Оксимирон заявил, что займется менеджментом артистов
На прошлой неделе Оксимирон стал исполнительным директором (CEO) Booking Machine — концертного агентства, которое теперь переформатируется в компанию более широкого спектра, «совмещающую в себе успешное концертное агентство, менеджмент избранных артистов и вдумчивый маркетинг».
Booking Machine на протяжении нескольких лет занималось организацией концертов Оксимирона. Как следует из заявления прежнего главы агентства Ильи Мамая, именно благодаря участию Мирона Федорова в работе компании, его видению и идеям, Booking Machine проделало путь «от небольшого концертного агентства до ощутимой силы в музыкальной индустрии».
Сообщается, что Илья Мамай продолжит заниматься концертами, а Мирон Федоров возьмет на себя стратегические вопросы и менеджмент артистов.
Чем известно агентство Booking Machine
Букинг-агентство Booking Machine появилось в 2009 году и изначально специализировалось на современном металле. Благодаря ему в России впервые выступили Алекс Клэр, Amenra, Dub FX (по словам Оксимирона, это Илья Мамай наткнулся в ютьюбе на записи его уличных выступлений — в результате Dub FX в России быстро превратился в музыканта, выступающего в залах на несколько тысяч зрителей).
Когда вернувшийся в Россию Оксимирон обосновался в Петербурге, Илья Мамай стал его концертным директором. Интересно, что с самого начала Booking Machine не продавало его концерты за гонорар. Оно само формировало туры (такая схема потенциально более выгодна, но подходит только очень уверенным в своем успехе артистам), в которые музыкант и его команда отправлялись на микроавтобусе. По словам Мамая, в 2016 году они самостоятельно провели уже более 300 концертов сотрудничающих с ними артистов.
С приходом Оксимирона среди клиентов Booking Machine появились и другие рэперы из России. Наиболее успешный кейс — сотрудничество с петербургским дуэтом в составе Гарри Топора и Тони Раута, который за несколько лет работы с Booking Machine проехал семь гастрольных туров.
Кроме прочего, агентство Booking Machine было организатором концертных версий баттла Versus.
Что будет происходить с Booking Machine дальше
Илья Мамай анонсировал подписание нескольких «новых знаковых имен, одинаково близких и по творчеству, и по духу». Одновременно агентство завершило работу со всеми своими предыдущими клиентами из рэпа — это были вышеупомянутые Гарри Топор и Тони Раут, а также Луперкаль и dom!No. Почти сразу был назван первый артист обновленного Booking Machine: им стал многообещающий рэпер/вокалист из Уфы Томас Мраз (настоящее имя — Алмас Гатауллин. — Прим. ред.). «У нас грандиозные планы», — коротко прокомментировано это событие в соцсетях Оксимирона.
Если вы слышите имя Томаса Мраза впервые, то это серьезное упущение. В январе на «Афише Daily» состоялась премьера его EP «Do Not Shake the Spear», а предыдущий микстейп «May 13» занял неожиданно высокое второе место в итоговом списке «Афиши Daily» за 2016 год — оба релиза более чем достойны внимательного ознакомления. Томас получил известность как участник уфимского рэп-объединения Dopeclub, которое, в свою очередь, было частью интернет-движения Yungrussia. В числе его наиболее заметных участников — Фараон и Boulevard Depo.
В числе других клиентов Booking Machine — молодые метал-группы из России Shokran и Wildways. «Самые популярные команды из молодых в отечественной тяжелой музыке, если за предыдущее поколение брать «мой 2007-й», — характеризует их Оксимирон. — Обе у нас на менеджменте и быстро набирают обороты, в том числе на Западе. Wildways при этом подписаны на известный американский лейбл Artery Records».
В списке артистов на сайте Booking Machine фигурирует и ряд иностранных имен: Dub FX, Янг Лин, $uicideboy$. По словам Оксимирона, речь идет о букинге этих артистов в России и экс-СССР, с прицелом на Восточную Европу, а в перспективе — Европу в целом (в 2016-м Booking Machine уже поработало там, устроив европейский клубный тур Оксимирона). Ставится задача прийти к организации туров по стране или серии стран, а в дальнейшем — к эксклюзивному букингу на все большей территории.
Каким был самый крупный прокол Оксимирона, связанный с Booking Machine
Полтора года назад «Афиша» удивлялась тому, что карьера Оксимирона после возвращения в Россию выглядит как путь от одного успеха к другому. За прошедшее время в этом смысле ничего не изменилось. За исключением, пожалуй, единственного публичного прокола — неудачного сотрудничества с белорусским дуэтом «ЛСП».
На подписании «ЛСП» на Booking Machine настоял Мирон — Илья Мамай работать с этим проектом не хотел. «Не думаю, что «ЛСП» и Booking Machine заработают на этом сотрудничестве миллионы, — рассуждал Мирон в январе 2015-го. — Да и … с ним — мне просто очень нравится то, что они делают, и хочется, чтобы это услышало больше людей». И продолжал: «По хорошему, более близкого мне по ощущению коллектива в русскоязычной музыке попросту нет».
Летом 2015-го «ЛСП» не стали продлевать контракт с Booking Machine. О том, что прощание не было добрым, стало известно не сразу. В открытую фазу конфликт перешел весной 2016-го: тогда Оксимирон решил, что «ЛСП» насмехается над ним в совместном треке с его коллегой и штатным саундпродюсером Порчи, поэтому дописал туда резкий куплет, обвиняющий «ЛСП» в неблагодарности.
Если объяснять ситуацию максимально просто, то во время работы с Booking Machine группа «ЛСП» сидела дома — спроса на концерты не было. Зато сразу по окончании контракта они выпустили альбом, нашли нового концертного директора (по совместительству работавшего с Фараоном) — и отправились в тур. Вот этот материал поймал их в момент, когда группа впервые почувствовала себя финансово сносно.
На примере «ЛСП» удобно объяснять, каким образом Booking Machine занималось продвижением своих клиентов два года назад. Оксимирон, располагая большой лояльной фан-базой, знакомил ее с творчеством «ЛСП», анонсировал их выступления и защищал перед критиками. Он дважды записывал совместные треки с «ЛСП». На второй, называвшийся «Безумие (Remix)», был снят клип, ставший жанровым хитом. То, что «ЛСП» не превратились в туровую группу за год сотрудничества с Booking Machine, не обязательно недоработка Мирона Федорова. А вот в том, что все-таки поехали через полтора, есть и его заслуга.
Раньше Оксимирон был критиком лейблов. Сейчас он начал его строить?
Помимо того, что Мирон — последовательный критик копирайта, он еще и противник лейблов. Например, он очень аккуратно избегал это термина, когда сообщал о формировании творческого объединения Kultizdat, участниками которого кроме него являются Порчи, Ка-тет, Loqiemean и «Пионерлагерь пыльная радуга».
В пространном эссе двухлетней давности (прочтите его целиком, это крайне занимательный документ) Оксимирон убеждал слушателей, что единственная честная форма сотрудничества — это букинг. Что артист в состоянии сам записывать свой продукт, пиарить, продавать мерчандайз — и брать за это деньги, а тем более сажать на контракты «разной степени бесчеловечности», недальновидно: «Артист видит свою полную свободу, ценит ее, а значит, работа строится более доверительная».
Однако при всей прозрачности и доверительности отношений «ЛСП» сбежали с Booking Machine при первой возможности. Тогда как на лейбле Black Star, менеджеры которого открыто говорят: «С нашего контракта не соскочишь», артисты если и жалуются на что-то, то потом возвращаются в чувство и работают дальше.
Значит ли, что одного букинга для Booking Machine становится мало и агентство ждет превращение в лейбл? Оксимирон уверяет, что нет.
Он объясняет это так: «Нас не интересуют отчисления от продаж альбомов или, скажем, от рекламы, в которой снимается артист. Мы не влияем на контент артиста. Мы структура нового типа, для которой пока нет устойчивого названия: организация концертов под ключ, плюс свой менеджмент, плюс своя реклама. При этом на Западе таких структур возникло немало — взять хотя бы гиганта Live Nation».
«А все потому, что мы хотим работать с артистами долго и счастливо, — продолжает он. — Понятно, что я еще только учусь и набиваю шишки. Что мое видение еще будет меняться вместе с изменчивой индустрией и, возможно, во многом пока идеалистично. Но я уверен, что в целом этот вектор правильный. Сознание определяет бытие; как вы яхту назовете, так она и поплывет; и так далее. Подчеркивая, что мы не лейбл, я который год осознанно провожу черту между старым порядком и тем, который я хочу видеть в будущем — и как артист, и как тот, кто хочет помогать другим артистам. Кроме чисто рациональных соображений у этого есть некое ритуальное измерение, скажем так, в духе мантр и заклинаний».