Психолог, сертифицированный монтессори-педагог школы «Смайлик» и мама двоих детей
Создайте условия для самостоятельности
Мария Монтессори была уверена: с момента рождения ребенок стремится к независимости от взрослого. Это относится как к физическому, так и к умственному развитию — по мере роста дети обретают свободу движения, и параллельно с этим растет их тяга к познанию мира, к поиску своего места в нем, к духовной автономии.
Иначе говоря, самостоятельность — это естественная жизненная потребность человека. Если вы ее поощряете с младенчества, ребенок будет хотеть осваивать что‑то новое, при этом постепенно научится чувствовать границы и осознавать ответственность за свои действия.
На практике это означает создание такой среды для ребенка, в которой он без посторонней помощи может чувствовать себя успешным: сам залезть в кроватку и вылезти оттуда, одеться, выбрать и взять то, что нравится, провести игру, убрать за собой. Двигаться и выполнять дела со своей скоростью, самому выбирать, что сейчас интересно. А еще — самостоятельно совершать ошибки и исправлять их: разбить чашку, разлить воду, рассыпать игрушки, а затем собрать осколки, вытереть, сложить все на место.
Разместите все на уровне рук и глаз ребенка
Чтобы ребенок мог справляться с делами сам, важно, чтобы мебель и предметы вокруг подходили ему по росту и по размеру. Подберите удобный по высоте стол и стул, на который легко сесть самостоятельно. Чтобы пользоваться стулом было комфортно, ноги ребенка должны доставать до пола, когда он сидит.
Поставьте невысокий стеллаж, где будут храниться игрушки и материалы для занятий. Расположите вещи на полках свободно. Лучше всего разложить их на небольшие подносы или в открытые корзинки — это особенно важно для детей в возрасте до 3 лет, им не подходят коробки с крышками, даже если на них нарисовано то, что лежит внутри. Когда все на виду, легко самому взять предметы, отнести на рабочее место и потом убрать обратно.
Учитывайте не только рост, но и другие физические способности ребенка: силу, ловкость, мелкую моторику. В два года человеку сложно открыть коробку, вынуть предметы, закрыть крышку, а потом проделать всю последовательность еще раз, чтобы убрать за собой. Но сложить их в корзину или на поднос ему будет по силам — это и есть создание условий для самостоятельности.
Выделите зону творчества
Дошкольникам для творчества обычно достаточно самых простых материалов и в небольшом количестве: несколько листов бумаги разного размера и цвета, цветные карандаши и точилка, пластилин или соленое тесто в контейнере. Расположите все предметы, необходимые для творчества, недалеко друг от друга. Например, на одной полке стеллажа.
Всем спокойнее будет жить, если творчество будет ограничено в пространстве. Для этого можно ввести и объяснить ребенку правило: мы рисуем, лепим, вырезаем и клеим за столом. Желательно на моющейся подложке, чтобы не бояться, что стол испачкается. Если ребенок любит рисовать красками, можно поставить в зоне творчества детский мольберт и повесить рядом с ним непромокаемый фартучек — он защитит одежду от пятен.
Предоставьте возможность активно двигаться
Хорошо, если в детской есть место, чтобы разместить шведскую стенку или спорткомплекс — это сделает движение, разминку, лазанье и прыжки повседневным занятием. Но если оборудовать большой спортивный уголок не получается, попробуйте организовать компактную зону с инвентарем для физической активности. Заведите корзину с несколькими ортопедическими ковриками-кочками. Ребенок сам может их разложить, походить, попрыгать и потом убрать. Еще пригодится мешок с мягкими мячиками, которые можно кидать в мишень на стене или метать в ведро на расстоянии. Предложите ребенку освоить балансир или другой небольшой тренажер. Многим детям нравятся карточки с позами йоги — они тоже не займут много места, как и коврик для занятий.
Оборудуйте уголок для чтения
Привить любовь к книгам — мечта многих родителей. Классно, когда у ребенка есть своя библиотека. Но выставлять сразу все книги на обозрение не нужно. Тем, кому 2–3 года, достаточно иметь в доступе 5–6 книг. Дети в возрасте от 4 до 6 лет уже могут ориентироваться в большем количестве — для них на виду можно оставить десяток книжек.
Остальные лучше убрать в закрытый шкаф, чтобы не отвлекать ребенка и дать возможность сфокусироваться на содержании книг.
Не забывайте, что в домашней детской нет задачи повторить обстановку школы или сада. Там больше места занимают учебные материалы, а дома важнее создать комфортную обстановку для отдыха. Уголок для чтения — как раз идеальное место для этого. Поставьте около книжной полки удобное детское кресло или постелите коврик и добавьте пару подушек. Еще в этом уголке можно разместить магнитофон или плеер с наушниками для прослушивания аудиосказок и музыки.
Определите постоянное место для всех вещей
Потребность в порядке для детей естественна. Особенно в раннем возрасте, в 1,5–2 года — в этот момент очень важны предсказуемость, система, последовательность.
Порядок помогает маленькому человеку адаптироваться к большому миру. Знание о том, что у каждой вещи есть свое место, дает ребенку возможность оказаться в ситуации успеха: он или она всегда может самостоятельно найти то, что нужно, и вернуть на место. Заранее подобрать вещам удобные места — задача взрослых, также как и научить ребенка алгоритмам взаимодействия с ними: взяли — поиграли — убрали.
Привычка сидеть за столом во время занятия или игры поможет задать верную последовательность действий: выбрали занятие, принесли все для него на стол, позанимались или поиграли, убрали предметы со стола на место. Для занятий на полу пригодится плотный безворсовый коврик, который можно легко скрутить и убрать. В начале игры он разворачивается, после того как игра окончена, все предметы с него отправляются на место, а коврик сворачивается обратно. Так детали не потеряются, игра не расползется на всю комнату, будет легче завершить занятие и убрать на место.
Уделите внимание организации гардероба
Если гардероб устроен так, что ребенку легко с ним взаимодействовать, он сможет одеваться самостоятельно. А вам не придется постоянно убирать сваленные в кучу вещи.
Поставьте около шкафа низкую скамеечку. Убедитесь, что крючки и вешалки на удобной высоте, полки не слишком глубокие. Лучше всего расставить на них отдельные контейнеры для разных мелких предметов: белья, носков, маек и так далее. Рядом со шкафом поставьте корзину для грязного белья, а если есть возможность — то и низкую сушилку для чистой одежды. Даже малыши возраста 2–3 лет с удовольствием сами развешивают постиранные вещи и снимают сухие, чтобы положить их на место!
В гардеробе для самостоятельного использования ребенку нужен минимум вещей. Он не может быть местом для хранения запасной одежды. Старшие дошкольники могут сами содержать в порядке до 5 предметов одного наименования, расположенных в отдельных ячейках в ящике комода или на полках. Такой минимализм еще и упрощает выбор и сокращает время сборов.
Обычно детей очень увлекает демонстрация того, как правильно складывать одежду. Многие становятся последователями метода КонМари и охотно сортируют вещи по цветам и скручивают в рулончики. Для взрослых это скучная обязанность, а для детей — интересный, творческий процесс.
Уберите лишние игрушки
Как быть с игрушками, если их реально очень много? — вопрос, который всегда интересует родителей. В современном мире столько интересных, классных игрушек для детей, просто глаза разбегаются! У ребенка они разбегаются еще сильнее. Сложно выбирать, сложно концентрироваться, сложно делать уборку. Поэтому помните главный принцип: меньше — лучше. И чем младше ребенок, тем меньше и это самое «меньше».
Часто родителям кажется, для того чтобы игра была интересной, игрушек нужно много. Тонны лего, сотни машин, коллекция кукол, чтобы было разнообразие. Огромная железная дорога — чтобы ребенок развивал фантазию и конструкторское мышление. На самом деле трехлетке не нужен полный комплект железной дороги из IKEA с десятью вагонами, станцией и светофором Brio.
Сложите в корзинку один-два вагончика, комплект из нескольких элементов полотна, чтобы получилось небольшое кольцо. Убедитесь, что все элементы легко соединяются и разъединяются. Поверьте, ребенок получит гораздо больше удовольствия от своей успешности, когда сам построит, сам прокатит вагончик по небольшому полотну и сможет сам вернуть на место.
Постепенно количество элементов железной дороги может увеличиваться. Но только когда человек освоится и дорастет до этого.
Следуйте за интересами ребенка
Располагайте в доступе то, чем ребенку нравится заниматься. И убирайте лишнее, к чему ребенок не демонстрирует интереса. Важно все время быть в контакте, наблюдать за ребенком и подбирать такие материалы, игры и занятия, которые будут подходить по возрасту и интересам. Ротация и постоянный выбор игрушек потребуют от вас дополнительных усилий, но они точно окупятся.
Монтессори-классы в садах и школах кажутся свободными и даже слегка аскетичными, потому что все предметы расположены низко, а на уровне глаз взрослых — пустота и воздух. Дома можно заполнить эту пустоту местами для закрытого хранения: повесьте на верхнем ярусе шкафы с дверцами, которые могут быть того же цвета, что и стены. Или выбирайте высокий шкаф с открытыми полками снизу и с дверцами наверху. Дополнительное место для хранения дома никогда не будет лишним!
Дайте возможность выражать свое мнение
Чтобы научиться поддерживать порядок без понуканий и давления, детям крайне необходимы ощущение принадлежности к дому, право голоса и посильная ответственность. Дайте ребенку возможность выражать свое мнение и принимать какие‑то бытовые решения: даже трехлетнему малышу можно предложить самостоятельно выбрать постельное белье для своей кровати, оформить по своему вкусу зону над столом, повесить любимые плакаты или картинки. Закрепите за ребенком посильные бытовые обязанности: уход за цветами или животными, пополнение воды в увлажнителе, включение аромалампы или тихой музыки перед сном.
С точки зрения монтессори-подхода окружающая развивающая среда важна в любом возрасте, но в разные возрастные периоды под средой подразумевается разное. Для маленьких детей и дошкольников зона развития — освоение порядка, способность обслуживать себя в бытовых рутинах, самому есть, умываться и одеваться. Но в младшем школьном возрасте, примерно с 6 лет, ребенок разворачивается во внешний мир и активно его познает. С этого момента развивающей средой становится и то, что ждет за пределами дома: культура, общество, взаимоотношения. Дети в этот период активно развивают soft skills — то есть навыки общения, взаимодействия, эмоциональной обработки.
Дальше приходит подростковый период, когда с человеком случаются колоссальные изменения — и внешние, и внутренние. Хотим мы этого или нет, независимо от того, как будет устроена детская, ребенок станет взрослым. И ему захочется самому организовать свое пространство.
Перекрасить стены — да! Спланировать и переставить мебель — да! Именно принимая такие решения самостоятельно, ваш почти взрослый ребенок будет учиться брать на себя ответственность и выбирать собственный курс, ощущать ценность своих желаний и идей.