Как мы решили стать вермифермерами и покупали червей
Дарья Благова: «Мы с коллегами уже проводили экоэксперименты (здесь можно почитать про наш опыт с пакетами, а здесь — с многоразовыми средствами для менструации), поэтому черви-старатели рано или поздно должны были постучаться в двери редакции.
Впервые о вермиферме я услышала от сотрудницы Гринписа и экоактивистки Ирины Козловских. Она давно живет по принципу «ноль отходов» и пишет об этом в своем инстаграме: Ира совсем не выбрасывает мусор и не отправляет на помойку даже органические отходы. Дело в том, что остатки пищи тоже опасны для окружающей среды: когда наши картофельные очистки, кусочки хлеба и другая еда попадают на свалку, они в большом количестве выделяют вредный газ метан, который представляет опасность как для нашего здоровья, так и для всей экосистемы. Для того чтобы не участвовать в загрязнении воздуха, Ира использует вермиферму — это контейнеры с червями-старателями или червями для рыбалки, которые с удовольствием едят то, что недоели вы, не требуют особого ухода, не пахнут и спасают планету от метанового загрязнения.
Я предложила Ире прийти к нам в редакцию и помочь соорудить домик для червей. Она согласилась и прислала список необходимых материалов: два больших пластиковых контейнера, шило (а лучше несколько) и, собственно, сами черви. Контейнеры и два шила заказала я, а за червей взялась Лиза».
Лизавета Шатурова: «Я взяла на себя роль специалиста по закупке червей. Сначала думала, что пойду в рыболовный магазин и буду выбирать их лично, глядя в глаза, но отсутствие времени и боязнь ошибиться вывели меня на интернет-магазин с незамысловатым названием «червякофф.рф» и огромным червем-старателем на главной странице. Заказать коробку червей оказалось не так уж просто. После того как я оставила заявку, мне позвонил заводчик и стал уточнять, зачем мне черви. Рассказ о вермиферме вызвал у него скепсис; доводы, что в редакцию придет человек из Гринписа и все объяснит — тоже. В итоге мне прислали несколько методичек об уходе за червями, и только после этого продали самих старателей. Одна семья (а в ней примерно полторы тысячи особей — больших и маленьких) обошлась в 2000 рублей.
Тонкие и совсем не мерзкие черви (похожие на дождевых) прятались глубоко в земле, и потрогать их можно было только в процессе кормления — ну или откапывая специально».
Как мы впервые встретились с червями
Кристина Сафонова: «Когда Даша предложила завести червей, наша новостница Любава испытала то ли страх, то ли отвращение. Я же была в полном восторге: за 25 лет в моей жизни были коты (много), рыбка (одна, зато золотая), совенок (уже через сутки его пришлось вернуть хозяину, от которого он накануне сбежал) и улитка ахатина средних размеров, а вот червей не было! Но понять чувства Любавы я смогла уже при первой встрече с новыми питомцами, когда, копнув землю, обнаружила склизкий розовый комок, который шевелился без остановки. Бр-р-р».
Дарья Благова: «Утром Лиза получила червей в большой пластиковой коробке (ее мы потом отдали нашей редакционной помощнице по хозяйству — выбрасывать не стали) и поставила ее на подоконник. Мне черви понравились! На картинках в интернете они казались мерзкими, а в жизни выглядели как блестящие розовые веревочки. Я даже потрогала их пальцем».
Кристина Сафонова: «Уже вечером я поймала себя на мысли, что черви не кажутся мне такими омерзительными. Произошло это, когда мы с ребятами делали им дом. Хотя домом назвать это сложно: всего-то один пластиковый контейнер, вставленный в другой. Ира из Гринписа сказала, что пластик здесь не страшен — черви проживут не один год.
В крышке и на дне внутреннего контейнера мы при помощи разогретого шила сделали небольшие отверстия — для воздуха и выхода вермичая (так называется жидкость, которая получается в результате переработки отходов; ее можно использовать для удобрения комнатных растений). Мы не сразу разобрались с техникой проделывания отверстий, поэтому крышка немного треснула. Но червям, конечно, все равно».
Дарья Благова: «Домик мы сделали быстро, в процессе очень веселились и придумывали имена нашим новым питомцам. Параллельно Ира проводила инструктаж и рассказывала о том, как ухаживать за червями. Ничего сложного: их надо держать в темном месте, периодически класть еду и закрывать крышкой с дырочками.
Мы переселили червей в новый дом вместе с землей, в которой они к нам приехали. Ира присыпала их целлюлозой — то есть кусочками упаковки из‑под куриных яиц. Это имитация листвы, в которой нуждаются черви в естественной среде обитания».
Как мы кормили червей и ухаживали за ними
Дарья Благова: «Червей нельзя было кормить первые несколько дней, чтобы они успели обжиться в новом доме. За это время мы собрали в стеклянные баночки то, что оставалось от обедов: крупу, кусочки овощей, хлеб и так далее. Затем стали понемногу подкармливать наших червей: для этого следует раскопать один из уголков вермифермы, положить туда пищу и снова присыпать землей и целлюлозой».
Кристина Сафонова: «Я без содрогания смотрела на обитателей фермы, пока подкладывала им мелконарезанную (так червям удобнее) кожуру от банана. К слову, наши питомцы оказались довольно привередливыми: мясо, рыбу, цитрусовые и чеснок им нельзя, «колониальные» продукты вроде банана и авокадо они едят неохотно, зато набрасываются на крупы и кофейную гущу (не менее колониальную, кстати)».
Дарья Благова: «Считается, что полторы тысячи червей съедают за неделю полтора килограмма еды. Мне кажется, процесс идет все-таки медленнее. Но черви сразу же стали есть с аппетитом: за одни выходные они съели половину гречки из пакетика, несколько огурцовых «попок» и яблочный огрызок. Вскоре в семье червей-старателей произошло пополнение: мы заметили бесчисленное количество их микроскопических белых детей».
Как мы знакомили червей с коллегами, друзьями, читателями и семьей
Лизавета Шатурова: «Рассказать всем про червей захотелось почти сразу. Понимая, что на первый взгляд инициатива кажется совсем абсурдной, мы решили немного угореть — собрались всей редакцией и стали придумывать варианты для стикеров в телеграме. Было решено сфотографировать наших родных червей и прифотошопить их на картинки из разных жизненных ситуаций. Правда, фотографироваться червяки не хотели — мощно дергались и подпрыгивали. Чтобы стикеры не превратились в пытку для червей, я просто скачала готовые фото из интернета. Надеюсь, черви из интернета не страдали, когда их снимали».
Николай Удинцев: «Стикерпак «Черви Daily» — самый успешный из тех, что я заливал в телеграм сам и отправлял в канал «Афиши». Сейчас у него 515 установок, иногда знакомые присылают мне стикер «прив))» и «пакеда!». Мне очень нравится, как в стикерах сочетаются богемные интерьеры, эмодзи и беспозвоночные — возможно, это тоже часть новой визуальной культуры».
Таня Решетник: «Идея завести в офисе червей не вызвала у меня ни малейших сомнений — в конце концов, на фотографиях они выглядели сносно, а контейнер, который им полагается, занимает не больше места, чем пара обувных коробок.
Гораздо больше меня интересовала реакция окружающих. Насколько мои родные и близкие готовы к подобным экоинициативам? Первой узнала бабушка — рассказала ей, зайдя на чай. Бабушка на протяжении пятнадцати лет каждое лето проводила со мной на даче — червями ее было не смутить: я ловила тритонов, мышей и даже кротов. Подробно расспросила меня, сколько особей будут жить в офисе, куда мы их поселим и как организуем дежурство по кормлению. Кажется, черви как домашние питомцы с дополнительной функцией переработки отходов не вызвали у нее никакого удивления.
Две подруги, которым я рассказала о верми-эксперименте за бокалом сидра в «Энтузиасте», только пожали плечами: у них в офисе живет кот, в «Афише» — черви. Все логично. Друг тоже не удивился, только поинтересовался, быстро ли черви будут размножатся и как скоро ли займут мое место в офисе. Попросил прислать ему стикеры с червями первому.
Больше всего вопросов задавала мама: кто будет кормить червей и чем, как часто: не будет ли им жарко, грустно или слишком светло. Терпеливо объяснила, как мы организовали для них домик, куда ставим в офисе и чем кормим. От предложения принять в дар пару червей мама отказалась, но обещала подумать».
Лизавета Шатурова: «Еще черви снялись в нашем АСМР-ролике. Оператор тоже сперва посмеялся, а потом проникся идеей».
Мария Наумова: «В этом эксперименте мне доверили рассказать о червях большей части нашего офиса — коллегам еще из двух проектов «Рамблера». Это было важно сделать по двум причинам: во-первых, каждый имеет право знать, что происходит в его офисе, во-вторых, нам нужна была помощь со сбором корма (отходов) для червячков.
Всего в опенспейсе работает около 70 человек, и чтобы оповестить каждого, мы написали письмо на общую почту, в котором коротко рассказали о вермиферме, зачем она нужна и чем каждый желающий может помочь. Откликнулась лишь пара человек, зато — положительно.
Удивило то, что никого не смутило наше предложение — разместить вермиферму на кухне для удобства, чтобы активнее подкармливать червячков. К слову, в итоге мы сами отказались от этой идеи».
Дарья Благова: «Мы ожидали, что червей никто не примет, и нам придется отстаивать их право на жизнь в офисе. Но, к моему удивлению, после письма Маши к опекунам червей (то есть к участникам этого материала) стали подходить соседи по опенспейсу и просить познакомить их с редакционными питомцами. В итоге у нас в холодильнике завелось несколько стеклянных банок для отходов, а ни одно «фу» мимо червей так и не пролетело».
Каково жить с червями и зачем все это было нужно?
Николай Удинцев: «Для меня переработка органических отходов с помощью колонии червей — это какой‑то запредельный уровень осознанности, поэтому я не кормил червей, не ходил их проведывать и удалился из этой истории. Пока я нахожусь на таком уровне: как сократить число пластиковой посуды в своей жизни и утилизировать старые вещи, чтобы оно не гнили на свалке. Но уверен, что когда‑нибудь у меня будет собственная колония червей. Это же очень по-киберпансковски: у вас дома стоит огромная коробка, в которой перерабатываются органические отходы, потому что окружающая среда уже не справляется с ними».
Таня Решетник: «За неделю подробных рассказов и разговоров о червях, я, кажется, так никого и не сподвигла на повторение нашего эксперимента. Но, похоже, и не удивила. Экоинициативы «Афиши» мои друзья воспринимают как должное. В конце концов, кто если не мы?»
Кристина Сафонова: «Каждый раз, подкармливая червей, я радостно комментирую, как они растолстели и похорошели. С умилением разглядываю их маленьких белых детей. Начинаю предлагать чуть ли не каждому в офисе («Афише.ру», разработчикам и «Рамблер-Кассе») поухаживать за червями. А в отпуске волнуюсь, не забыли ли коллеги их покормить».
Лизавета Шатурова: «Никакого омерзения черви во мне не вызвали: я вполне могу представить, как содержу вермиферму дома. Сложнее всего мне было останавливать себя и не выбрасывать огрызки и чайные пакетики на автомате в урну на рабочем месте. Не стану лукавить — не все отходы в итоге дошли до червей. Иногда дойти до фермы, выкопать ямку и заложить порезанную банановую шкурку было просто лень»
Дарья Благова: «Мы все привыкли работать на результат: когда занимаемся фитнесом, выполняем рабочие задачи или записываемся на курсы по изучению языка.
То есть мы не хотим видеть итог мусорного загрязнения, поэтому стараемся жить более «чисто». Из‑за этого очень сложно заставлять себя возвращаться домой, когда ты вышла на улицу и поняла, что забыла взять с собой экомешочек; вызывать такси и отвозить на переработку старые вещи; да и просто не покупать лишнего. Мы никогда не увидим нашу бутылку, дрейфующую в океане, если только сами не забросим ее туда.
В этом смысле черви могут стать отличной иллюстрацией наших стараний по сохранению окружающей среды. Я бы даже сказала, что они производят терапевтический эффект на юного экоактивиста: ты кладешь в вермиферму огрызок и наблюдаешь за тем, как он исчезает, держа в голове, что этот отход никогда не превратится в метан».