Основательница платформы для продажи NFT-искусства ArtCollecting.Space
Я работаю в блокчейн-сфере с 2017 года. Именно тогда на блокчейне Ethereum стали появляться первые смарт-контрактыКомпьютерный алгоритм, который помогает проводить операции в блокчейне. NFT, или невзаимозаменяемых токенов. Сначала я предоставляла маркетинговые услуги компаниям, которые только выходили на этот рынок, а с 2018-го продюсировала конференции по блокчейну и собрала обширную аудиторию участников и подписчиков. За два года мои мероприятия посетили около 10 тысяч человек.
По образованию я культуролог и не могла не обратить внимание на те возможности, которые открывает продажа невзаимозаменяемых токенов. Поэтому стала учиться программированию. В 2021 году, когда спрос на цифровое искусство достиг своего пика, я прошла курсы по блокчейн-разработке. Затем начала разработку приложения по продаже NFT и нашла разработчика, который помог со всеми сложностями. До этого развивала только два направления своего бизнеса — интернет-площадки для реализации физических произведений искусства и маркетинговые услуги.
1 января 2022 года было запущено NFT-приложение ArtCollecting.Space, которое сейчас работает на блокчейне Tezos. Далее продолжим развивать его и на других блокчейнах — Polygon, Ethereum, Solana, и для этого создаем Decentralized Autonomous Organization, или DAO, иными словами — децентрализованную автономную организацию.
Скоро проект уйдет из‑под моего прямого управления, а доли будут распределены между инвесторами и участниками сообщества из разных стран. Это позволит предотвратить правовые риски при работе на международных рынках и привлечь инвестиции для развития проекта. Решения по нему будут принимать участники DAO с помощью голосования, я тоже среди них.
До 24 февраля ресурс ежедневно посещали 5000 человек, а в нашей телеграм-группе состояло около 100 коллекционеров, которые получали уведомления о появлении новых NFT. Средний чек сделок равен 20 XTZВнутренняя валюта блокчейн-платформы Tezos. Ее стоимость составляет 4–5 долларов.. Часто работы продаются за 5–10 единиц валюты, но бывают и рекорды — например, у художницы Дарьи Панфиловой, чью работу купил подписчик за 100 XTZ. Мы предоставляем удобные сервисы для галерей и NFT-агентств, которые могут работать под собственном брендом, тогда как на других платформах — только имя автора или собственника.
До запуска площадки я коллекционировала NFT-работы, их у меня около сотни. В основном это видео-арт. В числе моих любимых художников Mamadou Sow.
Сейчас мне наиболее интересны коллекции генеративного искусстваПроизведения, сгенерированные с помощью специальных алгоритмов или искусственного интеллекта.. Например, проект Tezos Mandala.Art разработчика Бориса Грита. Еще понравилась коллекция Tezzardz, оборот которой составил 1,7–1,8 млн долларов. Она состоит из изображений 4200 ящериц в необычных свитерах. На продажу выставлялись их яйца, а когда из них вылуплялись детеныши, то цены поднимались.
А как это работает?
Для этого нужно разобраться, что такое блокчейн и токен. Блокчейн — это последовательная цепочка блоков с информацией. Токен — вид записи информации на блокчейне.
Обычно токены взаимозаменяемые. Сравните их с деньгами: однорублевую монету можно обменять на любую другую с тем же номиналом. NFT — уникальная монета, поэтому с ней не получится это сделать. Невзаимозаменяемые токены еще можно назвать цифровым паспортом или сертификатом на произведение искусства или другой предмет коллекционирования. Информация о каждом NFT включает название произведения искусства, имя автора, описание работы, информацию о тираже, роялтиВознаграждение автору., IPFS-хешНомер объекта в децентрализованной файловой системе IPFS..
Технология блокчейн актуальна особенно сейчас. А именно в турбулентные времена, когда мир находится на грани крупнейшей гуманитарной катастрофы. В советские времена распродавали музейные коллекции, чтобы восполнить недостатки государственного бюджета, а шедевры мирового искусства уходили с молотка или продавались без аукционов — быстро и дешево. Часто информация о сделках не фиксировалась. Блокчейн позволяет избежать такого развития событий, потому что у произведений появляются цифровые паспорта и фиксируются все сделки. Сейчас в нашей стране есть риск утраты. Моя команда, например, готова оперативно приступить к работе, чтобы сохранить национальное достояние.
Почему NFT можно доверять?
Художники заинтересованы в получении вознаграждения, а коллекционеры — в выгодных вложениях в цифровые произведения искусства. NFT-платформы (среди которых популярны OpenSea, Rarible, Foundation, SuperRare) создают технические и правовые условия для авторов и покупателей. В нашем приложении художник заключает договор оферты, по которому обязуется публиковать собственную работу. Изображению присваивается уникальный IPFS-хеш, поэтому дубликат с теми же самыми метаданными загрузить не получится.
Пользователь платформы также обязан верифицировать аккаунт. Мы работаем на блокчейне Tezos, и эта процедура происходит через Twitter. Как инструмент коммуникации он используется чаще, чем другие социальные сети, и художники обычно там размещают свое портфолио. В Twitter можно встретить коллекционеров и использовать новые функции, например NFT-аватары.
Но не стоит доверять NFT на сто процентов. После недавних событий мы поняли: нужно предельно внимательно относиться к выбору площадок и KYCПроцедура проверки персональных данных клиентов со стороны финансовых организаций.. Для сохранения собственных аккаунтов следите за санкционными списками и не проводите сделки с теми, кто в них попал. И вообще, старайтесь оставаться в курсе происходящего.
NFT стал менее доступен россиянам?
Для размещения NFT художнику необходимо приобрести криптовалюту — она понадобится для оплаты комиссии любой из площадок. Сейчас это сделать непросто: во-первых, введен новый закон, запрещающий переводы на свои собственные счета в иностранные банки, во-вторых, отключены международные платежи Visa и Mastercard, а система UnionPay недоступна на многих биржах. Поэтому остается работать через посредников.
Коллекционеры NFT из России считаются «инсайдерами» крипторынка. Они запускали собственные блокчейн-проекты еще в 2016–2017 годах, когда не существовало современной инфраструктуры. Поэтому они вряд ли столкнутся с проблемами. Но некоторые из бывших покупателей, например, больше сосредоточенных на традиционной живописи и графики, покупали цифровое искусство в редких случаях. Им было необходимо объяснять, как зарегистрировать аккаунт на NFT-платформе и криптобирже, купить криптовалюту, перевести ее с одного кошелька на другой. На фоне последних событий риски совершить неудачную покупку очень возросли, поэтому пользователям с небольшим опытом сейчас лучше отказаться от инвестиций в цифровое искусство.
Как сейчас выглядит покупка NFT?
Как и раньше. Изменения произошли в процедурах верификации российских аккаунтов на площадках: проходят более тщательные проверки, мониторят наличие банков в санкционных списках. А также в операциях по вводу и выводу средств, поэтому проверяйте их доступность для граждан РФ и cледите за новостями криптобирж, криптокошельков, NFT-платформ.
NFT сможет изменить традиционный арт-рынок?
Я бы не стала разделять рынки цифрового и традиционного искусства. Потому что публикация на NFT-платформах — это всего один из способов, которые могут использоваться художником для продажи его работ.
Цифровые копии произведений живописи и графики — новая, недостаточно раскрытая тема. Я веду переговоры с коллекционерами работ известных художников XIX–XX веков. Они не против продавать копии, но хотят гарантий окупаемости инвестиций. А еще не задумываются о том, что нужно закладывать средства на создание самих копий: профессиональную фотосъемку, рекламу, подготовку описаний.
Есть агентства, которые консультируют по вопросам ценообразования, оформления документации и проведения транзакций. Наша компания тоже с ними сотрудничает: у нас маленькая команда, которая с трудом справляется с большим потоком художников и коллекционеров. Мы занимаемся стратегическим развитием, коммуникациями, операционными задачами, поэтому часто перенаправляем авторов к агентствам.
Цифровое искусство и традиционный арт-рынок — это разные сферы с разной аудиторией. Я бы отметила важность коллабораций между галеристами, работающими преимущественно в офлайне, с NFT-платформами. С большей вероятностью произведения будут продаваться, если аудитории будут объединены. Например, будет организована выставка в физическом пространстве и параллельный аукцион на NFT-площадке. Такое решение будет актуально для зарубежных рынков: в России ожидается резкое падение спроса на современное искусство в случае дефолта.
Сегмент российского NFT придет в упадок?
Нет. Но очистится: останутся хорошие авторы с качественными цифровыми работами, которые смогут покорить международный рынок. Наша DAO будет поддерживать их в случае выбора ими нашей площадки. Сильное произведение цифрового искусства будет вызывать положительные эмоции у широкой аудитории криптоэнтузиастов.
Я занимаюсь антикризисным управлением, поэтому могу сказать об устойчивости сферы в целом. Для меня рациональным решением стал переход к DAO. Была централизованная организация под моим управлением. Теперь площадка будет находиться под децентрализованным управлением инвесторов и сообщества.
NFT — это только про визуальное искусство?
NFT распространяется не только на визуальное искусство. Токенизировать можно все что угодно, например, музыкальный альбом или элементы видеоигры. Такие мировые бренды, как Louis Vuitton, Gucci, Coca-Cola, используют новую технологию в качестве инструмента рекламы. Они нанимали художников, которые создавали для них произведения цифрового искусства, и в дальнейшем их токенизировали, то есть продавали NFT под собственной маркой.
Сегодня главный тренд — демократизация цен на NFT-работы, потому что художники стараются адаптироваться к реалиям рынка. А также выход на новый рынок галерей и авторов, которые работают именно с живописью, а не с произведениями цифрового искусства. Сейчас в процессе токенизация цифровых копий произведений Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна. Продажа цифровых копий работ начинает развиваться как отдельный сегмент NFT-рынка, и именно с поп-арта. Далее будут подтягиваться уже другие художники.
Следующий крупный тренд — интерес к метавселенным. После того как Марк Цукерберг объявил о планах создать Meta*, произошел взрыв интереса к этой теме. Мне пока трудно судить о будущем этой идеи, но как человек, который всю жизнь занимался интернет-маркетингом, могу с уверенностью сказать: пользователи любят технологии, которые облегчают жизнь. Например, пользователи метавселенных сейчас столкнутся с необходимостью покупать принадлежности для существования в новой среде — шлемы, очки. Но сейчас это потеряло актуальность для россиян.
Помимо этого сейчас наблюдается подъем игровой индустрии. Поэтому отметила еще одно направление, над которым мы тоже работаем, — вовлечение архитекторов и интерьерных дизайнеров в NFT-сферу. Некоторые проекты, в том числе всевозможные города будущего, могли бы органично смотреться на специализированных платформах. Я общалась со студентами архитектурных вузов и изучала их работы, например 3D-визуализации, мультипликации. Некоторые из них соответствуют тому уровню искусства, которое хотят приобрести NFT-коллекционеры.
С чего начать покупку NFT?
На нашей платформе внедрена модель аукциона. Но существуют маркетплейсы без сроков продаж и возможности завышать цену, установленную авторами. Каждый основатель проекта выбирает собственную бизнес-модель. В большинстве случаев продажа осуществляется благодаря фан-клубу самого автора, но бывает и через аудиторию самой площадки, где постоянно ведется работа по наращиванию базы коллекционеров.
Я рекомендую обращать внимание на коллекции, а не на отдельные произведения. Несколько арт-объектов приносят больше дохода, чем единичные работы. Например, CryptoPunks, собранная в 2017 году, находится в топе самых дорогих NFT-коллекций.
Существует заблуждение, что достаточно выставить работу на популярной платформе и продажи сами по себе пойдут. Но это не так: нужно продвигать произведения в социальных сетях. Поэтому в первую очередь я советую развивать собственную аудиторию как художникам, так и коллекционерам.
Согласно данным Chainalysis, к октябрю 2021 года самый популярный маркетплейс для продажи цифрового искусства OpenSea получил более 16 млрд долларов в криптовалютах. Подавляющее число транзакций совершалось на сумму не более 10 тысяч долларов, но в то же время наблюдается рост крупных сделок — на 19% в общем количестве на сумму в диапазоне от 10 до 100 тысяч долларов. Однако при этом инвесторы сомневаются в надежности сделок: только 28,5% купленных работ на этапе минтингаПроцесс создания токена. и после проданных на платформе OpenSea принесли прибыль.
* Компания Meta Platforms Inc., которой принадлежат Facebook и Instagram, признана в России экстремистской организацией, и ее деятельность запрещена.