Интервью

«Людей изматывают в больницах и реанимациях»: Татьяна Друбич — про паллиатив и фонд «Вера»

Фотографии:
Нина Фролова
29 января 2021 в 10:00
Фонд «Вера» уже 14 лет помогает тем, кого нельзя вылечить. Мы поговорили с сопредседателем его попечительского совета и актрисой Татьяной Друбич о работе фонда и о том, что происходит с паллиативной помощью в России.

— Если бы вы отвечали за украшение Москвы к праздникам, допустим, к Новому году и Рождеству, то как бы распределили бюджет с условием, что вы сможете перевести в фонд деньги, которые останутся? Насколько пышно была бы украшена Москва?

— Распределила, разумеется, честно, то есть больше оставила фонду. Иллюминации и бесконечных гирлянд было бы меньше, хотя это, бесспорно, красиво. И рискнула бы предложить москвичам сделать так, чтобы в каждом окне дома или офиса символически светилось или сердце, или снежинка, или… В общем, каждый год разное, но обязательно одинаковое у всех. От этого будет возникать чувство праздника в общем доме. А вот салют я бы вовсе отменила. Он может быть только раз в год — в День Победы.

— Теоретически можно сделать новогодний аналог акции «Дети вместо цветов», в рамках которой люди будут тратить меньше денег на салют и переводить часть из них в фонд. Как вы считаете, где грань, переступив которую человек будет жертвовать своим праздником?

— В Англии проводили опрос, в какие моменты люди чувствуют себя счастливыми, и ответ звучал так: «Когда помогаем другим». Так что, на мой взгляд, этой грани нет. Отказываясь от бессмысленного и изнурительного праздника «мордой в салат», ты получаешь гораздо больше. Поэтому я за то, чтобы появились аналоги акции «Дети вместо цветов». Подобные вещи дают людям ощущение эмпатии, соучастия и подлинной любви. Это другое понимание праздника.

На мой взгляд, благотворительность — это путь эволюции. Без помощи друг другу у нас нет будущего, и [эту помощь] не заменит ни одно, даже самое процветающее государство. Благотворительность — это еще и про открытие человеческого в людях. Недавно пожилая женщина, одна из жертв холокоста, прочтя о фонде «Вера», передала нам все деньги, полученные от еврейской организации «Сохнут». Она ничего не оставила себе. Такие истории поражают и вдохновляют. Так, на мой взгляд, выглядит эволюция.

— В разных интервью вы повторяете, что в фонде помогаете в первую очередь не другим, а себе, и таким образом спасаетесь. От чего вы спасаетесь и как помогаете себе в рамках работы в фонде?

— Кажется, есть возраст, когда окончательно формируются некие жизненные представления, основанные на опыте. Одна моя подруга любит повторять: «Я и рада ошибиться, да никак не получается». Благодаря фонду я не могу сказать так же, потому что не перестаю поражаться человеческому терпению, щедрости и бескорыстию. Это дает жизненные силы, спасает от потенциальной депрессии, не позволяет опустить руки.

— А есть ощущение, что вы выполняете какую‑то социальную миссию и, может, это прозвучит громко, не зря живете?

— Я об этом так не думаю — у меня есть близкие, и я живу не зря. Но фонд добавляет мне много разного и сложного. За 14 лет работы фонда бывали и кризисы. «Кризис веры», как я это обозначила. Фонд настолько интенсивно развивался, что в какой‑то момент мне стало не по себе. Из идеалистического, почти утопического предприятия единомышленников он за несколько лет вырос в большую, серьезную структуру и стал первым в России фондом с целевым капиталом. Знаете, когда быстро поднимаешься с глубины на поверхность, закладывает уши и идет кровь из носа — это кессонная болезнь. Я испытывала что‑то подобное.

В фонде мы, Ингеборга Дапкунайте и я, не поспевали за ней. Казалось, что на такой скорости мы можем разбиться.

Мне становилось страшно за Нюту (Нюта Федермессер — учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера». — Прим. ред.), которая как Геракл вычищает авгиевы конюшни. Она пыталась обходить все препятствия и создать по-настоящему профессиональную, продуманную и сверхгуманную систему оказания помощи пациентам, которых нельзя вылечить, но можно помочь. Это был тектонический сдвиг.

Знаете, я отношусь к Нюте по-родственному и иногда пытаюсь ее предостеречь, хотя это чаще всего тщетно и невозможно. Когда мы встретились, она была юной нежной девушкой, но за все это время она так быстро повзрослела, что стала старше всех нас. И сейчас мои советы для нее — это, может быть, слова родственника, который живет где‑то в провинции, а она — на передовой.

Как‑то я спросила Нюту: «Боже мой, ну для чего все это?» Она ответила: «Я хочу, чтобы, если меня не станет, ничего не изменилось. Потому что сейчас все держится на мне. Надо, чтобы все, что мы делаем [в фонде], было закреплено в законе». И она этого добилась. Были внесены изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где расширили понятие паллиативной помощи, написали, что это помощь и пациенту, и его семье, включающая не только медицинскую, но и социальную и психологическую составляющие. Отдельно подчеркивается право человека на обезболивание.

— Вы как‑то упомянули, что ваш взгляд на развитие фонда расходится со взглядом Нюты. В чем именно?

— Наши взгляды не расходятся. Нюта — счастливый человек, родившийся с миссией и осознавший ее. Вы спрашиваете об интервью, которое я решилась взять у нее? Мне хотелось защитить ее от клеветы и подлости, обрушившейся, когда она выдвигалась в Мосгордуму. То, что с ней вытворяли, было за гранью. Тот разговор был важен и для меня. Тему интервью я обозначила так: «Хочу сделать из вас жертву. Не убийцу, как, к сожалению, может казаться людям со стороны».

Я надеялась, что ответы на неудобные вопросы, которые ей никто не задаст, объяснят другим то, что я сама понимаю про Нюту. Со стороны может показаться, что она железобетонная и ей не нужна никакая защита, но это совсем не так.

Феноменальность Нюты в том, что став госслужащим, зависимым от департамента, она по-прежнему ведет себя как общественник. Такого не бывает, я таких больше не знаю. Честность и совесть делают ее неуязвимой.

— Управление фондом, на ваш взгляд, авторитарное?

— Когда говорят «авторитарное», имеется в виду негативная сторона?

— Это про то, что главным образом один человек принимает решения по поводу развития организации.

— В фонде «Вера» не так, уверяю. Сложные вопросы мы всегда решаем вместе. Вы, видимо, спросили про характер Нюты? Я в жизни не встречала больших профессионалов с таким удобным характером. Как‑то она приехала в три часа ночи в Центр паллиативной помощи. Он только создавался на базе бывшей городской клинической больницы № 11. Увидела, что охранник спит, а дверь закрыта на доску, хотя центр должен работать круглосуточно. Нюта вытащила эту доску и, замахнувшись на охранника, сказала: «Еще раз приеду и будет закрыто, уже не промахнусь, понял?» Это как, авторитарно? Мне кажется, что очень по-человечески.

— В фонде вы отвечаете за образование. Вы занимаетесь обучением специалистов или широким просвещением? Какие проекты уже провели, а какие разрабатываете?

— У нас много просветительской работы: фондом переведена и издается учебная литература (десять фундаментальных книг по оказанию паллиативной помощи), мы делаем сайты на эту тему, переводим статьи и юридические документы, работаем с родственниками подопечных. На наших курсах с программой повышения квалификаций и получением удостоверений отучилось более 400 специалистов: врачи, медсестры и социальные работники.

До сих пор важнейшая часть наших образовательных программ — донести до медицинского сообщества, что паллиативная помощь важна.

Врачи не видят в этом медицину, говорят: «То, что вы поглаживаете пациентов по головке, ничего не изменит». Образование специалистов — это очень важный проект, как и «Мастерская заботы». Никакие деньги, законы и постановления не будут работать, если не будет профессионалов, а в академических вузах не обучают паллиативной помощи.

Многие уважаемые медики не знакомы с паллиативными принципами, не понимают важности и даже против этого. Из‑за этого невозможно получить паллиативную помощь, людей изматывают в больницах и реанимациях, когда все методы уже исчерпаны, и лучшее, что возможно, — создать комфортный уход, обезболить и сделать так, чтобы он мог быть дома, рядом с теми, кто ему нужен и дорог.

— Не так давно Лида Мониава, директор по развитию фонда «Дом с маяком», выложила пост, в котором привела разговор с мамой, отказавшейся от Коли (мальчик, находящийся под опекой Лиды. — Прим. ред.). Оказалось, врачи сами подталкивали ее сделать это, предлагали родить «здоровенького». Как вы считаете, почему люди, которых учили беречь человеческую жизнь и достоинство, предлагают испуганным матерям такой путь?

— Это очень непростой вопрос. Во-первых, врачи тоже люди и не всегда дают медицинские советы, иногда житейские. И у каждого они зависят от опыта, воспитания и человеческих качеств. Часто, сопереживая маме, медики советуют «не губить себя», а жить дальше, потому что «все будет хорошо».

Во-вторых, врачи понимают, что даже с паллиативной поддержкой жизнь этих родителей превратится в каждодневный подвиг. А я не знаю, кто может взять на себя право советовать такое.

реклама

В-третьих, я сопереживаю маме Коли, но на эту историю у меня есть своя. У одной женщины родилась здоровая девочка (сейчас она подопечная детской программы фонда «Вера»), но через две недели случилось кровоизлияние в мозг. Ей сделали несколько операций, но восстановить ребенка так и не смогли. По словам мамы, находясь в больнице, она насмотрелась на детей, от которых отказались родители. Это были малыши с разной патологией, но у всех были пролежни из‑за недостаточного ухода.

Врачи тоже уговаривали ее написать заявление об отказе, говорили: «Оставляй, ты чего? Ты вообще понимаешь, что делаешь со своей жизнью?» Но из больницы они выписались домой.

Все родственники крутили пальцем у виска, называли ее безумной, предупреждали, чтобы не рассчитывала на них, ну и отец ребенка, как водится, свалил сразу. Она осталась без поддержки, с инвалидом на руках, с мизерным, издевательским пособием по уходу за ребенком. Конечно, эта женщина — герой и человечище, но я вижу ее жизнь сейчас — это ад.

Так что эти ситуации страшные и тяжелые со всех сторон. «Выбор Софи» (роман Уильяма Стайрона. — Прим. ред.) — наверное, идеальная иллюстрация: какой выбор ни сделаешь, он все равно будет трагическим. И после тебя ждет не жизнь, а какой‑то полусон, полукошмар.

Но, на мой взгляд, раз мы говорим про врачей, самое честное, что они могут и должны сделать, — спокойно объяснить родителям все возможности, которые есть. Рассказать про паллиативную помощь, которая действительно невероятно организована, про то, куда обратиться. В общем, лучше дать информацию, а не совет.

— К работникам фонда многие на первых порах относятся с трепетом, боятся оскорбить и задеть. Но ведь эта ситуация не ок? Или это естественно и даже необходимо, учитывая, сколько учредители фондов натерпелись за все эти годы?

— Нет, такая ситуация точно не ок, потому что многое преувеличено. Благотворительность — это личный выбор. В какой‑то момент человек решает, что готов тратить свое время, время своих близких и средства, чтобы помогать другим. Этих людей можно уважать, но многим из них даже неприятно такое отношение. Иные и вовсе предпочитают об этом не говорить. Конечно, есть, так сказать, флер бескорыстной помощи. Но это не совсем так. Как я уже сказала, хотя я не получаю за это деньги, благотворительность дает мне нечто более ценное, то, что не конвертируется в деньги и цены не имеет.

— Людей, которые выбирают себе такую жизнь, стало больше?

— Да, больше. Причем в волонтеры идут совершенно разные люди. Перед утренними конференциями в хосписе я несколько раз видела припаркованный шикарный спортивный Audi ТТ и замечала, как из здания выходит, будто с обложки глянцевого журнала, роскошный красавец, садится в эту машину и уезжает. Я спросила: «А чей это родственник?» А мне ответили, что это не родственник, а волонтер. Помогает купать пациентов, приезжает рано утром три раза в неделю. И вот тут был срыв шаблона! Но было очень приятно.

Недавно благодаря Нюте появился еще один вид волонтеров, если это так можно назвать. В хоспис стали приезжать крупные чиновники, руководители регионов, смотреть, как здесь все устроено. Уверена, для многих из них это было откровением и потрясением. Как для меня, когда я впервые попала в стены Первого московского хосписа, который теперь носит имя Веры Миллионщиковой. «Надо менять стереотипы!» — наверное, думают и они. Уверена, что эти взрослые, уставшие люди выходят из хосписа другими. Самая яркая история была, пожалуй, связана с Псковом. Его руководство взяло на себя все расходы и создало выездную службу [в своем городе].

— А как еще помогали конкретно Первому хоспису и «Дому с маяком»?

— Привозили стулья с позолотой, какие‑то кожаные кресла. Даже у бассейна их поставили — настолько их было некуда девать. Я спрашиваю: «Откуда это?» Сказали, что с большого мероприятия привезли. Мы к этому уже спокойно относимся. Много мебели отдают отели, когда у них происходит реконструкция. Обычные люди тоже говорят: «Хотим, чтобы это стояло у вас. Дарим». И это здорово. А вот когда кто‑то начинает калькулировать деньги и думать, зачем на стульях и креслах золото, то это не очень.

Если говорить про «Дом с маяком», то все средства на стационар дал Араз Агаларов (российский и азербайджанский предприниматель. — Прим. ред.), а строительство вела его компания Crocus Group.

Когда работу почти завершили, я была ошеломлена дороговизной и качеством отделки, масштабом и щедростью проделанного. Сейчас мне стыдно, но тогда я искренне спросила: «А зачем так? Ту мач же!»

На что люди, которые вели стройку, ответили: «Это было принципиальное решение, чтобы для паллиативных детей было именно так». На открытии «Дома с маяком» Агаларов, смущаясь, сказал всего две фразы: «Спасибо, что дали возможность это сделать. И это лучшее, что я сделал в своей жизни».

— Однажды вы сказали: «Чулпан — это Кутузов, который сдал Москву, чтобы выиграть войну»? Как я понимаю, речь не только о Чулпан Хаматовой, но и обо всех, кто был в начале благотворительного движения. Чем они, на ваш взгляд, пожертвовали, чтобы благотворительность ожила?

— Чулпан — особый человек, национальное достояние, если хотите. Без фонда «Подари жизнь» доверия к благотворительности в России не было бы таким, как сейчас.

А про то, что она — Кутузов, сдавший Москву, чтобы выиграть войну, что тут пояснять? Она — пример гражданского, личного мужества и достоинства. На ней, как и на других руководителях фондов, лежит ноша ответственности за трудные, не всегда приятные и популярные решения. Когда так называемое общественное мнение осуждает или усматривает какую‑то конъюнктуру, оно не всегда понимает, про что судит. Не люблю утверждение «цель оправдывает средства», но в данных случаях оно уместно. Целью (Чулпан Хаматова выступала как доверенное лицо президента. — Прим. ред.) был Медицинский центр им. Дмитрия Рогачева, в котором спасены тысячи детских жизней, а в будущем благодаря исследованиям этого института рак, возможно, будет излечим совсем.

И Нюта относится к редким, счастливым людям, которые родились и живут с собственным, истинным предназначением, которое и определяет их выбор. К тому же она — абсолютно честный и ответственный перед собой и нами человек. Уверена, что все, кто работает в благотворительности, ничем не жертвуют, потому что это самые счастливые люди на земле.

Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера» — единственная в России некоммерческая организация, которая занимается системной поддержкой хосписов. Поддержать фонд «Вера» можно на сайте.

Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия