Кажется, это был первый год, когда музыки из России в топе стало заметно больше, чем иностранной. Тут дело, наверное, не в том, что за границей было скучно — просто у нас было слишком много всего. Обратите внимание на топ-20: про него мы поговорим отдельно 31 декабря.
Это был год, когда триумф новой русскоязычной поп-музыки достиг апогея — после альбомов групп «Лауд» и «Раек» наш мейнстрим стоит перепридумать: лучше в нынешних обстоятельствах ничего не сделаешь. Это был год сокращения границ возможного и рефлексии под впечатлениям от этого — но всем манифестам мы предпочли песню «Я обязательно выживу», которая при всей тоске оказывается жизнеутверждающим заявлением. Мы выживем и переживем.
Это был год новых грустных, именно они (например «Тима ищет свет» и Denderty) записывали самые емкие рассказы о том, как чувствует себя взрослый и разочарованный человек на пороге большого кризиса в голове и в обществе. Это был год обновленного хип-хопа: после двух кризисных лет русский рэп снова интересно слушать, и не из‑за старых игроков, которые тоже вернулись к микрофону, а людей вроде Soda Luv и Платины.
Это был год женщин у микрофона и с гитарами: Hana Vu, Snail Mail, Willow, «Лоно», Warpaint записали свои лучшие песни и/или альбомы. Это был год тоски по восьмидесятым — весь мир танцевал под бит из песни «Take on Me», который апроприировали все: от Бибера до Coldplay. Это был год без больших фестивалей и кризиса в индустрии. И есть опасения, что это все надолго.
Это был довольно нехороший год с точки зрения новостей, но для музыки — у нас и не только — это было прекрасное время. Грядут большие перемены — уверены, хорошие. С наступающим!
На некоторых стримингах могут отсутствовать некоторые песни. Увы.