Партнерский материал

Как заинтересовать школьника в ИТ: рассказывают победители олимпиады по информатике

25 июня 2024 в 14:42
Более 50% родителей хотят, чтобы их дети построили карьеру в ИТ. Но как мотивировать ребенка на учебу? Выяснили у победителей олимпиады «Яндекс Учебника» по информатике, что смогло заинтересовать их в учебе, какое карьерное направление они хотят выбрать и как используют ИТ-навыки в своем творчестве.

реклама / Партнерский материал



2RanyoFxbRJ

На протяжении последних нескольких лет ИТ остаются одним из самых перспективных карьерных направлений. Несмотря на то что школьники с младших классов начинают осваивать базовые принципы работы с информацией и основы программирования, уроки не позволяют в полной мере познакомиться с реальными ИТ-профессиями и получить самые востребованные навыки.

Например, школьники должны изучать основы работы с одним языком программирования, но это может быть как современный Python, так и теряющий актуальность Pascal. Кроме того, родители задумываются о том, как увлечь детей информатикой, показать, что это не только решение теоретических задач, но и возможность уже в школьные годы создавать свои продукты — например, чтобы разнообразить гейминг с друзьями. Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы решили спросить самих школьников. Вот что они нам рассказали.

Даниил Ульянов

Самарская область, 10-й класс

Информационные технологии окружают нас с самого раннего возраста: игры, позже — телефоны, компьютеры, планшеты. Навык программирования мне понадобился несколько лет назад, когда я играл с друзьями в MinecraftСамая популярная в мире компьютерная инди-игра в жанре песочницы, идеально подходящая для создания пользовательского контента и собственных модификаций. [10+]: мне захотелось добавить больше контента, и я начал делать модификацииИзменения в игре, которые создают и внедряют не разработчики, а сами пользователи.. Потом мы с командой пошли дальше и стали создавать, например, дискорд-ботовБоты, созданные пользователями, помогают управлять сообществами, внедрять новые функции и просто развлекать.. Чтобы заниматься этими и другими проектами, я даже прошел курс «Код будущего» — освоил Python, SQL и прочие инструменты, которые помогают в разработке. Летом планирую изучать язык программирования C#.

Мне нравится, что программирование позволяет делать собственный контент и творчески развиваться. Я рассматриваю ИТ и в профессиональном плане. Эта сфера увлекательна, позволяет создавать то, чего раньше просто не существовало, — от программ для обучения до игры для своей компании.

Школьные занятия, как мне кажется, — это все-таки больше основа для дальнейшего познания. Я учусь в 10-м классе, и на информатике мы по большей части готовимся к ЕГЭ: изучаем Python, работаем в Excel, в Word. «Яндекс Учебником»Образовательная платформа для детей и профессиональный инструмент для учителей. мы начали пользоваться еще в 5–7-х классах. Благодаря ему многие поняли, как работают алгоритмы и как их составлять самостоятельно. Последние пару лет мы с ним не работали, так что я готовился по нему к олимпиаде самостоятельно: изучал конкретные темы, смотрел видеоуроки и лекции и решал задачи.

Про олимпиаду я узнал случайно — от дедушки. Он работал в сфере информационной безопасности и увлек меня программированием, а новость об олимпиаде попалась ему на глаза, и он мне ее посоветовал. То, что это что‑то принципиально новое для меня, я понял еще на первом туре, когда решал задачи по Python. Мне предложили пройти обучение, рассказали, какие существуют функции и методы. До этого я участвовал во Всероссийской олимпиаде школьников по информатике, но никогда не видел, чтобы тебя сначала обучали и на основе полученных знаний предлагали решать задачи. Думаю, олимпиада «Учебника» больше нацелена на обучение. На выполнение заданий первого этапа дается около трех недель, можно спокойно подумать и во всем разобраться, усвоить новые знания.

Мне нравится, что в этой олимпиаде есть задачи по аналитике и использованию баз данных — им посвящен практически весь второй этап. Нам дали огромный датасет с записями о погоде, футболе или VR-играх, анализируя которые мы предсказывали, например, как поведет себя рынок в ближайшие несколько лет или какая игра будет наиболее популярной. Помимо этого, строили графики, отвечали на поставленные «заказчиком» вопросы. Я не сталкивался раньше с подобными заданиями, но с анализом данных в меньшем масштабе встречался, например, на уроках обществознания.

Освоить Yandex DataLensСервис для анализа и визуализации данных., в которой нужно было презентовать свою работу, было нелегко, но интересно. Нам предоставили информативные обучающие видео, какие‑то аспекты я изучал самостоятельно. На некоторых этапах, например тех, где нужно было пользоваться встроенными функциями, чтобы написать запрос к датасету, мне пришлось посидеть не один час, чтобы все вышло корректно. Когда разобрался, все пошло как по маслу.

В практической части мы также должны были предложить концепцию игры. Моя называлась The Void: Anubis. Это игра с открытым миром в сеттинге фильма «Дюна». Вообще, концепция родилась несколько лет назад, когда мы с друзьями играли в Minecraft: уже тогда использовали множество модов, но все они постепенно нам наскучили. И мы стали придумывать свои карты и сюжеты. Так я однажды и создал историю планеты Анубис. Мне не хватило остатка летних каникул, чтобы реализовать этот сюжет. А потом, когда началась олимпиада и я увидел задание, вспомнил про идею и смог ее развить.

Я встречал немало постапокалиптических игр, но не так много в сеттинге пустыни. Фишкой The Void: Anubis я считаю сочетание жанра экшна и симулятора. Это дает огромную свободу выбора игроку. Кроме того, он может проходить сюжет самостоятельно или в компании, а также взаимодействовать с другими игроками, которые просто могут случайно встретиться на его пути.

В моем увлечении меня всегда поддерживали родители. Конечно, они не хотят, чтобы я проводил все свободное время за компьютером, но с предрассудками я не сталкивался. Все особенно обрадовались, когда я занял первое место на олимпиаде. Я тоже был очень рад, что победил среди более 200 тыс. участников. Профессию буду, скорее всего, выбирать, когда окончу университет, потому что ИТ развивается семимильными шагами.

Проверить свои знания и изучить карьерные направления ученики 5–11-х классов смогли на олимпиаде по информатике «Яндекс Учебника». Она проходила онлайн в два тура. На выполнение заданий отводилась неделя, перед началом работы участникам предлагалась обучающая часть.

Арина Кривозубова

Кемеровская область, 9-й класс

Информатика начала мне нравиться еще в младших классах. Кроме того, мой папа программист, и он всегда очень интересно рассказывал об этом предмете и помогал в учебе. Мне интересно все, что касается обработки информации. А она сейчас повсюду — и умение работать с ней точно пригодится в жизни.

В школе мы занимаемся с «Яндекс Учебником», сейчас изучаем Python, выполняем задания на компьютерах. Сервисом я пользовалась и для подготовки к олимпиаде. Было очень интересно: нет лишней информации, зато есть игровая подача с рассказами про детей, которые, как и ты, изучают тему и вводят читателей в курс дела.

Поучаствовать в олимпиаде мне, как и моим одноклассникам, предложили в школе. Во второй этап прошла не только я, но и еще несколько девочек. Задания мне показались интересными, были и сложные, отчего выполнять их было еще увлекательнее.

Во время прохождения сложилась классная поддерживающая атмосфера. У нас был чат с участниками и кураторами из «Яндекса», где мы помогали друг другу, переписывались и стали почти как семья.

Второй этап олимпиады состоял из тестовой и творческой частей. В тестовой предлагалось ответить на вопросы, используя базы данных о футбольных клубах и футболистах, а также о погоде с разных метеостанций. Творческая была посвящена VR-играм. Нужно было сделать обязательные визуализации (чарты) по базе данных, ответить на вопросы и создать концепцию своей VR-игры, опираясь на проведенный анализ. А затем оформить все в виде дашборда, используя DataLens.

Ранее я не сталкивалась с такими заданиями, но некоторые были схожи с задачами на логику по математике. Чтобы пройти этот этап, я изучала DataLens по лекциям организаторов — методистов «Яндекс Учебника». Дополнительно читала статьи и смотрела обучающие видео. Программа показалась мне удобной и интуитивно понятной.

Одним из самых сложных заданий для меня было составить концепцию игры, потому что я не особо увлекаюсь геймингом — пришлось разбираться и в этом. Я ориентировалась в основном на данные, которые нам предоставили. Моя игра называется True or False. По сюжету главный герой, детектив, расследует серию загадочных преступлений с элементами мистики. Он сталкивается с препятствиями и опасностями, осматривает места преступлений, проводит криминалистические экспертизы, допросы, при этом используя свои навыки и знания, чтобы отличить правду от лжи.

Фишка моей игры — диалоги с героями, сгенерированные нейросетью. ИИ используют повсюду, но что, если применить его в игре? Думаю, это очень интересно. Сейчас в играх ограниченное число сюжетных веток, придуманных авторами, а в будущем нейросеть могла бы, например, генерировать линию под каждого игрока.

Пока я учусь в 9-м классе и еще не думала о вузе. Не уверена, что моя будущая профессия будет связана с ИТ, но все равно планирую работать с информацией. Мне очень интересны медицина, спорт. Думаю, какую бы профессию ни выбрала, знания об информатике и умение анализировать большой объем данных пригодятся везде.

В этом году олимпиада проходила с 5 марта. Участники решали задачи на логику, выполняли задания на языке программирования Python. Во втором туре они попробовали себя в качестве дата-аналитиков: создавали дашборд в Yandex DataLens, который наглядно представляет, визуализирует, объясняет и анализирует данные. А затем на основе выводов подготовили собственную концепцию игры.

Призеров и победителей олимпиады определили в конце апреля. Они смогут претендовать на дополнительные баллы к ЕГЭ для поступления в НИУ ВШЭ, Университет МИСиС, СПбГУ и другие вузы-партнеры, а также призы от «Яндекса».

Виктор Третьяков

Краснодарский край, 10-й класс

Мои отношения с информатикой сложились далеко не сразу. Я немного отставал в теме Python и даже получил двойку за тест. Стал заниматься, чтобы исправить оценку, и внезапно заинтересовался, начал получать одни пятерки и даже обгонять школьную программу. Сначала опирался на видео на ютубе и даже не знал про «Яндекс Учебник». Стал писать простенькие программы вроде «Змеек» и решать задания из ЕГЭ. Родители меня поддерживали: они считают, что ИТ — прибыльная сфера, да и в любом случае знания по информатике мне в жизни пригодятся.

Я живу в Краснодарском крае и учусь в физико-математическом классе. На уроках информатики мы изучаем теорию, потом делаем практические задания за компьютером. Поучаствовать в олимпиаде мне, как и другим ученикам, предложила учительница. Тогда же я узнал и про «Яндекс Учебник» и стал готовиться. Сначала не очень-то верил в себя и, скорее, участвовал, чтобы просто проверить свои знания. Мне нравились задания, связанные с робототехникой; были и сложные, например с программированием. И вот в первом туре я набрал 109 баллов из 111. Решил продвигаться дальше — во второй тур. В классе у нас прошли всего лишь два человека, считая меня. Набрал в тестовой части 48 из 50 и тогда обрел уверенность в себе. Так в итоге занял первое место.

В практической части нужно было составить концепцию собственной игры. Моя называется Shadows of Paris — это многопользовательская VR-игра от первого лица, в которой предлагается исследовать город со множеством тайн и загадок. Мне нравится атмосфера Парижа, особенно не туристического, а мрачного, это такой альтернативный город. В плане сюжета вдохновляла PhasmophobiaМногопользовательская компьютерная игра в жанре survival horror, в которой команде игроков нужно отправиться в дом с приведением, выжить и правильно определить вид призрака. [18+] — кооперативная игра, в которую можно поиграть с друзьями, она довольно смешная.

Хотелось сделать что‑то мрачное, но не совсем хоррор, а скорее расследование в кооперативе. В «Фазме» нужно определять призрака, а тут, например, — выяснять, кто замешан в происшествии. Можно добавить выезд на задания, ограниченное время на поиск ответа, награду за правильное решение. Думаю, у такой игры должен быть большой сюжет и красивая рисовка, потому что что‑то мультяшное тут вряд ли подойдет. Кроме того, по моей задумке, город должен преображаться по ходу выполнения заданий и продвижения по сюжету.

При создании успешной игры важно и опираться на данные, и импровизировать. Расчет задает направление, а авторский подход добавляет индивидуальности. Проект в принципе не станет популярным, если один в один похож на другие. Например, Subnautica добилась успеха благодаря сеттингу. Происходит крушение корабля, но выживать приходится именно в воде — это было очень необычно для своего времени.

Думаю, в школе не особо верили, что я могу победить в олимпиаде, но очень обрадовались, когда узнали результаты. Наверное, дело в том, что я так внезапно начал увлекаться информатикой и преуспел. А вот дома во мне не сомневались: родители всегда меня очень поддерживают.

За победу мне должны дать дополнительные баллы в конкурсе цифровых портфолио «Талант НТО» в компетенции «Программирование». Если победить уже там, можно получить дополнительные баллы к ЕГЭ. Этой возможностью я, естественно, планирую воспользоваться. Кроме того, подарили «Яндекс Станцию Миди», термокружку, умную розетку, наклейки и шопер.

Пока не знаю, куда хочу поступать, но точно на ИТ-направление, раз нашел себя в этом. Мне интересно программирование на разных языках — от Python до JavaScript, а также аналитика данных.

На олимпиаде мне понравилось искать закономерности и делать выводы на основе таблиц с данными, выявлять самую ценную информацию. Хочу еще попробовать самостоятельно собирать данные для анализа.

Рекламодатель: ООО «Яндекс»
Расскажите друзьям