Психолог, коуч
Истерикой мы обычно называем чрезмерно бурную эмоциональную реакцию на внешние обстоятельства или события. У малышей она сопровождается громким криком и хаотичной двигательной активностью. От капризов, ссоры и сопротивления отличается именно чрезмерностью эмоциональных проявлений, а также устрашающим поведением: падением на землю, разбрасыванием или поломкой предметов, битьем о стены или атакой на окружающих.
Иногда это способ коммуникации, который ребенок использует, чтобы добиться выполнения своих желаний. Возможно, он не умеет говорить, не владеет жестовой речью; тогда крик становится единственным способом сообщать о своих потребностях.
Бывает и так, что ребенок вполне может общаться альтернативными способами, но предпочитает истерику. Значит, в его представлении это наиболее эффективная стратегия получения желаемого.
Также истерика может быть аффективной реакцией на слишком сильный стресс — разовый или длительный. Такие истерики могут случиться как будто на пустом месте, внезапно. И их причина может быть не всегда понятна взрослым. Например, неделю ребенок ходил в детский сад без особых проблем, и вдруг там с ним случается длительная истерика, которая не заканчивается, пока его не забирают домой. Можно предположить, что здесь мы имеем дело именно с накопительным эффектом от регулярного стресса. Но, конечно, в каждой ситуации нужно разбираться.
Как быть, если ребенок выбирает способ добиваться желаемого при помощи истерик?
Чаще спрашивайте ребенка, чего он хочет, в каком он состоянии. Учите называть переживания словами: «я голоден», «устал», «не могу идти» и так далее.
Учите ребенка договариваться, просить или даже настаивать на своем словами, а не криком. Торг, переговоры, техники ненасильственного общения, «я-сообщения» — все это варианты коммуникации, которые полезно освоить и детям, и взрослым. Освоить навык переговоров помогут детские книги. Например, «Проблема на водопое» — добрая история, которая научит малыша ненасильственному разрешению конфликтов.
Проанализируйте свое поведение, чтобы понять, чего вы сами боитесь. Почему ребенок выбирает истерику как наиболее эффективный способ воздействия на вас? Ответ очевиден: потому что этот способ работает. Оцените количество запретов и ограничений, которые вы пытаетесь вводить. Возможно, их слишком много, а возможно, наоборот, практически нет.
Если вы поняли, что ребенок так с вами общается, но умеет это делать по-другому, то не поддерживайте такой способ общения. Дети не пользуются неэффективными стратегиями, так что очень многое зависит именно от реакции родителей.
Если истерика — это аффект, а не предпочитаемая тактика, то предугадать момент ее начала может быть сложно даже внимательным родителям.
Что делать, если она уже началась?
У истерики две фазы: фаза требования и фаза расстройства. Нет смысла пытаться успокаивать ребенка на фазе требования. Важнее предоставить ему возможность в безопасной обстановке пережить фрустрацию. Затем по мимике и тону крика вы увидите, что начинается вторая фаза. И вот здесь, конечно, стоит помочь ребенку успокоиться тем способом, который в большей степени ему подходит. Чаще всего это тактильный: обнять, погладить, находиться рядом без осуждений и объяснений.
Поддержите себя
Пытаться договариваться с маленьким ребенком, что он не будет истерить, бессмысленно: это вне контроля ребенка — он или она не сможет выполнить свои обещания, но наверняка почувствует, что не соответствует вашим ожиданиям, и будет еще больше расстраиваться.
А вот понимание, что истерика конечна, очень ценно, чтобы оставаться заботливым взрослым даже в момент, когда ребенок ведет себя невыносимо.
Часто, когда ребенок истерит, родитель чувствует беспомощность именно из‑за того, что не может это прекратить. Это пугает и злит. Важно понимать, что есть вещи, которые находятся вне вашего контроля. Их много, и эмоциональное состояние вашего ребенка — одно из них. Вы можете влиять на него, но не можете полностью контролировать. Вы не можете успокоиться за него, он должен научиться это делать сам. И у него есть все необходимые возможности для этого.
Займитесь своим эмоциональным состоянием в первую очередь. Придумайте себе «волшебные» фразы для собственного успокоения. Например, представьте, что рядом с вами находится мудрый человек, которому вы доверяете. Что бы он сказал вам в ситуации, когда ваш ребенок в истерике? Когда вы услышите слова, которые вас успокоят, запомните их и говорите себе всегда в подобных ситуациях.
Врач — невролог-эпилептолог, кандидат медицинских наук
Эмоциональное напряжение и истерики у детей могут не только быть проявлением психологических особенностей, но также возникать на фоне нарушений работы всего организма, и в частности нервной системы.
Существуют состояния, истощающие организм: к ним можно отнести дефициты витаминов и микроэлементов, гормональные нарушения, хронические инфекции и прочие. Так, например, дефицит железа при анемии или дефицит витамина D будут проявляться у детей плохим настроением, плаксивостью.
Особое место в причинах истерик у детей занимают неправильное распределение сна и бодрствования в течение дня, отсутствие режима, недостаток времени на свежем воздухе. Дело в том, что мы, взрослые, если не выспимся или устанем, чаще всего просто будем вялыми и безынициативными. А у детей все наоборот: если их нервная система не придет в равновесие во время качественного сна, на следующий день они будут более возбужденными и импульсивными.
Может ли истерика случиться во сне?
Часто ко мне на консультацию обращаются с малышами, истерики у которых случаются во время ночного сна. Многим родителям знакома ситуация: среди ночи на ровном месте ребенок начинает кричать, глаза открыты, но он отбивается и не реагирует на попытки успокоить… Просто ужас для всей семьи! И имя этому явлению — ночные страхи и кошмары.
Ночные страхи и ночные кошмары — разные состояния. Оба они относятся к парасомниям — феноменам, специфически связанным с процессом сна, но необязательно с его расстройством. А чем же они отличаются?
Ночные страхи возникают примерно через 2 часа после засыпания. Сознание ребенка при этом спутано, часто он агрессивно отбивается при попытках его разбудить. После чего самостоятельно засыпает и утром обычно эпизода не помнит.
Ночные кошмары возникают в утренние часы. Ребенок плачет уже во время или после пробуждения. Его сны очень реалистичны, но он реагирует на речь родителей, и его можно разбудить. После кошмаров дети просыпаются, быстро приходят в полное сознание и помнят, что их испугало.
Пиковый период появления ночных страхов — время отказа от дневного сна. Ребенок устает за длительное время бодрствования, система регуляции ритмов сна перегружается. Противоречие в работе структур и отделов мозга выражается в наиболее сильной и древней эмоции — страхе.
Как помочь малышу?
Отрегулируйте режим дня, организуйте уютное и безопасное место для сна, обеспечьте шторы блэкаут и тишину.
Снизьте эмоциональную нагрузку и ограничьте взаимодействие с экраном, особенно во второй половине дня.
Сведите к минимуму тревожные дневные переживания, временно ограничьте поток новых впечатлений.
Подарите малышу игрушку-защитника, которая будет всегда рядом во время сна.
При повышенной тревожности ребенка пользуйтесь радионяней: так вы сможете быстрее прийти к ребенку, чтобы успокоить его, а малыш будет уверен, что его всегда услышат.
Если истерики во время сна не проходят и регулярно повторяются, это может быть проявлением эпилептического приступа. В таком случае ребенку показаны консультация невролога и обследование.
Истерики у детей с РАС
Одна из возможных особенностей поведения у детей с РАС (расстройство аутистического спектра) — мелтдаун (meltdown), эмоциональный срыв. Термин взят из ядерной физики и обозначает состояние, при котором от перегрева начинает гореть обшивка ядерного реактора. Это достаточно точно передает, что в такие моменты происходит с ребенком, ведь у людей с РАС уровень стресса выше, чем у остальных.
Такое состояние начинается и заканчивается достаточно резко; физиологически оно обусловлено выработкой большого количества гормонов стресса и нейромедиаторов возбуждения. И у детей, и у взрослых с РАС это не осознанно выбранное поведение, а неконтролируемое обостренное чувство напряжения.
Во время срыва ребенок может демонстрировать такие крайние поведения, как крик, самоповреждения, агрессивные и повторяющиеся действия; возникает риск травмировать себя или окружающих. Сами срывы могут быть крайне стрессовыми как для человека с аутизмом, так и для оказывающих ему поддержку людей.
Важно помнить, что последней каплей, которая приведет к перегрузке и срыву, может оказаться «не самая значимая» с точки зрения нормотипичного человека проблема. Повод зачастую выглядит сущим пустяком, если в полной мере не понимать уровень стресса и тревожности человека с аутизмом.
Что может помочь ребенку в состоянии истерики или мелтдауна?
Сохраняйте спокойствие.
Не задавайте слишком много вопросов. Не просите успокоиться — помогите понять, как это сделать.
Если ваш ребенок и окружающие в этот момент в безопасности, не стоит активно приводить его в чувство, трогать и пытаться что‑то объяснить. Это вряд ли поможет, но усилит эмоциональный накал.
После переживания пика эмоций постарайтесь просто быть рядом, обеспечить физический контакт и тепло.
Дайте ребенку отдохнуть, сделайте паузу в занятиях и новых впечатлениях.
Психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз»
К какому специалисту идти, если вас беспокоят детские истерики?
Детские истерики — одна из частых причин обращения родителей к специалистам. Часто поведение ребенка выглядит настолько пугающим, что родители начинают подозревать, что это результат неврологических нарушений, и идут к неврологу. В этом случае они ожидают, что ребенку назначат какие‑нибудь успокаивающие препараты и его поведение изменится к лучшему.
Дело в том, что детские истерики обычно становятся результатом неэффективных воспитательных стратегий, которые используют взрослые.
Если говорить о развитии мозга маленького ребенка, то дошкольнику действительно труднее подавлять свои импульсы и отказываться от «хочу» в пользу «нужно». Но это как раз и является частью процесса воспитания — подготовить ребенка к тому, что такие ситуации случаются в жизни.
В каких случаях можно предположить, что дело совершенно не в том, что ребенок «нервный» (мы сейчас говорим о детях старше 3 лет)? Если истерики случаются только с определенными людьми или в определенных обстоятельствах: например, дома они есть, а в детском саду их не бывает; с мамой ребенок их устраивает, а с папой, бабушкой и няней — нет.
Дети быстро замечают, что истерика может быть эффективным способом получения желаемого. И начинают это использовать для того, чтобы получить желаемое: внимание взрослых, одобрение, подтверждение своей значимости или просто какие‑то вещи, которые они хотят прямо сейчас. Также ребенок может устраивать истерику, чтобы предотвратить появление каких‑либо нежелательных событий или не делать то, чего от него требуют.
Некоторые дети во время истерики могут падать на пол, биться головой о предметы — это выглядит страшно, но при этом вы не замечаете синяков или ссадин на теле ребенка. То есть он все-таки в состоянии не допускать самоповреждения. Появление и закрепление такого типа истерик — следствие педагогических ошибок, которые при желании можно исправить. Вот на что стоит обратить внимание в первую очередь.
Сформулируйте правила и запреты, которые будут соблюдать все члены семьи. Не допускайте ситуации, когда кто‑то из взрослых разрешает все, а кто‑то другой излишне строг.
Постоянство — залог спокойствия и безопасности. Требования к ребенку со стороны взрослых должны быть стабильны, а не «сегодня нельзя, а завтра можно».
Утешайте, но не идите на поводу у ребенка. Избегайте ситуаций, когда после истерики малыш получает желаемое.