забит под завязку. Люди толкались, ссорились и отпихивали друг друга от рейлов. Я успела урвать отличное красное платье. А потом обнаружила такое же у двух знакомых девушек.

С тех пор вещи в масс-маркете не покупаю (исключение — белье и обувь). Не могу сказать, что я себе это категорически запретила. Или что история с платьем поделила мою жизнь на до и после (это было бы смешно). Просто не хочется: когда есть нужда или настроение что-то купить, иду в один из любимых секондов или винтажных магазинов. Недавно, ходила в «Атриум» за косметикой и не зашла ни в Uniqlo, ни Monki, куда раньше заскакивала регулярно, — ничего уникального я там не найду.

Это вообще главная причина — желание выглядеть уникально, не бояться, что встретишь на вечеринке даму в похожем туалете. Плюс вещи из секондов бывают прям надмирные — мне кажется, это подходящее слово. Все эти платья, блузы и юбки неизменно обращают на себя внимание, они очень элегантны и по-хорошему слегка странные.

Есть и другие причины: скажем, если отслеживать все распродажи и покупать с умом, в секондах и винтажках действительно можно одеться дешево. У меня ворох прекрасных платьев, которые обошлись в 500–700 рублей, есть пара блузок за 100–150 рублей — и это красивые вещи, которые отлично сидят.

1 из 5
2 из 5

Меня, конечно, интересует тема потребления: мы и правда покупаем у корпораций огромное количество одноразовых вещей — в этом много суеты и мало осознанности. Не хочется проповедовать, но нарушение экологического баланса на планете, кризис перепотребления и эксплуатация труда — все это реальные глобальные проблемы. Зачем брать новое, когда вокруг так много прекрасного старого.

Планов у меня много. Во-первых, составить базу всех основных московских секондов и винтажных магазинов. Это будет общедоступная табличка, где для каждой точки я укажу адрес и странички в соцсетях, диапазон цен, а еще — принимают ли карты и на что стоит обратить внимание. Я уже начала ее делать, когда пропишу первые десять магазинов, вывешу в канале и буду постоянно пополнять.

Во-вторых, я стараюсь анонсировать мероприятия, которые заслуживают внимания: винтажные ярмарки, сейлы и поп-ап-секонды. В-третьих, я делюсь собственными лайфхаками: когда лучше покупать, как искать. В-четвертых, я публикую фотографии своих собственных покупок и пишу, сколько за них заплатила. Таким способом я показываю, что классные вещи могут стоить дешево, а еще пытаюсь демаргинализировать секонды — вот, смотрите, это платье стоило 500 рублей, но оно красивое и выглядит, будто стоило 5000. Так, может, и не нужно платить больше? В-пятых (и это пока самое сложное из всего), я пытаюсь изучать ассортимент секондов и составлять из этой одежды образы, похожие на луки из последних подиумных коллекций. Пока получилось один раз, но я планирую сделать это постоянной рубрикой. А еще мне уже написали несколько людей из других городов, которые вызвались сделать секонд-хенд-гиды по местным точкам. Мне кажется, это очень круто! Если все получится, у нас будет база не только по Москве, но и по другим городам России и даже мира.