Изучайте разные культуры
ООН определяет толерантность как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Именно поэтому важно рассказывать и показывать детям, насколько разнообразна мировая культура и традиции.
К этому можно подходить с академической точки зрения — изучение иностранных языков, мировой литературы и истории, искусства и культур разных цивилизаций важно для понимания, насколько разнообразен мир. Но и путешествия, и общение с теми, кто живет в разных странах, и мультики, комиксы и книжки о том, как живут взрослые и дети в разных уголках мира, сработают не хуже.
Выбирайте игрушки с разнообразной внешностью
Несмотря на обилие брендов, производящих игрушки, разнообразие внешности кукол все еще остается серьезной проблемой: чтобы отыскать пупса с небелой кожей, азиатским разрезом глаз или другими особенностями внешности, вам придется приложить усилия. Но они точно окупятся.
«Куклы, представляющие различные этнические группы и культуры, — лучший инструмент, чтобы рассказать детям о разнообразии и толерантности», — считает Минако Судзуки Лоу, создательница бренда игрушек BOKUNO, который специализируется на изготовлении тряпичных кукол с самой разной внешностью.
Ее мнение подкрепляют исследования: игры с куклами с нетипичной внешностью или физическими особенностями помогают детям принимать людей с аналогичными особенностями в реальной жизни и быстрее устанавливать с ними дружеский контакт.
Обсуждайте «непростые» темы
Одна из причин возникновения нетерпимости к другим — страх перед неизвестным, незнакомым и непонятным. А лучший способ бороться с этим страхом — это навык обсуждать то, что непонятно, пугает или отличается от привычного.
Часто этот же страх объясняет, почему нам сложно говорить с детьми на «неудобные» темы: мы и сами не всегда толком понимаем, что происходит. Почему люди с ментальными или физическими особенностями ведут себя иначе? Стоит ли бояться приезжих, которые выглядят совсем не так, как мы? Как живут семьи, непохожие на мою? Обсуждая все эти вопросы с ребенком вы наверняка найдете важные ответы и для себя.
Не транслируйте стереотипы
Стереотипы — это неотъемлемая часть нашей жизни. Иногда мы руководствуемся ими, принимая решения, иногда транслируем их неосознанно в виде шуток или цитат из всем известных фильмов или книг. Но дети, в отличие от взрослых, склонны воспринимать всю внешнюю информацию буквально и моментально встраивать ее в собственную картину мира. Именно поэтому нам сложнее всего подвергать сомнению стереотипы, которые берут корни в родительской семье: мы с детства считаем их правдивой информацией о том, как устроена реальность.
Между тем, стереотипы вредны для детей не только потому, что мешают принимать других, но и с точки зрения ограничений возможностей. Стереотип — это барьер, который не дает выйти за рамки заранее известных сценариев, мешает проявлять креативность и находить более релевантные решения в стремительно меняющемся мире.
Научите ребенка противостоять буллингу и защищать тех, кого травят
Буллинг в детских коллективах — прямое последствие отсутствия внимания к развитию эмпатии и толерантности с самого раннего возраста. Разумеется, буллинг — это комплексная проблема, решать которую должны взрослые. Но понимание о том, что это такое и как стоит вести себя в любой из позиций в ситуации травли, критически необходимо каждому ребенку.
Психолог, медиатор
Объяснить ребенку, что такое толерантность, можно буквально в одной фразе: «Я вижу, что ты другая или другой; вижу, что ты отличаешься от меня, и принимаю это». Это знание необходимо абсолютно каждому человеку, и уж точно оно важно для детей, которые родились и растут в такой большой, мультинациональной и мультикультурной стране, как Россия. Поэтому объяснять ребенку, что люди разные, и учить принятию других с детства, безусловно, нужно.
И семья здесь играет крайне значимую роль. Способность к эмпатии и принятию других развивается в близких отношениях и закладывается в самом раннем возрасте. Толерантности невозможно научить на уроке в школе — она приходит в мир ребенка вместе с другими ценностями родителей. Если родители сами осознают важность компромисса, договоренностей, сострадания к чужим трудностям, то ребенок легко сможет перенять такие установки. Вам останется только развивать тему, обсуждая культуру разных народов, национальные костюмы и традиции, какие‑то интересные особенности быта.
В таком же ключе можно обсуждать с ребенком любое разнообразие нашего мира: то, что люди различаются по внешности, цвету кожи; что существуют разные состояния здоровья и особенности, которые являются нормой, несмотря на то что могут выглядеть непривычно. Чем больше примеров интеграции разных людей в общество ребенок будет видеть, тем шире будет его или ее спектр принятия.
Когда мы об этом говорим и показываем ребенку разнообразие нормы, такие разговоры и становятся залогом формирования толерантности.
Нашим детям предстоит довольно долгая жизнь. Хотя бы однажды каждому человеку приходится столкнуться с ситуацией, где он или она отличается от большинства и сам становится ограничен в возможностях: внезапная травма или перелом; внезапный серьезный диагноз — СДВГ, диабет, что‑то еще. Если человек с самого детства готов к тому, что у разных людей может быть разная внешность, физические данные и другие особенности, ему будет намного легче адаптироваться к ситуации, где «другим» становится он сам.
Сейчас есть много хороших книжек и мультфильмов, которые учат детей и родителей принимать и понимать различия и общаться с людьми с особыми потребностями. Нельзя не упомянуть мультфильм и книгу «Про Диму» проекта «Детям о важном», а также невероятно трогательный испанский короткий метр «Струны» о детской чуткости и принятии.
На примере таких мультиков и книг, а также на примере реальных ситуаций об этом всем и стоит говорить с ребенком. У моей дочери непереносимость лактозы, у ее одноклассницы псориаз, а у другой диабет. И это все помогает обсудить то, насколько разными бывают потребности у людей в зависимости от обстоятельств.
Избегать обобщений и стереотипов тоже очень важно. Мы не говорим «все русские такие-то, а все португальцы, американцы, французы и так далее — еще вот какие‑то». Наоборот, стоит рассказать ребенку о том, как важно замечать индивидуальность каждого и в первую очередь видеть в человеке человека, а не набор ярлыков.