— Юра, вы озвучили эпизод сериала об опасных природных катаклизмах, которые происходят сегодня из‑за изменения климата в России и на планете. Что вы почувствовали, когда прочитали сценарий серии? Помните свою первую реакцию?
— Моя первая реакция была: «О, серьезно, это русские делают?» Мне стало радостно, что в нашей стране все больше говорят о проблемах климата, и в итоге все выливается в такой структурированный проект. Хочется, чтобы Россия не отставала от других стран в глобальном понимании этой проблемы.
— Есть ощущение, что поколение Z решительнее реагирует на тему защиты климата. Те же активисты Fridays for Future (движение, основанное Гретой Тунберг) — преимущественно школьники и студенты. Как вы думаете, с чем это связано?
— Я думаю, что мир меняется, и молодое поколение тоже постоянно обновляется. Молодежь всегда готова к изменениям, всегда хочет их. Мне кажется, что молодое поколение в хорошем смысле наивно: ему кажется, что все можно поменять, это возможно и нужно. В то же время у стариков чаще позиция, что мир так устроен и поменять ничего не получится. А сейчас даже детям понятно, что у нас глобальные проблемы с экологической ситуацией.
— Стали ли вы иначе относиться к теме климатического кризиса? Какого мнения вы придерживались до участия в проекте и что думаете теперь?
— Недавно я читал книжку про динозавров своим детям и обнаружил такой поразительный факт, о котором раньше не задумывался. Человек, доминирующий вид на планете, существует всего лишь несколько десятков тысяч лет. Если мы исчезнем из‑за того, что поменяли климат, — возможно, наше отсутствие никто даже не заметит, как мы не замечаем кого‑то, кто был на планете до нас. В рамках истории Земли мы существуем не так уж и долго. И за последнее время успели так сильно ее изменить.
И восстановится достаточно быстро, если понимать все масштабы жизни планеты. Главный месседж такой: кроме себя мы никому навредить не можем. Конечно, мы навредим какому‑то количеству видов животных, которые бесследно исчезнут, но появятся новые. Вот только мы — уже вряд ли. Хотя бы из‑за эгоистичных побуждений нам стоит изменить свое отношение к планете, если мы не хотим, чтобы она нас уничтожила. А она сделает это очень легко — посредством нашей собственной наглости.
— Как актер, вы много снимаетесь в разных частях России. Замечали ли климатические изменения?
— Я путешествую по работе на протяжении восьми-десяти лет и не замечал серьезных изменений просто потому, что редко бывал в одних и тех же местах, чтобы сравнить. Но я помню, что в детстве на мой день рождения, 8 декабря, всегда лежал снег (Юрий родился в Московской области. — Прим. ред.). А сейчас мы уже несколько лет не видим снега на Новый год, и это стало нормой. И прошлой зимой на большинстве территорий европейской части России его не было в конце декабря. Вот это я заметил.
— Сейчас стала актуальной тема сокращения своего углеродного следа (изменение привычек для сокращения CO2). Зарубежные звезды и даже принц Гарри из британской королевской семьи призывают всех меньше летать, уменьшать потребление мяса и многое другое. А что было бы проще всего вам изменить в своей жизни?
— Что делаю я: разделяю мусор в своем доме, пытаюсь использовать меньше бензина, ездить по городу на электросамокате. В моем райдере на гастролях написано, что я не использую одноразовую посуду. Такие простые изменения в жизни я уже делаю.
— В финале эпизода вы задаете зрителям вопрос: «Что вы будете делать, если завтра за вашими окнами начнется настоящий природный апокалипсис?» А вы как бы сами на него ответили?
— Я почему‑то с детства думал о том, что буду делать во время апокалипсиса. Я выйду во двор, сяду в машину, посажу туда свою семью, заеду за родителями, и мы уедем далеко от цивилизации в лес, где начнем жизнь заново. А там мы построим избу — у меня как раз на этот случай есть мечта научиться строить сруб — и будем жить в согласии с природой.
На самом деле у меня всегда была мечта уехать от цивилизации и жить со своей семьей на природе без цифровых технологий. Правда, когда я представлял апокалипсис, то был уверен, что от него можно будет спрятаться где‑то в Сибири. Я никогда не думал, что он будет дальше городов и настигнет большую часть планеты.
Узнать больше о климатическом кризисе можно на сайте проекта «РРРеакция».