Travis Scott «Birds in the Trap Sing McKnight»
Трэвис Скотт оказался на виду что-нибудь так три года назад, но за это время стал важной частью американского рэп-ландшафта. Деятельный рэпер тире саундпродюсер не может похвастать замысловатой техникой, пулеметной читкой или, допустим, поэтическим даром. Зато он непревзойденный стилист, который кладет мелодичный наавтотюненный флоу на жирный раскумаренный бит, щедро оснащает его вскриками, гиками и подвываниями, мямлит и не выговаривает текст, словно хочет показать: не так важны слова, как эмоции, интонации, ну и какая-то дикая витальность, вложенная в них. Этим Скотт чрезвычайно напоминает Скриптонита, который на подобные сравнения всегда реагировал с преувеличенным раздражением — ну и зря. У треков Трэвиса нередко обнаруживается канье-уэстовская составная структура — послушайте «Way Back», где посреди песни начинается бридж, переходящий в замысловатую коду. Но Скотт тут не последователь, а создатель: вряд ли можно считать простым совпадением то, что Канье стал звучать так после альбома «Yeezus», в креативной команде которого как раз фигурировал Трэвис. Рэп — музыка многословная, но Скотт умеет раскрыть тему одним припевом так, что не добавить, не отнять. Как в «Coordinate», где он сообщает, что опять мешает опиаты с MDMA, потому что ему всегда нужно еще немного больше, и что быстро тратит и быстро зарабатывает. В принципе, весь его новый альбом более-менее об одном: вот он я, молодой и дикий, из квартала впрыгнул прямо в кресло из страусовой кожи, сплю с плохими и красивыми, всегда упорот, но на вечном стрессе, так что не заснуть без автомата и кодеина под рукой. В этих треках с ним соседствуют рядом молодые и титулованные: Кендрик Ламар, Янг Таг, The Weeknd, редкий и ценный Andre3000 из Outkast или его идол Кид Кади (вот уж чья роль требует дополнительного осмысливания — как выясняется, человек повлиял на неимоверное количество артистов вплоть до наших ЛСП и Pharaoh). Чуть ли не каждый из них демонстрирует тут свое превосходство над хозяином: так в 16 строчках Кендрика больше техничности или остроумной игры слов, чем на всем альбоме. Но это удивительным образом ничего не меняет, а только убеждает, что Трэвис Скотт прекрасен и самоценен со всеми своими слабостями и недостатками, чего и нам желает. А.Н.
Слушать
WWWINGS «Phoenix»
Три буквы W стоят в названии проекта не случайно: WWWINGS — это в чистом виде продукт постинтернет-эры. Трое молодых людей с Камчатки, из Сибири и с Украины ни разу не встречались в реальной жизни, познакомились в «ВКонтакте», стали вести блог, в прошлом году выпустили первую EP, потом еще несколько, потом просто выкладывали отдельные треки на свой саундклауд. Через какое-то время их музыку начали ставить на радиостанции Rinse FM, а сейчас они выпустили дебютный альбом на английском Planet Mu — лейбле Майка µ-Ziq Парадинаса, в каталоге которого «Phoenix» соседствует с релизами Ital Tek, Jlin, Kuedo и Venetian Snares и других фигур, ответственных за облик современной электронной сцены. При этом подписчиков в их вконтактовском паблике немногим более 1500 — своих героев российский интернет признавать не торопится.
WWWINGS с дотошностью научных сотрудников исследуют грани звукового хаоса: в ход идут промышленный постграйм, индастриал, разобранный на запчасти трэп и мутировавший IDM. Это музыка, от которой стало бы очень дискомфортно на танцполе; ее главные выразительные средства — жужжание, грохот и белый шум, пишущие симфонию из беспрестанно возникающих и немедленно распадающихся звуковых текстур. С одной стороны, такой звук хорошо встраивается в господствующую в вконтактовских пабликах моду на «даркуху»: легко представить, что WWWINGS звучат на рейве Witchout или пишут биты для кого-то из Yungrussia. С другой — он не имеет никакой привязки ко времени и месту: год назад музыкальную реальность таким же образом деконструировал американец Rabit, а два года назад — венесуэлец Arca. Н.Р.
Слушать
Angel Olsen «My Woman»
«Перестань притворяться, что меня здесь нет. Заткнись, поцелуй меня и прижми к себе крепко», — поет — спешно, отчаянно и громко — 29-летняя Эйнджел Олсен в «Shut Up Kiss Me» с нового альбома «My Woman». Никакой аделевской покорности в этих словах нет — скорее осознание того, что человек, к которому героиня обращается, вряд ли ее к сердцу прижмет. И весь «My Woman» такой: очень личный, очень печальный альбом о том, как найти, потерять и отпустить любовь.
Уроженка Миссури, Олсен слушала соул и фолк, громко пела в ска-панк-группе, потом переехала в Чикаго, играла с Бонни «Принсом» Билли», записала «Half Way Home», лишенный всяческого лоска нервный женский акустический фолк-альбом. Два года назад она взялась за электричество, выпустила диск «Burn Your Fire for No Witness» и попала в десятку. То был надрывный, контрастный — то удушливые гитарные боевики, то вязкая акустика, — исполненный искренней безнадежности и печали электрический фолк, простыми словами красиво описывающий одиночество и безнадежность борьбы с ним.
«My Woman» продолжает линию «Burn Your Fire». Только он ярче и контрастнее. Олсен то томно и печально поет под одинокие клавишные («Intern», похожий на Лану Дель Рей с человеческим лицом), то бесновато кричит, словно Патти Смит или Райан Адамс, под неряшливые гранжевые аккорды, то отстраненно полубубнит под хмурую акустику. В его первой половине — в основном гитарные боевики, грязь и истерика. Во второй — статика, пастель и плач навзрыд.
Манифестов сильных женщин за последние годы мы прослушали предостаточно, но не было давно альбома о том, как найти себя и успокоиться. Вот «My Woman» как раз таков. Н.О.
Слушать
Zomby «Ultra»
Скрывающийся под маской британский постдабстеп-продюсер Зомби — насколько важный для своей ниши музыкант, настолько же и поразительно неприятный человек: можно вспомнить этот рассказ о его визите в Москву, где рассказчик, правда, отчего-то заранее ненавидит героя повествования; эту историю, где дураки оба; ну или почитать твиттер Зомби, который, правда, сейчас немного не тот, а когда-то работал сугубо в режимах «хейтер/тролль» — так вот британский продюсер после релизов на 4AD и XL вернулся домой на лейбл Hyperdub, где была издана его дебютная EP. Следом почти сразу на Werkddiscs вышел его нашумевший лонгплей «Where Were U in '92?». Опубликованная восемь лет назад, эта пластинка впервые привлекла к Zomby внимание критиков и масс, провозглашала рейв-ревайвл и, как справедливо отмечает Pitchfork, прочерчивала маршрут для будущего триумфального марша таких музыкантов, как Джейми xx.
Возвращение на лейбл, название которого ассоциируется с другими героями постдабстеп-электроники — легендарным анонимным артистом Burial (они знакомы, по словам Zomby, тот сильно повлиял на него на старте) и Kode9 (выступил куратором «Ultra»), — благотворно сказалось на конечном продукте. «Ultra» — это впечатляющая и масштабная работа на изрядно вытоптанном поле деконструкции британского клубного звука. Однако Zomby удается на нем не затеряться и выдать очень содержательную и, похоже, лучшую за долгое время пластинку — призрачное воспоминание о рейве 90-х и его последствиях. Эти треки могут зазвучать на танцполе только с целью этот танцпол разогнать. «Sweetz» закономерно привлекает внимание именем вышеупомянутого Burial, но ценен сам по себе, а не только как громкая коллаборация. Совместный с Darkstar — тоже не последними на этой сцене и не чужими для Hyperdub людьми — «Quandary» с почти детским азартом меняет местами кубики, из которых составлен грайм. В одиночку Zomby тоже справляется — см. «E.S.P.», «Glass» или гипнотический «Thaw», лучший трек этой пластинки. А.Н.
Слушать
Cass McCombs «Mangy Love»
Не бывает в жизни таких дней, когда нет повода слушать Касса МакКомбса — не слишком жизнерадостного инди-фолк-рокера из Калифорнии, исполняющего, как это некогда называлось, душеспасительные песни, идеально подходящие для состоянии тоски, апатии и депрессии любой степени тяжести. Подчеркнуто старомодные, они способны понравиться, например, поклонникам Ариэля Пинка, но отнюдь не только им. Уроженец Калифорнии, выросший на творчестве Grateful Dead, первый альбом выпустил в 2003-м. «Mangy Love» — это уже восьмой. Его внешняя безмятежность на этот раз особенно удачно контрастирует с горящим где-то внутри социальным накалом, который создан без лишней натуги, штрихами, исподволь — послушайте открывающий номер «Bum Bum Bum». «Mangy Love» политизирован, но это ни разу не плакат. Как говорил другой бард-аутсайдер, «это просто новости» — новости американского дна: героин и алкоголь, подросток-проститутка, расстройства рассудка. Касс не требует перемен; насколько можно судить, он считает, что мы заслужили такой мир, — и кто возьмется поспорить? А.Н.
Слушать