Предыстория
Девяностые годы отметились в России активной деятельностью зарубежных грантодателей и благотворительных фондов (Фонд Макартуров, Charities Aid Foundation, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Фонд Чарльза Стюарта Мотта), а система российских НКО только зарождалась.
11 августа 1995 года был принят до сих пор действующий Федеральный закон № 135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Он, в отличие от аналогичных нормативных актов стран Европы и США, не предполагает налоговых послаблений предпринимателям, жертвующим деньги на благотворительные проекты.
В то время благотворительность в России держалась на корпоративной инициативе. В середине 1990-х появляются организации по поддержке научных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощи детским домам и тяжелобольным детям. Деньги прежде всего жертвовали компании, видевшие в этом имиджевый элемент. Так, по данным на конец 2005 года, они тратили до 11% от ежегодной чистой прибыли на благотворительность, а каждая вторая коммерческая компания имела для этого отдельный бюджет. Общий ежегодный объем пожертвований в стране превышал 1,5 млрд долларов.
С 2003 года в России проходит первая национальная благотворительная программа «Миллиард мелочью». За три года с помощью программы удалось помочь 58 онкобольным детям. С 2009 года действует проект «Электронный благотворительный ящик» для помощи онкобольным детям и детям с тяжелыми заболеваниями. Однако в конце 2008 — начале 2009 годов случился мировой экономический кризис, который негативным образом сказался и на благотворительной деятельности в России. Бизнес занялся собственным выживанием, в разы сократив пожертвования.
2010–2012 годы
Треть фондов открыли отчетность, скандал вокруг фонда «Федерация», закон «Об иностранных агентах»
В эти годы в России работала 301 благотворительная организация. Но свою финансовую отчетность открыли только 107. Их общий годовой оборот составлял 23,4 млрд рублей. Больше всего денег собиралось на экологию (3,6 млрд), медицину и здравоохранение (1,3 млрд), а также на помощь сфере образования (524,1 млн).
Согласно онлайн-исследованию InResearch, денежные пожертвования благотворительным организациям делали 10,1% респондентов, в то же время бездомным на улице подавали 24,3%. Население страны в целом не доверяло благотворительным организациям. Почти 64% опрошенных ВЦИОМ были уверены, что отданные ими деньги используют не по назначению, а 31% предприятий малого и среднего бизнеса не собирались направлять пожертвования благотворителям. И неудивительно: налоговые льготы для компаний появятся только в 2011 году, механизмы сбора денег тоже были далеки от совершенства. Хотя возможность жертвовать деньги через платежные терминалы или СМС появилась в России еще в конце нулевых, широкое распространение эти способы получили только в середине 2010-х.
«Антисобытием» 2010 года стал скандал вокруг фонда «Федерация». Он организовал посещение детских онкологических отделений в Санкт-Петербурге звездами Голливуда, а затем — благотворительный концерт «Поверь в мечту», запомнившийся легендарным соло Владимира Путина. В феврале 2011 года мать онкобольной девочки Ольга Кузнецова в открытом письме рассказала, что дети не получили помощи. Глава фонда Владимир Киселев, ранее утверждавший, что собранные в ходе концерта средства направят в больницы, заявил, что концерт должен был лишь привлечь внимание благотворителей к проблеме, а фонд изначально не планировал собирать деньги. Затем несколько учреждений все же получили средства от «Федерации».
В мировом рейтинге благотворительности, составленном некоммерческой организацией «CAF Россия», страна занимала лишь 138-е место из 153. По этим данным, всего 6% населения РФ совершали пожертвования (в занявшей первое место Австралии деньги на благотворительность перечисляли 53%).
В 2012 году Союз благотворительных организаций «Форум доноров» зафиксировал деятельность 87 реально работающих фондов. Совокупный бюджет 70 из них составил в этом году около 6 млрд рублей. Самыми популярными направлениями деятельности стали образование и просвещение, а также поддержка социально уязвимых групп и здравоохранение.
По общему мнению представителей НКО, участвовавших в фокус-группах, прозрачность — главный показатель профессионализма, именно она отличает фонды от остальных секторов экономики. Это подтвердилось цифрами: в 2012 году уже 70% благотворительных фондов разместили финансовую информацию о своей деятельности, а 60% опубликовали годовые отчеты.
В то же время вступили в силу нормы о налоговом вычете для жертвователей-физических лиц, что привело к росту социальной и гражданской активности. Однако большинство населения по-прежнему не доверяло фондам и никогда не имело дела с благотворительными организациями (76,3%, согласно опросу «Левада-центра»). Во многом это отголосок 1990-х годов, когда сектор только формировался и мошенники часто наживались на благотворительности.
Также началась кампания по усилению контроля за НКО. Принятый закон «Об иностранных агентах» ввел ряд требований к общественным объединениям, фондам и иностранным неправительственным организациям. Это возложило тяжелые обязательства на НКО, получающие финансирование из других стран, а часть фондов подверглась прокурорским проверкам.
Из‑за высокого градуса недоверия многие фонды работали «под честное имя» сотрудников. На своей страничке в фейсбуке координатор фонда помощи хосписам «Вера» Лида Мониава успешно собирала в короткие сроки сотни тысяч рублей на домашние ИВЛ (аппараты искусственной вентиляции легких. — Прим. ред.) для детей, чтобы вытащить их из реанимации. По словам Мониавы, некоторые жертвователи просили ее не перечислять деньги в фонд, а отдать напрямую нуждающимся.
Важным событием 2012 года стал резкий рост добровольческой активности после наводнения на Кубани. Для пострадавших собрали 284 млн рублей, им помогали всей страной. Даже премьер-министр России Дмитрий Медведев пожертвовал в фонд свой месячный заработок и призвал всех членов правительства последовать его примеру.
2013–2015 годы
Паралимпийские игры, развитие безбарьерной среды, первый крупный благотворительный марафон
В 2013 году в России стала расти благотворительная и волонтерская активность граждан. Благотворительность была на подъеме во всех регионах, но в большинстве территорий потенциал во многом остался нереализованным. Образование все еще было главным направлением для поддержки, однако заметно возросла доля организаций, оказывающих социальные услуги, появились программы поддержки пожилых и фонды помощи животным.
Политика государства в сфере благотворительности оставалась противоречивой. С одной стороны, продолжались массовые проверки фондов, получающих иностранное финансирование. С другой — на государственном уровне заметно выросла поддержка социально ориентированных фондов. В федеральном бюджете на нее было заложено 8,285 млрд рублей.
В августе 2013 года появился онлайн-сервис «Добро Mail.ru». На портале собрали десятки российских фондов, прошедших предварительную репутационную проверку, а затем проверку от юридической службы и службы безопасности Mail.ru Group.
Событием стало присоединение российских филантропов к «Клятве дарения» (инициатива, с которой в 2010 году выступили Билл Гейтс и Уоррен Баффетт. — Прим. ред.). Это означало публичное обещание и моральное обязательство передать не менее половины своего состояния на благотворительность. Первым из российских филантропов в феврале 2013-го с такой клятвой выступил владелец холдинга «Интеррос» Владимир Потанин. Клятву также произнес инвестор и основатель венчурного фонда DTS Юрий Мильнер. За три года российский бизнес на 40% увеличил благотворительные отчисления.
В октябре 2013 года в России создали «Ассоциацию фандрайзеров» — НКО, которая объединяет специалистов в сфере привлечения средств на благотворительные и социальные проекты. По итогам года в рейтинге CAF Россия заняла 123-е место среди 135 государств. Опрос показал, что в благотворительность вовлечено в среднем 19% российского населения. При этом Россия оказалась на восьмом месте в мире по количеству волонтеров, что, впрочем, можно объяснить большой численностью населения.
Согласно исследованию, проведенному Русфондом и компанией «Бизнес-аналитика», 51,2% россиян участвовали в благотворительности. Если разбить активность по регионам, то лидером окажется весьма небогатая Республика Дагестан. Это можно объяснить конфессиональными традициями: мусульмане привыкли жертвовать единоверцам, и раздача мяса на Курбан-байрам — это благотворительность, привычная всем, а от нее легко перейти и к другим видам. При этом по уровню пожертвований в фонды Дагестан оказался в конце рейтинга.
Тенденция 2014-го — волонтерский фандрайзинг. Мероприятия по сбору пожертвований стали проводить не связанные с НКО энтузиасты. В одном из крупнейших российских фондов «Подари жизнь» волонтерский фандрайзинг стал отдельным направлением. До конца года они провели 74 волонтерские акции и собрали 2,3 млн рублей. На день рождения фонда, 26 ноября, прошло первое «Безумное чаепитие». Фонд предложил волонтерам собрать друзей и отметить праздник, водрузив на стол шляпу или любую емкость для сбора пожертвований. На второй год организаторы собрали более 5 млн рублей, которые пошли на лечение подопечных.
Важное событие в благотворительности — зимние Паралимпийские игры в 2014 году, в организации которых участвовали 8000 волонтеров и множество социально ориентированных НКО. И по числу представленных стран, и по числу участников эти Игры стали рекордными: в них участвовали 610 спортсменов из 45 стран. Одно из важнейших достижений — начало крупного проекта по формированию безбарьерной среды. Впервые церемонию внесения паралимпийского флага разделили вместе со спортсменами представители некоммерческого сектора Нюта Федермессер, Елизавета Глинка, Егор Бероев.
Патриотические проекты приобрели новые формы: если раньше это были классические акции и подарки, восстановление памятников и парады Победы, то сейчас народная инициатива «Бессмертный полк» переходит на федеральный или даже мировой уровень (в ней приняли участие люди из 1150 населенных пунктов и 17 стран).
На 2015 год пришелся всплеск интереса к благотворительности от СМИ. Информационное поле значительно расширилось благодаря появлению новых тем (например, о благотворительности в кризис) и возросшей публичной активности НКО. Появилось и первое специализированное издание. При поддержке фонда «Нужна помощь» запустился портал «Такие дела» — крупный медийный ресурс, соединивший, по словами основателей, фандрайзинг с пиаром.
2016–2018 годы
Год добровольца, первая Госпремия за достижения в благотворительности
В конце 2016 года впервые вручили Госпремию за достижения в благотворительной деятельности. Ее лауреатами стали Елизавета Глинка (известная также как Доктор Лиза), которая помогала малоимущим, бездомным людям и больным детям из Донбасса, и Александр Ткаченко (отец Александр), создавший детский хоспис в Петербурге и поддерживающий развитие паллиативной медицины.
Интерес россиян к благотворительности вырос. В 2017-м пожертвования совершали 53% населения. В приоритете, как и в прежние годы, поддержка детей. Средний размер массового пожертвования — около 8000 рублей. Помощь детям все еще была традиционной нишей фандрайзинговых благотворительных организаций.
Важная тенденция — рост числа НКО в малых городах и селах, где практически нет денег, мало общественных организаций и нет крупного бизнеса. Все пожертвования собираются на локальном уровне, а финансирование поступает от частных лиц, компаний и региональных властей.
Несмотря на очевидные успехи, осведомленность населения о благотворительности все еще была плохо развита. Семь из десяти опрошенных ВЦИОМ в 2017 году не назвали ни одной благотворительной организации, а термин «фандрайзинг» оказался незнаком 92% населения.
Был заметен резкий всплеск интереса к волонтерству. В декабре 2017 года Владимир Путин объявил 2018-й Годом добровольца. По его мнению, это должно было стать «признанием заслуг волонтеров перед людьми, которым они приходят на помощь и поддержку», а также оценкой «колоссального вклада в развитие страны». В рамках Года добровольца было проведено более 100 крупных мероприятий. За год число россиян, которые участвовали в волонтерских акциях, увеличилось в два раза — с 7 до 14 млн человек. Больше всего добровольцев (160 тыс.) было привлечено к организации «Бессмертного полка» и к проведению чемпионата мира по футболу (35 тыс.).
В России появились «Послы добра». Сервис «Добро Mail.ru» искал их среди людей, которые могли бы поддерживать социальные проекты, рассказывать о надежных благотворительных фондах и способствовать изменениям в обществе.
2019 год — настоящее время
Открытие детского хосписа «Дом с маяком», пандемия, отсрочка налогов для фондов
В 2019 году доля переводов пожертвований онлайн (43%) впервые превысила переводы наличными (39%). Гражданская активность населения немного снизилась, но 32% граждан подписывали хотя бы одну петицию в год, а 20% участвовали в общественных слушаниях. Согласно опросу ВЦИОМ, за 10 лет россияне стали реже подавать милостыню на улицах и охотнее идут в волонтеры и участвуют в благотворительных акциях.
Трендом последних лет можно считать то, что фонды начали объединять усилия и добиваться законодательных инициатив по ранее не поднимаемым темам: например, реформирование психоневрологических интернатов. Другой тренд — благотворительный контекст. Медийные персоны привлекали внимание к благотворительности и способствовали широкому обсуждению социальных проблем. Журналист Юрий Дудь снял фильмы «Колыма — родина нашего страха» и «Беслан. Помни», а урбанист Илья Варламов выложил фильм про благотворительную организацию «Ночлежка».
Весной 2020 года пандемия коронавируса и режим самоизоляции сильно ударили по благотворительности. В первое время фонды стали получать меньше пожертвований от крупных компаний и физических лиц. Многие выезды врачей, поездки волонтеров в детские дома, интернаты и больницы пришлось отложить.
Организациям пришлось срочно адаптироваться и менять свои планы. В период пандемии каждая пятая НКО направила усилия на поддержку людей и медицинских организаций, половина опрошенных фондом «КАФ» НКО запустила новые программы и проекты, несмотря на снижение пожертвований.
Государство приняло ряд мер по поддержке сектора. 30 апреля Владимир Путин поручил предоставить благотворительным фондам отсрочку по уплате налогов и страховых взносов, а также платы за аренду государственного и муниципального имущества. Также он заявил, что в условиях распространения коронавируса социально ориентированные НКО смогут рассчитывать на помощь, аналогичную той, которую получает малый и средний бизнес.
В июне 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 172-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации». В нем установлены преференции по налогу на прибыль для юрлиц — жертвователей в социально ориентированные НКО, а также в те, которые пострадали от коронавируса. Кроме этого, сформирован реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которым предоставят дополнительные меры поддержки. В журнале «Филантроп» это событие назвали историческим.
В июне ВЦИОМ проводит исследование «Лжеблаготворительная деятельность в российском обществе». Заместитель руководителя по проектной работе практики региональных исследований и консультирования ВЦИОМ Анна Жирикова прокомментировала его результаты: «Один из главных выводов, к которому мы пришли по итогам исследования, — несмотря на то, что включенность населения в благотворительность довольно высокая (81% опрошенных принимали участие в благотворительности за последний год), люди не отслеживают, куда идут их средства».
В обществе существует запрос на повышение информированности населения: каким организациям можно доверять, как определить законные места и способы сбора средств от незаконных». В октябре 2020 года вступают в силу поправки в закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве», которые устанавливают правила использования ящиков для пожертвований.
В ноябре полицейские из Главного управления МВД по контролю за оборотом наркотиков провели проверку в детском хосписе «Дом с маяком». Его обвинили в нарушении порядка оборота наркотических средств после жалобы, что он выписывает одному из подопечных слишком много наркотических препаратов.
18 ноября на ютьюб-канале Юрия Дудя вышел выпуск «Марков — как живет русская провинция». Юрий пригласил на интервью фотографа Дмитрия Маркова, а во время съемок они посетили организации «Росток» (для людей с когнитивными нарушениями) и «Ночлежка» (для бездомных людей) в Псковской и Костромской областях. В течение суток после выхода интервью «Росток» и «Ночлежка» получили около 3 млн рублей пожертвований.