Сергей Сергеев
— Кто твой идеальный слушатель?
RVBBT: Человек, который приходит на мероприятие слушать, а не объесться наркотиками или напиться.
The Other Side: Прежде всего, человек, который уважает то, что я делаю. Это может быть персонаж, случайно оказавшийся в заведении, но готовый услышать что-то новое.
— Какой минимальный гонорар, за который ты готов играть?
RVBBT: Я могу играть и бесплатно, если мероприятие устраивают мои друзья. Или если я вижу, что ребята реально вкладывают душу в вечеринку, но средства у них ограничены.
— Что для тебя означает слово «трип»?
RVBBT: Самый популярный лейбл 2015 года (его запустила наша соотечественница Нина Кравиц — вероятно, самый известный в данный момент на Западе русский диджей. — Прим. ред.). Но музыка там мне не вся нравится.
Владимир Фонарев
— Что для вас диджеинг? Хобби, бизнес-модель, образ жизни?
RVBBT: Хобби. Я надеюсь, что все и останется на этом уровне.
— Где вы храните свою музыкальную библиотеку?
RVBBT: На своем компьютере, но сейчас начну закупать винил на Discogs.com.
Никита Телегин: Часть на жестком диске, а остальное — в виде винила на полке.
— Для вас необходимо, чтобы трек нравился аудитории или прежде всего вам?
RVBBT: Я ставлю музыку, которая нравится мне. Понравится ли она слушателю — это уже вопрос компетентности организатора вечеринки.
Meshes: Каждый раз, когда я готовлю свой сет, есть какая-то штука, которую я хочу высказать. В ней и все особенные люди, которых я встретил за последнее время, и все книги, которые я прочитал, вечеринки, которые посетил, и так далее. Я рассказываю об этом треками, которые играю, и если они не нравятся аудитории, то либо они не поняли меня, либо им не близки эти вещи.
— Сможете вы отыграть виниловый сет?
RVBBT: Смогу, если буду иметь при себе пластов сорок хороших релизов.
Никита Телегин: С большим удовольствием.
— Диджей сейчас — это музыкальный коллекционер со вкусом и пониманием танцпола или продюсер, который хочет играть свои треки?
RVBBT: Диджей — это продвинутый слушатель, который делится своим музыкальным вкусом с другими людьми. Нередко диджеи становятся музыкантами — это естественно.
— Что ответите, когда вас попросят поставить другой трек?
RVBBT: Что у меня другой музыки нет и не будет.
Nathree: Если будет действительно нужно поставить другой трек, я это сделаю до того, как об этом попросят.
Майк Спирит
— Зачем вам это? С чего вдруг появилась идея и желание пойти в профессию?
RVBBT: Все к этому вело. В детстве у отца был музыкальный магазин, и вместо библиотеки у нас дома была комната с СD-релизами и винилом. А летом 2015-го я поспорил с другом, что научусь сводить и отыграю на первой вечеринке через месяц. Спор выиграл.
Nathree: Сначала я выступал только со своими лайв-сетами. Приглашений выступать со временем становилось все больше, а играть везде только свою музыку — скучно.
— Что для вас ближе: диджей или музыкант? В чем разница?
RVBBT: Границы размываются, так как подавляющее большинство музыкантов играют только диджей-сеты. Даже в России очень много техно-исполнителей, которые пишут действительно крутую музыку, но совершенно не хотят выступать на российской сцене. Итог такой: диджеи играют всегда чужую музыку (преимущественно), музыканты пишут треки, которые диджеи играют. Но популярные музыканты в качестве дополнительного заработка еще и сами играют диджей-сеты.
— Какие композиции вы отметили бы как фундамент вашего музыкального мира?
RVBBT: Пластинка Alien Rain «V», на ней оба трека — «Alienated 5 A» и «Alienated 5 B»; Eric Cloutier «Palimpsest».
Nathree: Roy Ayers «Everybody Loves the Sunshine», Huerco S. «No Jack» и Maria Minerva «Mad Girlʼs Love Song».
— Сегодня очень много разговоров вокруг культурных корней. Насколько важна для вас история развития электронной культуры?
RVBBT: Истоки всегда важны. Так ты находишь понимание музыкальной культуры, к которой себя относишь. Я нередко ставлю треки, которые старше меня лет на 15–20.
The Other Side: Музыкальная культура циклична. Благодаря знакомству с материалом, с которого все начиналось, можно предугадать и чуть-чуть обогнать тренды в музыке. Можно получить интересный и хитовый симбиоз, как, например, это сделали Disclosure, Machinedrum или Канье Уэст, смешавший классические методы семплирования с актуальными саунд-дизайнерскими фишечками.
Nathree: Без прошлого нет будущего.
Meshes: Очень важна! Я слушаю много электроники разных лет и пытаюсь вникать не столько в технику или в конкретные звуки, мода на которые меняется, сколько в сам принцип, который отличает по-настоящему крутую музыку от посредственной.
— Что важнее — деньги или любовь?
RVBBT: Любовь.
Meshes: Конечно же любовь — что за вопрос!
— Что вы думаете о коммерческой сцене, например EDM?
RVBBT: Ребята делают деньги, причем большие. Вообще, плохой музыки не бывает, но мне такая музыка категорически неприятна.
Meshes: Эта музыка не вызывает во мне отклика, она как будто рассказывает о вещах и чувствах, которые вообще не присутствуют в моей жизни.
— Что вы предпочитаете слушать дома или в момент отдыха, если это не электронная музыка?
RVBBT: Олдскульный хип-хоп, трип-хоп, инди-рок.
Nathree: Все! Это может быть соул, фанк, диско, джаз, качественная поп-музыка, психоделический рок. Если брать в расчет, что вся современная музыка пишется с использованием электроники, список становится бесконечным. Это хип-хоп и все его производные, эмбиент, инди, гитарная лоуфай-музыка, нойз-поп и еще очень много всего.
Meshes: Последнее, на что я подсел, — это, например, Джон Адамс и музыка других композиторов-минималистов.
Алекс Николаев
— Что заставляет вас возвращаться за пульт вновь и вновь?
RVBBT: Желание опробовать найденные треки на хорошем звуке.
Meshes: Тщеславие. Шучу, конечно. Иногда бывает, что смотришь на публику и чувствуешь невероятное единение, все сливается в этом «здесь и сейчас», и нет ничего — только это состояние, только этот вязкий бас, и вот эти синтезаторы на переднем плане, и вот эти странные педы на заднем, и — ну это круто, в общем.
— Как будет с течением времени совершенствоваться ваше мастерство?
RVBBT: Я планирую собрать очень большую библиотеку винила и играть преимущественно с него.
Meshes: Я накуплю кучу крутых синтезаторов, а еще планирую начать записывать в свои треки флейту — не зря же я на ней играл почти девять лет.
— Как вы представляете будущее нашей с вами музыкальной профессии?
RVBBT: Надеюсь, что будет цениться только винил и хоть как-то — игра с проигрывателей. Контроллеры я перестал уважать полностью, учитывая, что компания Serato выпустила софт, который сам сводит треки. В чем тогда смысл диджеинга, если тебе даже музыку сводить не нужно? Делиться музыкальном вкусом и на стене в фейсбуке можно.
The Other Side: Думаю, карьера электронных музыкантов и диджеев будет сязана с методом хранения данных. Облачные технологи широко распространяются — было бы очень неплохо пользоваться своей музыкальной библиотекой во время выступления прямо с облака. Единственный носитель, который до сих пор не теряет своей актуальности, — это винил. Потому как для диджея игра с пластинок — это настоящая классика, а для продюсера выпуск своей музыки на виниле — это подтверждение качества и высокого статуса музыки.
Антон Кубиков
— Ваш любимый алкогольный напиток?
RVBBT: Темное пиво.
Никита Телегин: Коктейль «Боярский».
Meshes: Чистый виски со льдом, пожалуйста.
— Последняя прочитанная книга
RVBBT: Чак Паланик «Кто все расскажет».
Meshes: Из художественной литературы — Марсель Пруст «Под сенью девушек в цвету». А из нехудожественной — Joanna Demers «Listening through the Noise», это книга по эстетике электронной музыки, заставившая меня по-новому взглянуть на многие вещи.
— Вы тратите больше денег на одежду или на музыку?
RVBBT: Молодость очень часто связана с пустыми карманами, когда ты решаешь слезть с материнской шеи. Сейчас не имею денег ни на то ни на другое, но на днях займу у друга денег, чтобы купить две пластинки и поставить их на вечеринке в следующие выходные.
Через неделю читайте продолжение материала. Диджеи, прогремевшие в девяностых, отвечают на вопросы диджеев, которые в конце девяностых только родились.