Впервые день рождения города отмечали в 1847 году, когда исполнилось 700 лет с основания Москвы. На весну были намечены масштабные мероприятия, однако постановлением императора Николая I торжество было перенесено на 1 января. Из‑за погоды программу сократили до молебна и праздничной иллюминации с помощью сальных плошек, которые, впрочем, тут же погасли из‑за сильного ветра. В итоге мероприятия прошли без должного размаха, и на 100 лет от празднования юбилея города в Москве отказались.
В 1947 году Сталин постановил устроить празднование 6 и 7 сентября, первые выходные месяца. В честь юбилея были заложены камни 8 сталинских высоток и памятника Юрию Долгорукому на Советской, ныне Тверской площади. В городе прошло парадное шествие, а вечером 7 сентября дан салют. После этого к идее отмечать годовщину основания столицы вернулись в 1987 году, когда праздновали 840-летие Москвы.
Оформление Столешникова переулка
«Для меня все началось в 1987 году, когда впервые масштабно отмечался юбилей города. В апреле 1987-го Ельцин, который тогда был первым секретарем горкома партии, предложил мне стать главным режиссером празднования. Через две недели я принес сценарий 11 мероприятий, которые были утверждены руководством.
Всего в организации праздников участвовали 52 тысячи человек — художественные коллективы, солисты, оркестры. Юбилей отмечали 2 дня, а открытие мы делали на Красной площади. Первый и последний раз в Москве было театрализованное шествие по Садовому кольцу, которое растянулось на 16 км. По данным милиции, оно собрало 3 миллиона зрителей. Кроме того, впервые на Москве-реке было большое театральное действие: мы декорировали 9 стометровых барж, каждая была посвящена какой‑то теме. Например, «Москва — порт пяти морей», «Москва — культурный центр» и т. д. Это были гигантские сценические площадки со своим действием, своей музыкой, своим светом, которые ходили по реке до самого вечера».
Вид с ТЦ «Охотный Ряд» на гостиницу «Москва»
Спустя 10 лет в эпоху Лужкова было решено устроить масштабное празднование в честь 850-летия, которое положило начало ежегодным торжествам. В честь юбилея был открыт мост «Багратион», заложены Музей археологии на Манежной площади и парк 850-летия Москвы в Марьино, а также украшены все центральные улицы. Путешественник Федор Конюхов посвятил юбилею программу «Семь вершин мира», в рамках которой взобрался на Эльбрус, Эверест, массив Винсон и пик Косцюшко в Австралии, Аконкагуа в Южной Америки, Килиманджаро и Мак-Кинли на Аляске.
Ресторан большого курортно-свадебного стиля, который появился в парке Горького до Капкова и еще всех нас переживет. Страница на afisha.ru.
Предтеча «ОГИ», соратник старого «Маяка» и старого «Кризиса жанра». Водка, и главред «Коммерсанта» Андрей Васильев ее пьет.
Новиковский долгожитель на Неглинной: шашлык, серьезный лагман для серьезных господ, водка. Страница на afisha.ru.
Наследница всех традиций позднесоветских банкетов, «Прага» принимает теперь не партийное начальство, а бизнесменов.
Еще один общепитовский хит из серии «старые песни о главном»: китайская кухня в советско-кооперативном преломлении.
Большой футбол в Лужниках
В августе 1997-го, за пару недель до юбилея, прошел матч между российской сборной и сборной ФИФА, который был приурочен к грядущему празднику и к 100-летию российского футбола.
Игру открыл Юрий Лужков, который получил право первым ударить по мячу.
Программа самого празднования была разбита на три дня — с пятницы 5 сентября, когда прошла официальная церемония открытия на Соборной площади, на которой присутствовали мэр Юрий Лужков, президент Борис Ельцин и патриарх Алексий, по 7 сентября.
«Исполнительная дирекция по подготовке и проведению культурной программы, посвященной празднованию 850-летия города Москвы, была создана решением правительства Москвы как временная организация и после проведения мероприятий была закрыта. Правда, ее работа была всеми признана нужной Москве, поэтому она сразу же была реорганизована в Московскую дирекцию массовых мероприятий, которая существует до сих пор.
По своим обязанностям я был художественным руководителем. Мы с моими коллегами придумали концепцию трехдневного празднования юбилея: старт был дан в пятницу на Тверской площади, в субботу прошли центральные события и крупные проекты, а в воскресенье День города широко праздновался во всех округах по всей Москве. Сейчас этот принцип в основном сохранен: в субботу — центральные и основные события, а в воскресенье — упор на окружные мероприятия.
При организации 850-летия мы столкнулись с нехваткой времени и средств. Была слабая техническая оснащенность, поэтому многое везли из‑за рубежа: подвижные модульные сцены, свет, звук, сценический конструктив. Курьезы и недочеты в работе тоже были. Например, на концерте Жан-Мишеля Жарра должен был быть выставлен партер из стульев на 1500 человек. Так как оборудования катастрофически не хватало, в том числе и стульев, приходилось с программы, которая уже закончилась, перевозить их в новое место. В последний момент, по сути за час до запуска ВИП-гостей, когда мероприятие уже было взято под охрану службами безопасности, машина со стульями и я оказались единственными, кто смог оказаться в ВИП-зоне. После этого я получил опыт строительства полуторатысячного зала за полчаса в одиночку.
Средств в итоге хватило не только, чтобы сделать отечественные программы, но и пригласить звезд «оттуда». В юбилее участвовали Жан-Мишель Жарр и Мирей Матье. Но когда решили пригласить на концерт на Красной площади Лучано Паваротти, показалось, что сделать это невозможно: за оставшиеся два-три месяца такого ранга исполнители вряд ли меняют свои за годы запланированные гастроли. Тем не менее мы поехали в Италию, побывали на концерте трех теноров в Модене и убедили Лучано и его менеджеров ехать в Москву. Как это удалось, до сих пор сам не понимаю».
Карнавал на центральных улицах
Одним из главных и наиболее ярких мероприятий субботы стало карнавальное шествие, растянувшееся от Тверской улицы до Нового Арбата. Колонну возглавлял мэр Лужков.
Упор был сделан на многообразие культур, соседствующих в столице, поэтому большинство участников были наряжены в национальные костюмы.
Кроме того, в шествии участвовали повозки с лошадьми, машины с американскими флагами, живой слон и автомобиль, украшенный карикатурным изображением Лужкова, держащего в руках дома.
На Пушкинской площади москвичей поздравляли гости из Петербурга — Эдуард Хиль, Татьяна Буланова, Эдита Пьеха, Максим Леонидов. На Красной площади в течение всего дня шел концерт-марафон «Славянский мир приветствует Москву».
«Когда стало известно, что 850-летие будет широко праздноваться, на канале «ТВ Центр» шла ежедневная программа, которая освещала ход подготовки празднования. Уже тогда в недрах самого «ТВ Центра» было решено сделать целодневное вещание, чтобы освещать празднование.
Потом, если я правильно помню, ушла ведущая, которая вела эту программу, и комитет празднования обратился ко мне с вопросом, можно ли что‑то сделать от фестиваля «Славянский базар», который я в то время возглавлял. У меня родилась мысль соединить поздравление от представителей разных славянских народов с телемостами с дружественными государствами.
В итоге мы смогли сделать телемарафон, который шел в эфире «ТВ Центра» 850 минут. Мы начали вещать в 8 утра и закончили поздним вечером. Он представлял собой освещение самых интересных мероприятий (весь праздник освещало около 46 телевизионных камер, в том числе камера на вертолете), телемосты с 10 государствами, прямые включения из студии на крыше башни гостиницы «Россия». Мы не учли только ветер — в последний момент студию приходилось укреплять со всех сторон, так как нам казалось, что всех просто сдует.
Основу телемарафона составлял концерт на Красной площади. Выступали все звезды того времени, за исключением Аллы Пугачевой. При этом концерт шел не только для съемки, но и для людей. Красная площадь была запружена полностью. Людей было столько, что до сцены не доехала София Ротару. Она выехала из гостиницы на брендированном автобусе, но на Никольской улице поклонники так облепили его, что он не смог проехать. В итоге она приехала позже на полтора часа, выступила, но в эфир мы ее вывести не смогли, потому что на это время было запланировано включение из другого места.
Красную площадь было несложно выбить в качестве площадки, но проблемы начались после концерта. Сцену мы привезли из Белоруссии, и у нас было уже запланировано, как и когда ее будут разбирать и увозить. В ночь, когда только закончился праздник, мне позвонили из комендатуры Кремля и сказали: «Немедленно убирайте сцену, завтра Борис Николаевич идет открывать Исторический музей». В то время вход в Исторический музей был со стороны Исторического проезда, но для Ельцина открыли вход, расположенный на Красной площади, который был загорожен нашей сценой. С огромным скандалом и затратой денег мы ночью практически ломали сцену и увозили».
Концерт у храма Христа Спасителя
Вечером у храма Христа Спасителя, который специально пытались достроить к празднику, прошел концерт хоровых коллективов.
Шоу Жан-Мишеля Жарра у МГУ
Самым масштабным мероприятием вечера субботы стал концерт и шоу Жан-Мишеля Жарра, которые проходили у главного здания МГУ на Воробьевых горах. Изображение проецировалось на здание, поэтому студентам, чье общежитие стало экраном действия, было запрещено включать свет, чтобы не портить картинку и не создавать перепады напряжения.
Шоу было видно со всей Москвы. По разным оценкам, мероприятие наблюдали от 3 до 3,5 миллиона зрителей.
«Когда планировали празднование Дня города, журналист Артем Боровик предложил мэрии и дирекции 850-летия пригласить в Москву музыканта и мастера грандиозных уличных шоу Жан-Мишеля Жарра. Сделать это было несложно: Жарр достаточно открытый к подобного рода предложениям человек. Как показало время, городские власти правильно поступили, что одобрили эту затею.
На тот период в России не было никого, кто мог бы взяться за такую большую историю, за исключением моей компании JSA — первой компании в России и на постсоветском пространстве, которая сделала сценический бизнес реальным. Для шоу Жарра мы установили на территории МГУ целую инфраструктуру со столовыми, штабами, переодевалками; были проведены водопровод, канализация, электричество, построили 30-метровые башни, зрительский партер, и мы помогали возводить главную сцену. Кроме того, тогда же мы первыми в России применили силовые барьеры безопасности для массовых мероприятий, которые помогли сдержать 3,5 миллиона человек. Стоит сказать, что в тот момент у нас не было мобильной связи — она только-только появилась в стране, — поэтому мы скупили буквально все рации в городе. Один с территории МГУ говорил с тем, кто стоит на Поклонной горе, а тот в свою очередь с тем, кто находился на Манежной, и так далее.
С нашей стороны было задействовано огромное количество людей. На площадках работали только 600 человек персонала, не считая тех, кого привезла команда Жарра. Людей набирали по объявлению: у МГУ поставили палатку и там нанимали работников. Так как видеоряд шоу впервые проецировался на главное здание МГУ, ректор и администрация университета заранее переговорили со студентами, чьи общежития находилось прямо в основном корпусе высотки. К счастью, никаких проблем из‑за этого не возникало, никто нам не мешал и даже не включал свет в окнах во время репетиций.
Мы лично облазили крыши здания МГУ, включая и главный шпиль, и проверяли, как ставить приборы и заносить их. Часть техники мы поднимали вертолетом, так как не было возможности протащить их на крышу иначе. Был забавный случай: на тот момент башенки на крыше были то ли частью квартир профессоров, то ли какими‑то лабораториями. Вокруг них на крыше валялось огромное количество пустых бутылок, которые накопились, видимо, за долгий период времени и мешали процессу монтажа, поэтому нам пришлось их убирать, чтобы разместить световые приборы в нужных местах.
Световое и звуковое оборудование было установлено от главной сцены у центрального входа до смотровой площадки Воробьевых гор. Сложность была еще в том, что для безопасности зрителей нужно было перекрыть фонтанные ямы на центральной аллее, что мы сделали с помощью настила.
В итоге получилось грандиозное шоу, которое можно было увидеть с разных концов Москвы. Во время концерта Жарра был впервые проведен прямой сеанс связи с космической станцией «Мир». Эффектно выглядели «Русские витязи», пролетавшие в небе над зрителями в самом начале. Да и вообще именно этот День города получился выдающимся. Мы как компания участвовали потом в организации почти всех последующих городских праздников такого типа, но по масштабности подобных мероприятий больше в столице не проводилось».
Концерты воскресенья 7 сентября 1997 года
Празднования продолжились и в воскресенье. На Красной площади выступил Лучано Паваротти, прилетевший сразу после похорон принцессы Дианы, и прошел организованный Стасом Наминым фестиваль «Единый мир». Празднику был посвящен и концерт в Колонном зале Дома Союзов, где Олег Газманов исполнил песню «Москва» — неофициальный гимн юбилея, который он написал за два года до празднования.
Фестиваль воздушных шаров на стадионе Тушино
Спектакль-дивертисмент на Большой арене стадиона «Лужники»
«В феврале 1997-го мне предложили стать художественным руководителем 850-летия, но я отказался, потому что тогда после постройки крыши открывался стадион «Лужники», и мне хотелось поставить на нем закрытие юбилея, главным режиссером которого меня утвердили. На всех остальных площадках шли мероприятия политизированной и воинской направленности: то про Куликовскую битву, то про Минина и Пожарского. Даже представление Кончаловского было посвящено Ивану-дураку, защитнику Москвы. Мне же хотелось сделать что‑то светлое и не связанное с военной темой.
Я придумал представление «Москва на все времена», которое состояло из 4 частей — по одному на сезон. Начиналось с весны — с помощью пантомимы я рассказал, как пришло православие на Русь, взяв за основу музыку Стравинского. Второй эпизод — классический дивертисмент на тему XVIII–XIX веков, третий — фольклорный блок, а завершал все бал с выступлением звезд эстрады — Патрисии Каас, Аллы Пугачевой и других.
Мы репетировали все лето, хотя первое время нас не пускали на стадион, так как на этом газоне должен был проходить матч ФИФА и стадион берегли для него. Однажды на поле приехал Лужков, которому мы рассказали об этой проблеме, и на следующий день нам дали доступ. В итоге все получилось на высшем уровне, и 55 тысячам зрителей, среди которых были Ельцин, Лужков и другие высокопоставленные гости, закрытие понравилось».
27 сентября 1997 года The Prodigy дали бесплатный концерт на Манежной площади, который, как говорили музыканты, стал одним из крупнейших в их карьере. По оценкам, он собрал до 250 тысяч слушателей, а в давке погибли около 20 человек.
Был открыт памятник Петру работы Церетели в честь 300-летия российского флота.
Билл Гейтс приехал в Москву, чтобы провести переговоры с Анатолием Чубайсом и главой Сбербанка
11 апреля 1997 в Москве открылась «Пропаганда» — один из самых долгоживущих московских клубов.
Ему было 32 года.