Что произошло?
23 августа 2022 года стало известно о сделке по обмену активами между компаниями VK и «Яндекс».
«Яндекс» решил отказаться от ресурсов «Дзен» и «Новости». Сервис доставки еды Delivery Club, который ранее принадлежал VK, становится теперь частью бизнеса «Яндекса». Компания уже владеет собственной службой доставки — «Яндекс Едой». Для завершения сделки необходимо получить одобрение ФАС, закрыть ее планируется до конца года.
Это что‑то поменяет?
«Яндекс» заверил, что пользователи не ощутят серьезных изменений. Бренд Delivery Club продолжит свое развитие, его приложение и сайт будут работать как раньше. «Яндекс Еда» и Delivery Club перейдут на единую технологическую платформу. Это означает, что рестораны, работающие в одном из агрегаторов, появятся и в другом.
Компания рассказала о плюсах слияния двух сервисов. Из‑за увеличения плотности заказов курьеры будут чаще выполнять их в одном районе и больше зарабатывать, а клиенты сервисов — быстрее получать еду. «Яндекс» пообещал, что сохранит для курьеров предлагаемые Delivery Club преимущества и включит новые: страховку на время доставки, аналог больничных, юридическую помощь и так далее.
Компания присоединит к платформе для продвижения и общения с клиентами магазины и рестораны, ранее сотрудничавшие с Delivery Club. Также те смогут принять участие в работе независимой отраслевой комиссии, которую создала «Яндекс Еда» для соблюдения «принципов открытого и равного взаимодействия между фудтехсервисами».
Компания не уточнила, будут ли агрегаторы позиционировать себя на рынке по-разному. Например, так было с брендами «Яндекс Такси» и Uber, которые после слияния бизнесов оказались в одной категории и развивались по разным бизнес-моделям. О подробных планах по интеграции двух сервисов «Яндекс» сможет рассказать после получения решения ФАС, сообщили в пресс-службе компании.
Что рестораторы думают об этом?
С «Яндекс Едой» и Delivery Club на рынке конкурируют среди прочих два крупных игрока: «Сбермаркет» и «Самокат». Часть рестораторов опасается, что в результате сделки по слиянию двух фудтехгигантов рынок доставки еды из заведений фактически будет монополизирован. «Почти монопольное положение крупнейшего агрегатора приведет к повышению ставок для ресторанов, это приведет к неизбежному росту цен на меню доставки», — писал в своих соцсетях основатель «Додо-пиццы» Федор Овчинников.
Сеть пиццерий на протяжении всего существования принципиально отказывалась от сотрудничества с агрегаторами, считая их губительными для развития ресторанного бизнеса. В 2020 году «Додо-пицца» занимала третье место в рейтинге ведущих игроков на рынке доставки по версии РБК. На первой и второй позициях находились Delivery Club и «Яндекс Еда» соответственно.
Председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров и основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба» Сергей Миронов предполагает, что слияние агрегаторов может привести к появлению небольших игроков на рынке. По его наблюдениям, рост тарифов давно стал стимулом для заведений развивать собственные службы доставки. Возможность смягчения условий для клиентов и партнеров сервисов пресс-служба «Яндекса» пока не комментирует.
Впрочем, сейчас Миронов настроен оптимистично: «В последние годы Delivery Club и „Яндекс Еда“ стали гораздо плотнее работать и с отдельными ресторанами, и с профильными ассоциациями, в том числе с Федерацией рестораторов и отельеров. Раньше найти компромиссы было практически невозможно, но сейчас они развернулись лицом к ресторанному сообществу». Эксперт добавил, что Delivery Club и «Яндекс Еда» сосуществовали в одной парадигме, а способы доставки и цены были очень похожи, поэтому сейчас для ресторанов может исчезнуть проблема выбора между двумя агрегаторами.
Возможно, и для самих клиентов тоже. В исследовании 2022 года выяснилось, что 87% пользователей безразлично, кто доставит их заказ: курьеры агрегаторов, собственная или сторонняя служба доставки.
Управляющая и сомелье ресторана Charlie в Санкт-Петербурге
Мне кажется, это выглядит просто как поглощение своего главного конкурента, и все. По сути, не вижу никакой разницы для пользователей, например как некогда было с объединением сервисов «Яндекс Такси» и Uber. Работают они одинаково, только интерфейс в первом удобнее, и внутренних проблем бывает меньше. Может, объединение с «Яндексом» для Delivery Club станет точкой роста и улучшения работы.
С последним мы не работали как раз потому, что на них часто жаловались наши гости, когда получали заказы не в том виде или не получали их вовсе. Надеемся, что в связи с этой покупкой компания станет сильнее, а сервисы станут работать только увереннее.
Владелец ресторанов Ava, Patriki, шеф-повар
Не вижу ничего хорошего в объединении этих агрегаторов. Конкуренция — это борьба за достижение целей через предоставление лучших условий и услуг. Таким образом, отсутствие состязательности в бизнесе само по себе отрицательно сказывается на предоставлении максимального количества услуг за минимальные деньги. В итоге потребители вынуждены покупать то, что есть, за ту цену, которую назначит монополист, и полет фантазии в этом вопросе никакой здравый смысл не сможет остановить.
Заместитель исполнительного директора ресторана Babú
В свете последних событий мне кажется, что это слияние не несет ничего глобально нового. Вспомним хотя бы не столь давнее объединение «Яндекс Такси» и Uber. Думаю, что однозначно теперь мы можем строить догадки, не будут ли условия для ресторанов и баров ухудшаться в связи с некой монополизацией. Надеюсь, что с точки зрения качества и сервиса все будет идти в гору — это то, к чему, в конце концов, стремятся все участники рынка.
Директор по маркетингу сети кафе «Хлеб насущный»
Слияние было ожидаемо. Крупные игроки рынка стремятся к расширению и созданию экосистемы, адаптированной под запросы потребителя. Можно предположить, что для обеих сторон, конечных пользователей и партнеров появление самого крупного агрегатора упростит большинство процессов или сделает их более доступными. Остаются открытыми вопросы в части коммуникации с клиентом и технической поддержки партнеров. Сейчас это наиболее болезненные места. Кафе «Хлеб насущный» активно развивает доставку и успешно сотрудничает с обоими агрегаторами. Полагаю, слияние позволит увеличивать долю доставки в товарообороте компании более динамично.
Руководитель направления по коммуникациям ГК «Шоколадница»
Полагаем, что сервисы смогут обменяться своими сильными сторонами, и это даст толчок всему рынку. При этом есть некоторые переживания по поводу NDA, а также того, как это все будет организовано юридически. Очень надеемся, что здоровая конкуренция все равно сохранится: оба бренды оставляют, что и продолжит двигать рынок.