Давно и крепко любимая в России группа The Prodigy впервые едет в тур по стране: он стартовал 2 ноября концертом в Новосибирске, а закончится 9 ноября в Bud Arena. По такому поводу «Афиша Daily» вспоминает ключевые эпизоды местной гастрольной истории британцев, начавшейся более 20 лет назад.

Москва, 14 и 15 декабря 1995 года

Настоящий исторический документ: это видео фиксирует не только наивную атмосферу русского рейва 90-х, но и ничем не объяснимую пустоту зала на выступлении The Prodigy (оно начинается на 28-й минуте). До выхода The Prodigy немногочисленные зрители то неловко двигаются под джангл и хардкор в исполнении диджейского дуэта Storm Crew (DJ Dan и DJ Groove) и группы «Радиотранс», то просто смотрят на сцену, будто бы не понимая, что происходит.

Знакомство The Prodigy с Москвой началось не слишком приятно — с четырехчасового таможенного досмотра. Затем выяснилось, что группа осталась без сценических костюмов — то ли в Хитроу их не так оформили, то ли в Шереметьево слишком долго не пропускали. Хуже всего — на самый первый концерт The Prodigy в России пришло катастрофически мало людей.

Многие поклонники просто не поверили в то, что The Prodigy доберутся до Москвы. «Даже в Государственном центральном концертном зале «Россия», где должны были играть звезды, сердитые старушки отвечали по телефону, что на этот день у них запланирован казачий хор», — вспоминал главный редактор журнала «Не спать!» Дмитрий Шаля. И казачий хор действительно выступал — но после одиннадцати вечера началась совсем другая музыка.

Концерт проходил в ночь с четверга на пятницу — не самое оптимальное время для похода в клуб. По окончании концерта грустный Лиам Хоулетт раздавал редким фанатам в зале автографы. Для легендарного Жени Жмакина, промоутера концерта, ситуация была не самая удачная. Зато во второй день появились и костюмы, и публика, к которой, согласно городским легендам, перед входом зачем-то пришлось применить слезоточивый газ.

«Мы не то чтобы суперобщались с The Prodigy, но первым их вопросом, обращенным почему-то именно к нам, было «Где достать марихуану?». Марихуану бедняжки так и не нашли», — вспоминал участник группы Arrival Дмитрий Постовалов. В общем, неудивительно, что после первого приезда в Россию в 1995 году The Prodigy сказали себе: «Мы никогда сюда не вернемся».

Москва, 27 сентября 1997 года

Суперсклейка из нескольких съемок — как любительских, так и профессиональных

Цифру 250 тысяч человек указывает на официальном сайте организатор SAV — правда, непонятно, идет ли речь именно о зрителях концерта на Манежной площади или это общее количество посетителей мероприятия Ballantineʼs Urban High, в рамках которого проходило выступление The Prodigy.

Также сложно проверить, имеют ли какое-либо отношение к реальности распространившиеся впоследствии легенды о гибели зрителей в давке или от передозировки. Что известно точно — трансляция этого концерта год спустя появилась в эфире в ночь с 25 на 26 сентября, когда начал вещание канал MTV Russia.

Но каким образом при отсутствии современного музыкального телевидения и задолго до распространения интернета The Prodigy превратились в настолько массовый феномен всего через два года после не самых удачных концертов?

Илья Воронин
Главный редактор Mixmag Russia

«Я прекрасно помню, как в 1995 году слушал в школе недавно вышедший альбом The Prodigy «Music for the Jilted Generation» и был для своих одноклассников кем-то вроде белой вороны. Те в основном слушали что-то гитарное — Nirvana или Metallica, кто-то — рэп, попсу зарубежную. А тут совершенно другая музыка. Потребовалась пара-тройка лет, чтобы многие, что называется, прозрели. К тому же группа записала альбом «The Fat of the Land» — удивительный и очень точный микс гитарной музыки и электроники. Это был единственный их альбом, понятный широкой российской аудитории: «Experience» слишком рейвовый, «Music for the Jilted Generation» слишком клубный. То есть он получился и прогрессивным, и массовым. Не зря впоследствии все рок-магазины торговали черными футболками и балахонами с символикой The Prodigy.

Удивительно что те же «Poison» и «Voodoo People» (который вообще стал потом русской народной песней, группа «Ленинград» не зря заимствовала рифф этого трека) стали такими популярными уже задним числом, после выхода «The Fat of the Land». Я не помню, чтобы о The Prodigy писали в передовых изданиях того времени: для «Птюча» или «ОМа» это была группа не слишком утонченная (на самом деле «Птюч» в 1997 году ставил The Prodigy на обложку. — Прим. ред.). Я думаю, что определяющую роль сыграло сарафанное радио, когда люди бегали с кассетами и давали их послушать друзьям, убеждая, что это очень круто».

Подробности по теме
Состояние электроники
33 главных электронных альбома
33 главных электронных альбома

25 сентября 1998 года, Петербург

Спустя год после концерта в Москве на улицах Петербурга появились афиши, рекламирующие концерт The Prodigy в ДС «Юбилейный». Крупным шрифтом на них было написано: «The Prodigy. Music for «Jilted Generation». 2 часа безумной энергии. Live!» И очень мелким — «The Greatest Tribute to The Prodigy».

Ряд петербургских изданий опубликовали заметки о том, что никаких The Prodigy в городе не ожидается. «По словам организаторов, едет английская группа Jilted Generation, в которой якобы играет Лиам Хаулетт, лидер легендарных The Prodigy. Коллектив должен исполнить как свои хиты, так и хиты Prodigy — отсюда и красноречивые афиши. Полуторачасовую вечеринку будет вести диджей Цветкофф, а посетить ее обещает в качестве гостя сам Кит Флинт», — объясняла журналистка Анастасия Грицай в журнале «Телеман».

Организаторы концерта фейковых The Prodigy — депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга братья Вячеслав и Сергей Шевченко, владевшие клубом «Голливудские ночи», — потребовали у главного редактора «Телемана» «возмещения финансового ущерба» за возвращенные билеты в размере 50 000 долларов. Другому человеку, распространявшему информацию о том, что Prodigy ненастоящие, — продюсеру Анне Резник — братья Шевченко якобы угрожали убийством, а также посадили в мусорный бак.

В 2001 году Сергея Шевченко осудили за вымогательство на семь с половиной лет условно. Суд над его братом начался в 2003 году, в марте 2004 года Вячеслава Шевченко убили на Кипре.

Анастасия Грицай
Журналист, свидетель события

«Афиши концерта висели на каждом углу, билеты активно продавались. Я в те времена общалась с компанией Feelee — знаете Игоря Тонких? Они были официальными промоутерами The Prodigy. Я связалась с ними. Получила ответ, что никто никаких The Prodigy не привозит. Я почитала внимательно афишу и в этом убедилась. Даже если бы четырнадцатилетний тинейджер почитал афишу, он бы тоже это понял. На самом деле те, кто это делал, ничего не нарушили — они просто схитрили. И я везде, где могла, написала: господа, не обманывайтесь, читайте внимательно афишу. Это была даже не статья, а короткая заметка, которую потом назвали разоблачительной, но на самом деле она была разъяснительной. А затем начались угрозы — в мой адрес, в адрес директора издательского дома.

Сначала, как мне говорили, меня хотели просто убрать. Через три дня было сказано, что методы физического воздействия отменяются, но было поставлено условие уволить меня. Полгода я писала под псевдонимом Александр Макаров. Это был бандитский период, а я была молодая и безрассудная. Мне казалось, что я делаю обычную журналистскую работу. Группа была очень популярна у тинейджеров, которые побежали покупать билеты. А потом побежали их сдавать, из-за чего, собственно, поднялась вся история».

Через год настоящие The Prodigy все-таки доехали до Петербурга, о чем телеканал MTV сделал исчерпывающий сюжет, поговорив с жителями города, местными музыкантами, поклонниками и психиатром

2005 и 2006 годы

1 апреля стало известно, что Кита Флинта сразил вирус и грядущие концерты группы в Москве, Петербурге, а также Вильнюсе придется перенести на июнь. Ввиду даты многие понадеялись счесть объявление шуткой — но все было всерьез. Прошли выступления тем не менее достаточно успешно — и в Москве были первыми для следующего поколения поклонников, выросшего на «Firestarter», «Breathe», «No Good (Start the Dance»), «One Love» и многих других хитах группы. Тур проходил в поддержку выпущенного годом ранее «Always Outnumbered, Never Outgunned» — альбома небесспорного, сильно отличного по звучанию от прежних работ группы, но ничуть не менее напористого. Клише «электронные панки» продолжало оправдывать себя — главное умение Хоулетта все еще заключалось в том, чтобы найти простейший, безотказно работающий прием и использовать его на протяжении всего трека с минимальными модификациями.

Очень похожие, но уже в рамках поддержки сборника синглов «Their Law» выступления прошли через год. Тогда The Prodigy впервые приехали в Екатеринбург.

Слава Душин
Участник промогруппы «Теснота»

Мне было 17 лет. Я был абитуриентом вуза. Моя будущая одногруппница нашла в интернете парня, который купил билет на The Prodigy, одолжила его на день, отсканировала и напечатала в цифровой типографии. Я решил, что это отличный шанс сэкономить, и сделал то же самое. Мы напечатали еще и третий билет и попытались продать у входа, но не вышло.

Впервые The Prodigy я услышал в 12 лет. В городе, в котором я жил, о них никто не знал. Мой ответ «Я электронщик» на вопрос «Ты рэпер или металлист?» ставил в тупик уральских пацанов. Кит Флинт и Максим были для меня настоящими рок-звездами. Любимым альбомом был «The Fat of the Land».

Спустя 10 лет концертом The Prodigy мало кого удивишь — все-таки в город чуть не приехал Элтон Джон. Но в то время в Екатеринбурге редко проходили концерты звезд подобного уровня, и было видно, что организаторы подготовились к нему серьезно. Звук, свет и шоу были невероятными».

12 октября 2007 года, «Жабий бунт»

Как и любая востребованная группа, The Prodigy не избежали выступлений на закрытых вечеринках. Точно известно об одном — называлась она «Жабий бунт» и прошла, по свидетельствам очевидцев, на территории завода в районе «Шаболовской».

«Сначала подумал, что двойники какие-нибудь. После трех-четырех песен пришел к выводу, что точно The Prodigy. Причем самое интересное — зал полупустой. The Prodigy отыграли, выходит Михаил Щац из «О.С.П-студии» в роли конферансье. Говорит, что сейчас дальше будет «Мумий Тролль». Оглядываемся с друганом по сторонам, засекаем рядом Глюкозу, Жанну Фриске, чела из «Аварии» и еще разных представителей шоу-бизнеса. Пытаемся понять, на какое же это мероприятие мы попали. Кроме названия «Жабий бунт», ничего не выяснили. Потусили еще часик и уехали», — делился впечатлениями в ЖЖ случайно попавший на концерт зритель.

Отмены концертов в 2008-м и 2010-м; выступление в Петербурге в 2009-м

Дважды московские выступления The Prodigy отменяются — в 2008 году по экономическим причинам (в Россию пришел кризис), в 2010-м — по форс-мажорным: ураган разрушил сцену. В промежутке они приехали в Петербург, где поставили на уши Ледовый дворец.

Александр Булгаков
Поклонник группы

«Я переехал из Ростова в Петербург в 2008-м как раз чтобы ходить на такие концерты. Этот был лучшим в жизни. Почему? Он первый, первое селфи с группой, первые автографы, атмосфера, звук, «Their Law»… Группа тоже была в восторге.

Весь день прошел как на иголках. Сначала мы приехали в аэропорт Пулково, но группу не встретили. Ввиду неопытности не подумали о существовании VIP-выхода. Потом поехали к гостинице «Астория». К нам выходили Роб [Холлидей, концертный гитарист и бас-гитарист группы. — Прим. ред.] и Максим, мы фотографировались, перекидывались дежурными фразами. Когда все разъехались, из «Астории» вышел Флинт. Он показывал на планшете своих собак и мотоциклы. Говорил, что для них настоящие фанаты — это те люди, что перед сценой».

2012 год

Некоторые российские поклонники The Prodigy превратились в музыкантов. Так, житель Орехово-Зуево Евгений Пожарнов, выступающий по всему миру под именем Proxy, признавался в интервью «Афише», что больше всех его вдохновила именно английская группа: «Мне понравился их фьюжн, их политика — быть разгильдяями в искусстве». Создатель российского фан-клуба The Prodigy Дима Горди в 2012 году открывал их концерт — а впоследствии создал коллектив BaseFace с их бывшим концертным барабанщиком.

Дима Горди
Организатор фан-клуба, музыкант

«Я побывал примерно на 40–50 концертах. Могу выделить 70-тысячный Milton Keynes в Англии, Brixton Academy там же в 2005-м, презентацию альбома «Invaders Must Die» на Уэмбли. Но в России все равно более благодарная публика, которая отрывается на порядок энергичнее, чем в Европе. Там поход на их концерт просто хорошее времяпрепровождение. У нас же — нечто существенно большее, даже нечто сакральное.

В 2000-м мы с друзьями создали первый русскоязычный сайт о The Prodigy. В 2005 году Эд Ратников, глава концертного агентства TCI, позвал меня в свою команду по организации тура — я отвечал за интернет-активности и был связующим звеном между фан-комьюнити и промоутером. После первого концерта Эд познакомил меня с менеджером группы Джоном Фейрзом, а тот, в свою очередь, представил меня группе. Учитывая, что в подобные туры я с тех пор ездил вообще всегда, мне удалось стать хорошим приятелем для всех участников группы. Это не было сложно, просто надо было вести себя ненавязчиво.

По приглашению менеджмента The Prodigy я открывал их концерты четыре раза — в Питере, в Киеве и дважды в Москве. Первый раз это случилось в 2012 году. Выглядит это так — ты стоишь на огромной сцене, у тебя практически нет световой поддержки, так как ее берегут для группы, а на тебя смотрят 12 000 глаз. Это безумно сковывает. Вообще, разогревать аудиторию The Prodigy перед их сольным концертом — не самое простое и благодарное дело».

2014–2016 годы

А вот и самое что ни на есть настоящее признание в любви к России — live-видео на трек «Nasty» с последнего альбома The Prodigy смонтировано из фрагментов концерта в Москве и объяснений Лиама Хоулетта о том, чем эта страна такая особенная для его группы. Поводов усомниться в искренности ровно ноль; все-таки это не рекламный ролик, записанный в поддержку концерта и распространенный его промоутерами, а видео, опубликованное в официальном ютьюб-аккаунте группы уже после выступления в России в 2013-м. Те, кто собрался на The Prodigy 9 ноября, приготовьтесь — будет точно такое же рубилово и месилово.

В последние несколько лет концерты The Prodigy превратились в регулярное явление — их приезды выгодны промоутерам и нужны публике, неустанно месящейся как под «Breathe» и «Firestarter», так и под совсем новые, крайне располагающие к тому треки.

Лиам Хоулетт
Участник группы The Prodigy

«От концерта в 1995 году мы ничего не ожидали. Публика тогда вела себя скромнее — теперь же никто не стесняется, все сходят с ума настолько, насколько это возможно.

Помню, что на концерте в 1997 году было адски холодно. Огромное количество милиции пыталось контролировать людей. Это был особенный концерт для нас — возможно, мы никогда в жизни больше не сыграем на Красной площади. Но с тех пор мы давали концерты и получше. Лучше всего мы звучим в закрытых помещениях — там лучше бас.

Мы не можем выбрать, какой город лучше: Москва более нервная, зато Петербург более романтичный.

Никогда не слышал о фиктивном концерте в 1998-м — нужно ли мне отправить своих ребят, чтобы разобрались? Ха-ха.

Знаете, что? Я думаю, было бы круто остаться здесь на какое-то время и пописать музыку. Найти каких-нибудь русских музыкантов, с которыми можно поработать. Записать с ними сумасшедшие треки. Мы бы определенно этого хотели».

Концерт
The Prodigy
Подробнее
на afisha.ru
http://www.afisha.ru/concert/1419783/