Экоактивистка, проповедница движения «Ноль отходов», авторка инстаграм-блога о жизни в стиле zero waste
Мы хотим вернуться к нормальной жизни с возможностью свободно гулять и, забыв про социальную дистанцию, обнимать других людей. Но для природы то, что мы с ней делали до вспышки коронавируса, нормальным не было. Когда мы выйдем из дома, то столкнемся с еще одним кризисом: это лето обещает быть самым жарким за всю историю наблюдений (так что опять и не погулять, и не побегать!). Причина аномальной жары — последствия изменения климата.
Для России пожарные прогнозы в этом году не оптимистичные. Зима была теплая и малоснежная, а значит, в почве и на торфяниках накопилось мало воды, поэтому летом Сибирь может ожидать новая пожарная катастрофа. Это значит, что снова будут гореть леса, задымление придет в города и сажа долетит до арктических льдов, ускорив их таяние. Высокая температура и отравленный воздух отразятся на здоровье людей: тысячи и десятки тысяч дополнительных смертей будут вызваны респираторными и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Экологические проблемы никуда не делись: пока треть населения планеты сидит на карантине, пластик все так же попадает в Мировой океан, а 9 из 10 жителей Земли продолжают дышать грязным воздухом. На время вынужденной остановки производств и транспортного потока воздух стал чище, но не стал ценностью, которую мы захотим сохранить во что бы то ни стало. Как только появится возможность, предприятия вернутся на прежние мощности.
Самая очевидная из экологических проблем новой реальности — рост медицинских и пластиковых отходов. Супермаркеты массово упаковывают продукты, которые раньше продавали без упаковки, доставку привозят в огромном количестве пакетов, а одноразовые маски рекомендуют менять каждые 2–3 часа. Власти Сан-Франциско даже временно запретили пользоваться многоразовыми сумками при походе в магазин. Есть моменты, где пластик, в том числе одноразовый, спасает жизни, но рост его потребления на фоне пандемии и постпандемический пластик — это скорее вершина айсберга экологических проблем.
В отношении мусора и одноразового пластика мы рискуем откатиться на десятилетие назад: на паузу встают шеринговые сервисы, излишняя упаковка снова кажется обоснованной, а применение многоразовых вещей (например, возможность купить салат в свой контейнер, а не в одноразовый) — сомнительными.
Во всем мире треть пластика производят ради упаковки, поэтому вполне вероятно, что нефтехимическая отрасль воспользуется манипуляциями на теме стерильности и безопасности, чтобы не сбавлять темпы производства и дальше штамповать пакеты и одноразовые контейнеры.
Плюс пластик хорошо горит (поэтому такой мусор называют высококалорийным), и пока он остается на полках магазинов, есть чем «кормить» мусоросжигательные заводы. Хотя мусоросжигание уже признано неэффективной мерой, на фоне роста отходов Великобритания собирается построить 12 новых мусоросжигательных заводов. Планы на 25 новых заводов есть в и России.
Еще в январе Всемирный экономический форум назвал изменение климата одним из главных рисков 2020 года. Последствия роста глобальной температуры становятся более мощными и частыми, но вместо того чтобы бросить силы на сохранение арктических льдов, страны борются за ресурсы, рыбу и торговые пути.
И вместо запланированного перехода с неэкологичных источников энергии (сжигание нефти, газа и угля приводит к парниковому эффекту, по выбросам уголь — самый грязный) на более чистую, государства и корпорации, вероятно, будут заниматься выживанием в условиях финансового кризиса и сделают паузу в программах по снижению выбросов.
После карантина мы выйдем в мир и столкнемся с теми же проблемами, что были до: из‑за изменения климата сохранится угроза появления новых болезней и, например, расширится география клещевого энцефалита, пластиковый мусор продолжит вредить природе и ее обитателям, а в сводках новостей будут звучать фразы про «самый крупный пожар с начала века» и «катастрофическое наводнение». Возможно, мы сами выйдем другими: мы хотя бы научились мыть руки, примерили на себя социальную ответственность и добровольные ограничения. Но мир останется прежним.
Думаю, многие из нас боялись провести карантинное время впустую, но гораздо страшнее упустить возможности для сохранения нормальной жизни на Земле. Если эти строки кажутся сильно общими, я приведу пример. Острова Океании уже несколько лет сильно страдают из‑за наводнений и штормов, вызванных изменением климата. Во время неблагоприятных погодных условий родители привязывают своих маленьких детей к тяжелым предметам внутри дома, чтобы их не унесло в открытое море шквалистым ветром. Как только я представляю себе эту ситуацию, у меня каждый раз холодеют ладони: борьба с ростом глобальной температуры имеет реальное отношение к сохранению нормальной жизни.
ООН говорит, что у нас есть десять лет, чтобы предотвратить самые страшные последствия изменения климата. И пауза, которую мы взяли, должна привести нас к большей осознанности.
Впереди много тревог и неопределенностей, но от нас зависит, какой будет новая норма. И начать можно прямо сейчас:
Завести климатически нейтральные привычки: добавить в рацион больше растительной пищи, реже покупать новые вещи, выбирать продукты без лишней упаковки. Чем меньше мы потребляем и чем короче цепочка доставки, тем лучше для планеты. Выращивание растительной пищи требует меньше ресурсов (воды, земли и энергии), чем производство мяса и молока. Эксперты говорят, чтобы сдержать рост глобальной температуры, к 2050 году мы должны в два раза сократить употребление мяса и молока.
Поддерживать устойчивый и экологичный бизнес, голосовать за него кошельком: например, заказывать доставку без упаковки в магазинах, которые перешли из офлайна в онлайн-режим. Лично я заказываю крупы и сыпучку в оборотной таре в магазине без упаковки, потому что их склад недалеко от моего дома. В Москве в оборотной таре продукты можно купить в магазинах Nakedfood.zerowaste и Nettomarket, в Петербурге — в магазинах «В авоську», «Покупай правильно», B12, «Крупа», а в Тюмени — в «Пакета нет».
Поддерживать экоактивности: подписывать петиции, выходить на климатические забастовки онлайн и рассказывать друзьям и подписчикам о важных экологических проблемах. Потому что просвещение возможно только словом и личным примером.