Поп-культура

Музыкальный дебют «Нежного редактора» — это ужас. Или нет?

Татьяна «Нежный редактор» Мингалимова выпустила трек «Оргазм» про равенство и старую новую этику. Многим видео не понравилось из‑за излишней эксплуатации феминистской тематики. Редакторы раздела «Музыка» пытаются объяснить, что не так и с самим видео, и с реакцией на него.

За (но не совсем)

Владимир Завьялов

Я не скажу ни слова про художественную составляющую песни и ролика «Оргазм», но хочу поговорить про хейт, обрушившийся на Татьяну Мингалимову. Я считаю, что этот хейт — чаще всего несправедливый, а его природа — чаще всего сексистская.

Показательный пример: на сайте The Flow вышла новость с клипом «Оргазм». За два дня она набрала более 150 комментариев — редкий случай для новости формата «ролик + подводка из двух строчек». Среди прочего выделяется комментарий такого содержания: мол, самое плохое то, что при аргументации негативных мнений будет реакция в духе «Это потому что я женщина, да?».

Но ведь кажется, что действительно поэтому. Ниже в тех же самых комментариях в рассуждениях о качестве трека переходят на внешность Татьяны, язвят, что ее карьеру якобы спродюсировали «спермобаки» (такой риторикой Мингалимова не оперирует) и что бит, текст и клип к песне сделали мужчины, называют шоу «Подруги» квинтэссенцией стереотипов о «тупых бабах», насмехаются над феминитивами (Татьяна их не использует) и говорят уйму других обидных вещей.

Оставили бы столько гадостей в комментариях под клипом мужчины-рэпера — пусть даже к этому клипу и есть вопросы? Вряд ли. Сдетонировал бы вообще хейтомет в таком масштабе, если бы это был клип мужчины-инфлюэнсера, который «полез к нам, в рэп»? Вопрос.

Самое плохое в этой ситуации — несправедливо завышенные критерии оценки клипа Татьяны: сложно не сыскать в них сексистское начало.
По просьбе «Афиши Daily» журналистка Кристина Сарханянц еще к 8 Марта выбрала главные треки на тему равноправия. Этот плейлист все еще актуален

Против (совсем)

Николай Овчинников

Прежде всего я хочу отправить вас почитать мнения тех, кто лучше меня знаком с тематикой феминизма и защиты прав женщин (например, хорошие мнения у Саши Старость и Лизы Лазерсон). А если хотите про музыку — отправляю к Коле Редькину, который на пальцах объясняет, почему слушать и смотреть «Оргазм» невыносимо.

Прочитали? Продолжим!

Жаль, у коллег из Wonderzine ничего не вышло — зато у The Village, их соседей по холдингу Redefine, получилось фееричное интервью с самой Мингалимовой. Там, в частности, долго обсуждаются проблемы отношений артистов и журналистов (реально бесячая практика не высылать треки заранее и заранее присылать вопросы), но это все лирика, больше интересная ИМИ. Лучшее начинается с фразы: «Знаешь, у нас большинство женских треков — это в основном «он от меня ушел, и все очень грустно». И так далее: «Мне хотелось создать такой трек, чтобы девочка включила его и выпрямилась» (смешно, что обе фразы она один в один повторяет в своем посте в инстаграме), сравнения с Пугачевой, референсы в виде альбома «Formation», отсутствие познаний в женской рок-музыке 2010-х и так далее и тому подобное.

Меня меньше всего смущает то, что Мингалимова сменила взгляды: три года назад была антифеминисткой, а теперь нет. Даже если это и переобувание в воздухе — черт с ним, лучше прикидываться феминисткой, авось кому поможет, вон в комментариях к посту об этом Мингалимову благодарят: мол, помогла разобраться и понять себя.

Проблема песни «Оргазм» та же, что и у самого интервью. Это набор шаблонных и поверхностных познаний в повестке и не менее шаблонный текст (тут обидно за соавтора Мингалимовой, Рики Ф, который вроде осечек раньше не давал). Это попытка одновременно показать русскую Бейонсе (но без соответствующего бэкграунда) и пересказать паблик «Тыжедевочка». И, что особенно заметно, это попытка сыграть на неуютном и непонятном для себя поле: в том же интервью The Village Мингалимова прямо говорит, что слушает другую музыку, олдовый рокЧестно говоря, я в основном слушаю довольно старую музыку — какой‑нибудь олдовый рок или поп, прямо супердавнишние треки. Ну, грубо говоря, из фильмов Тарантино, Led Zeppelin, Ленни Кравица, The Mamas & the Papas., но при этом зачем‑то мучает себя и записывает хип-хоп.

В итоге получается нулевой по всем параметрам трек. Это музыка, которая а) не идет самой авторке-исполнительнице, б) игнорирует все возможные тенденции в современной рок- и поп-музыке, исполняемой и сочиняемой женщинами. В том числе в России. Хотите емкий и однозначный рок про сексизм? Вот nazlo или «Позоры»! Нужна правильная и чуткая музыка про принятие себя? Есть последний альбом Lucidvox. Нужен сильный разговор о сильных чувствах на фоне слабеющей страны? Пожалуйста, вот Наадя. Нужна более простая и конъюнктурная, но в то же время максимально доступная для всех и каждого, но без натягивания совы на глобус, музыка? Треки «Молчи» и «Неидеальные люди» (кстати, есть отличная акустическая версия) к вашим услугам. Требуется хип-хоп по теме? Есть Masha Hima или разруганный всеми (не нами) EP ASC, соучастниц Мингалимовой по шоу «Подруги». Нужны правильные мужские слова про равенство и насилие? Группа «Труд» все сказала шесть лет назад, Гена, учись!

«Оргазм» — даже если авторка того не хотела — звучит и выглядит как максимально поверхностное следование конъюнктуре, при этом без учета таковой (да, парадокс!) Я буду рад, если кто‑то, посмотрев это видео, выпрямится. Но пока есть ощущение, что это игра с нулевым результатом и огромными затратами.

Расскажите друзьям