Что произошло?
В последний месяц лета россияне начали массово приходить в МФЦ с требованием удалить их биометрические данные. «Коммерсант» пишет, что с 21 по 30 августа в Дагестане было зарегистрировано 11 тыс. таких заявлений, при этом за весь предшествующий 2023 год их было всего 4000. В других регионах ситуация похожая: в Башкортостане — 13,3 тыс. заявлений c 21 по 29 августа против 5000 за период с 1 июня по 21 августа, а в Удмуртии только за последнюю неделю лета приняли около 4700 отказов.
Ажиотаж спровоцировала рассылка в мессенджерах: в распространившихся сообщениях говорилось, что заявление об отказе можно подать только до 31 августа, а сбор биометрии приведет к массовому чипированию. РБК отмечает, что чаще всего заявления с отказом пишут те, чьей биометрии даже нет в базе.
Если поискать информацию по слову «биометрия» во «ВКонтакте», то можно обнаружить, что многие пользователи ссылаются на выпуск программы «Святая правда» на телеканале «Царьград», который вышел в марте 2021 года. В нем протоиерей Андрей Ткачев рассказал, что сбор биометрических данных приведет к тотальному контролю над человечеством и воцарению Антихриста.
На деле же никакого запрета на отказ от биометрии нет. Сделать это можно в любой момент. Единственное нововведение затрагивает тех, кто собирает биометрию, — в основном это банки. Они должны загрузить все данные в Единую биометрическую систему до 31 сентября. Если человек против передачи этой информации, то он также может отказаться — нужно уведомить, например, свой банк или место, в котором он сдавал биометрию, до этой даты.
Что такое биометрия и где ее собирают?
Под биометрией понимают уникальные характеристики человека, которые фиксируют на электронных носителях: например, фотографии лица, аудиозаписи голоса, изображение сетчатки глаза или рисунка вен на ладони. Собирать такие данные сейчас могут только банки и портал «Госуслуги», закон запрещает это делать через банкоматы и кол-центры. Сдается она исключительно добровольно — организации не могут требовать биометрию для оплаты услуг.
Если вас когда‑то фотографировали в банке, то, вероятнее всего, ваша биометрия есть в распоряжении организации. Проверить, так ли это, можно непосредственно в банке, например, обратившись в службу поддержки. Также, если вы отправляли свое фото на портал «Госуслуги», стоит проверить статус своей биометрии там.
Где может использоваться биометрия?
Сейчас биометрические данные могут пригодиться при оформлении финансовых услуг — например, для открытия вклада или кредита, создания электронной подписи или покупки eSIM. Также ими можно воспользоваться при оплате проезда в московском метро.
Что говорят чиновники?
Сенатор Андрей Клишас в своем телеграм-канале написал, что принудительного сбора таких данных не планируется. Он отметил, что по закону организациям, которые собирали биометрию, больше нельзя хранить ее у себя — только в Единой биометрической системе. «Закон установил право граждан на предоставление биометрических персональных данных, но никак не обязанность. При этом право граждан отказаться от сбора и хранения таких данных не ограничивается каким‑либо сроком», — заявил чиновник.
Минцифры тем временем пытается успокоить тех, кто боится слежки и записи телефонных разговоров: «Единая биометрическая система не подключена к камерам видеонаблюдения и не используется для слежки, так как ее функционирование строго ограничено предоставлением услуг в гражданской сфере».
Можно ли собирать и использовать биометрию человека без его согласия?
Минцифры уточняет, что для сдачи биометрии необходимо письменное согласие. Но в банках этот пункт нередко есть в договорах, которые люди могут подписать, не вчитываясь.
Как отказаться от хранения биометрических данных?
Для этого нужно обратиться в МФЦ с паспортом и написать соответствующее заявление. На «Госуслугах» свои данные можно удалить в разделе «Биометрия». В Сбербанк придется прийти лично с документом, удостоверяющим личность.
Опасно ли сдавать и хранить биометрию?
Представители сервиса «Единая биометрическая система» уверяют, что использование биометрии безопасно. Такие данные хранятся отдельно от персональных — сведений о паспорте, ИНН и СНИЛС. В биометрическом банке содержатся не сами фотографии человека или аудиозаписи его голоса, а обезличенные математические коды — векторы. Дешифровать их невозможно, то есть даже если информация попадет в руки мошенников, то они не смогут перевести код в изображение или воспроизвести из него голос. При этом подделать биометрию вряд ли получится: системы считывают только живое присутствие человека.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ в разговоре с Российским агентством правовой и судебной информации (РАПСИ)
«Биометрические данные в Единую биометрическую систему (ЕБС) собираются с целью не только идентификации, но и главным образом для аутентификации, то есть для того, чтобы разрешать другим системам допускать нас к юридически значимым действиям на основе биометрических данных. Сам по себе сбор биометрии не является злом. Я не знаю, с чего население так решило. Но, опасаясь социального рейтинга, слежки, каких‑то мифических угроз полного оцифрования личности, наверное, всего того, что красиво вычитывается из футуристических романов и антиутопий, население [выступает] против этого.
Нужно понимать, что развитие техники со временем позволит подделать любой документ с такой точностью, а подпись с такой легкостью, что мы замучаемся доказывать, что тот или иной документ подписали не мы. Экспертиза не будет давать однозначного ответа, что подпись подделана. В этом смысле биометрия защищает значительно больше, нежели ее отсутствие. Поэтому здесь нужно всегда эти риски взвешивать и соотносить.
Отказ от сбора биометрических данных — это абсолютно правильное действие, но я думаю, что, после того как пройдут истерия и первый страх, количество таких отказов будет минимальным. И те, кто сейчас написал такой отказ по разным причинам, постепенно могут передумать. Тем более что передумать можно в любой момент сколько угодно раз: как запрещать сбор биометрии, так и разрешать».