Директор благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость»
Общаться на равных со старшими
Прежде чем учить детей общению на равных, нужно научиться делать это самим. Легко, когда бабушка балует гостинцами, а дедушка рассказывает захватывающие истории о жизни или учит внуков что-то мастерить. Сложнее, когда наши бабушки и дедушки уже хуже слышат, видят, не справляются с современными технологиями и нуждаются в поддержке и уходе.
Не нужно жалости и снисхождения. Жалость обычно неприятна. Человек, проживший долгую жизнь, в ней не нуждается. Правильное общение с пожилыми людьми стоит на трех китах — любви, уважении и деятельной заботе.
Деятельная забота — это когда мы не просто забегаем к бабушке, а уделяем ей внимание, тратим время и силы. Любое совместное действие — это проявление деятельной любви и заботы. Помогите своим бабушкам и дедушкам перевесить шторы, сходить в магазин, научите пользоваться банкоматом или интернет-сервисами.
Не стигматизировать старость
Дети так или иначе перенимают отношение взрослых к жизни. Если мы сами маргинализируем старость, избегаем и сторонимся пожилых людей, то и дети будут относиться к ним так же.
Самый популярный стереотип заключается в том, что возраст — это приговор, а пожилой человек перестает быть собой, теряет личность, не имеет желаний и прав. Взрослые часто транслируют подобные мысли, а потом удивляются, откуда они берутся у детей. Маленькие дети обычно не скованны такими стереотипами: они видят в бабушке или дедушке доброго, теплого человека, которому нужно внимание. И детям свойственно это внимание давать.
Если мы приучаем детей с самого детства быть рядом с бабушками и дедушками, общаться и помогать, мы растим людей, которые не испугаются, когда у их мамы может случится деменция или когда бабушка заболеет.
Поддерживать интересы и не требовать жертвенности
Волонтеры фонда «Старость в радость» не просто общаются с пожилыми и помогают им, но и реализуют собственные мечты заняться чем-то интересным. Они вместе с бабушками и дедушками рисуют, играют, мастерят что-то, ухаживают за животными и цветами, ездят в музеи, устраивают конкурсы красоты.
То же самое необходимо в отношения бабушек и внуков. Не нужно жертвенности. Пусть ребенок делает вместе с бабушкой то, что важно и интересно ему самому, к чему у него лежит душа.
Не давить
Желательно соблюдать золотую середину, не перегибать палку. Не нужно требовать от ребенка быть «идеальным внуком». Если вы сами помогаете родителям, общаетесь с ними и не воспринимаете это как повинность — обычно и дети включаются. Лучше, когда помощь старшим в семье — это естественно и правильно. Хотя нужно понимать, что кроме любви нужны и силы, и умения, и опыт.
Научиться решать конфликты
Близкие отношения — всегда сложные. Все проходят через конфликты и недопонимание. Избежать их нельзя, но можно подготовиться. Важный навык в этом случае — уметь поставить себя на место другого. Понимать, что нужно стараться идти навстречу друг другу, прощать. Важно научить детей смотреть на ситуацию глазами бабушек и дедушек.
Найти свой способ
Иногда приходится с нуля выстраивать коммуникацию старшего родственника с подростком — например, в ситуациях, когда бабушка жила отдельно, иногда в другом городе или стране, а теперь переезжает к детям и подросшим внукам, потому что ей требуется уход. Тут сложно всем: и подросткам, и их родителям, и бабушкам и дедушкам. И, к сожалению, идеального рецепта здесь нет — нужен индивидуальный подход.
В последнее время к нам в фонд обращаются люди из крупных корпораций. Просят помочь организовать совместную волонтерскую поездку сотрудников и их детей (часто именно подростков) в дома престарелых. Они объясняют это тем, что хотят иметь возможность совместно делать что-то с подростками, вместе преодолевать трудности, иметь возможность сравнить свою «благополучную жизнь» с тем, что бывает, когда человека лишается благополучия. Конечно, мы всячески приветствуем такие поездки. Но, мне кажется, если вместе помогать и своим, родным бабушкам и дедушкам, то пользы для всех будет точно не меньше.
Радоваться
А еще можно учить детей (и учиться самим) радоваться и радовать старших. В каждой семье это устроено по-своему. Наш фонд, например, на «уроках добра» предлагает детям в детском саду и младшим школьникам делать открытки и поделки. Мы даем адреса наших бабушек и дедушек, которые живут в домах престарелых, и дети поздравляют их с праздниками. У нас можно стать «внуком по переписке» и писать письма одиноким пожилым людям. Вместе с родителями дети могут собирать сладости и гостинцы, которые мы тоже отвозим в дома престарелых.
Школьники постарше начинают выезжать в дома престарелых, поют с бабушками и дедушками песни, читают стихи, общаются, играют. Или готовят от класса поздравления — представьте, например, как волнительно поздравить человека со столетним юбилеем. Возможно, это случится с детьми единственный раз в их жизни. Студенты помогают уже своими навыками — делают праздничную прическу или макияж, готовят что-то вкусное, украшают помещения.
Текст подготовлен Агентством социальной информации (АСИ).