Двадцать лет назад «Наше радио» считалось одним из самых передовых музыкальных СМИ в стране, где крутили всех главных героев момента: от «Мультфильмов» до «Сансары». «Афиша Daily» вспоминает героев рокапопса и пытается выяснить, что с ними сейчас.

«Мультfильмы»

«Яды»: пожалуй, главный хит группы, но небезоговорочный — хороших песен у группы было предостаточно

Тогда: Ключевые проповедники бритпопа в стране исполняли светлые и оптимистические (но главное — цепкие) песни про ленинградское солнце, поцелуи в парадной, матросов и розовых котов. Местами, правда, не очень оптимистические — про тело любимой девушки, например. Все эти песни сочинял и исполнял бывший студент-историк Егор Тимофеев, умещавший в себе ленинградское простодушие и качество нездешнего свойства, которое бы сейчас назвали словом «стилек».

В начале 00-х «Мультfильмы» имели огромный успех и котировались едва ли не на уровне первых фигур рокапопса: например, автор помнит, как рекламу альбома «Музыка звезд и арктических станций» в 2003 году транслировали по центральным телеканалам. Клипы группы регулярно показывали на MTV: в общем, все говорило о том, что «Мультfильмы» с нами надолго.

Сейчас: Предпосылки к спаду начались еще в 2004 году, когда у «Мультов» вышел неубедительный и спорный альбом «С4астье», где группа двинулась в сторону модного звука а-ля Franz Ferdinand и обошлась без хита. В интервью «Афише» в 2012 году гитарист группы Евгений Лазаренко признавался: Тимофеев сначала погрузился в сольное творчество, а потом и вовсе перестал писать песни — так «Мультfильмы» почти на полтора десятилетия заглохли в творческом плане и не выпускали новую музыку, но при этом продолжали исправно выступать — правда, из группы с хедлайнерскими амбициями они превратились в клубный бенд.

В конце 10-х «Мультfильмы» воссоединились в классическом составе (в группу вернулись басист Рустем Галлямов и барабанщик Максим Войтов) и даже выпустили альбом «Романтика-2», который должен был выйти еще в 2007 году, но по каким‑то причинам не издавался. В 2019 году Тимофеев расстался с музыкантами и набрал новый состав. Сейчас обновленные «Мультfильмы» оживились и выпустили несколько новых песен, а скоро ожидается альбом.

«Магнитная аномалия»

«Ничего не получится, наши сделаны нами ходы»: кадры взрывов, многоэтажек и ТЭЦ добавляют этим строкам драматизма — казалось бы, куда больше!

Тогда: После успеха «Мумий Тролля» и Земфиры плотину, что называется, прорвало: в ротацию «Нашего радио» попадали совсем молодые и безвестные люди, которые сходу рвали сначала эфир, а потом — сцену «Нашествия».

Так произошло с «Магнитной аномалией» из Белгородской области: в 2001 году лидеру группы Антону Вартанову было 19 лет, а он уже выступал на главном фестивале страны с вызывающим мейкапом и хрипловатым голосом (тоже вызывающим) исполнял чуть истеричный постгранж с явным равнением на свою любимую группу The Smashing Pumpkins. На втором альбоме «Магнитная аномалия» решительно вырубила фузз, облегчала и взгрустнула — звук группы метнулся куда‑то в сторону пост-брит-попа. Все было к лучшему: в этой ипостаси Вартанов раскрылся еще лучше и записал главные хиты — «Часы», «Мы выходим на улицу» и «Деревья».

Правда, в отличие от тех же «Мультфильмов» «Магнитная аномалия» даже в ту пору не метила в хедлайнеры: при всей крепкой мелодической хватке Вартанову ощутимо не хватало цепкости и вариативности в сонграйтинге. «Они в себя вставляли шприц — во всем виновна Бритни Спирс» — вот характерный пример его строчек.

Сейчас: В середине 00-х Антон не сошелся в творческих и коммерческих взглядах с выпускающим лейблом CD Land, разорвал контракт и фактически нырнул в андеграунд. На творческую активность это не повлияло: «Магнитная аномалия» продолжила писать музыку и на бесплатных началах выкладывала новые альбомы у себя на сайте — правда, отсутствие промо и угасший интерес к жанру оставляли эти релизы без должного внимания.

В 10-х Вартанов распустил группу, увлекся веганством и фруктоедством, жил без электричества на филиппинском острове, пил дождевую воду и, по собственным словам, «изучал свой внутренний мир, развивая в себе добро и любовь». Про песни тоже не забывал — под псевдонимом «Я Vegan» Антон под самодельную гитару пел активистские песни о вреде мясоедения. В 2020 году Вартанов вдруг решил возродить «Магнитную аномалию». Сейчас группа активно пишет песни, снимает клипы и готовит новый альбом.

«Танцы минус»

Fun fact о преемственности поколений: попробуйте напеть под мелодию этой песни «Девочку с каре» Мукки — мэтчится идеально!

Тогда: Выдающийся пример конвертации успеха творческого в медийный. В 1999 году не сильно успешный петербуржец Вячеслав Петкун сочинил песню «Город» — и буквально через полгода обнаружил себя артистом уровня «Максидрома».

В ту пору Петкуну уже стукнуло тридцать: сочинив еще пару хитов и сделав свой хрипловатый тембр узнаваемым на всю страну, он пошел делать узнаваемым и свое лицо — снялся в клипе у Пугачевой, стал посещать телепередачи и даже начал вести свое ток-шоу, сыграл горбуна в местной версии «Notre-dame de Paris» и вовсю раздавал интервью, в которых обычно за словом в карман не лез. Со временем даже начало казаться, что медийные активности Петкуна стали оттенять собственно музыку. «Виктор Гюго, скажи спасибо Петкуну», — востребованность лидера «Танцев минус» была увековечена даже в сценке Максима Галкина.

Сейчас: Амплуа шоумена, по собственному признанию, Петкуну наскучило: к середине 00-х он резко пропал с экрана ТВ. Впрочем, выпуск музыки также подзаглох: за последние восемнадцать лет у группы вышло всего два альбома — заметными их назвать сложно. Тем не менее «Танцы минус» периодически дают концерты.

«Сегодняночью»

«Между роскошью и тоской» — одна из главных песен дебютного альбома группы

Тогда: Питерская группа «Сегодняночью» с переменным успехом исполняла эстетский, но чуть непричесанный романтический рок — пока не попала на радар Илье Лагутенко, бывшему тогда не только в звездах, но и камертонах рокапопса. Лидер «Мумий Тролля» раструбил о талантливых петербуржцах московским лейблам — и группу подписал CD Land.

Лагутенко записался не только в менторы, но и в продюсеры «Сегодняночью». Как вспоминал журналист, продюсер и писатель Александр Кушнир, занимавшийся тогда пиаром группы, это вышло коллективу боком. Лагутенко контролировал весь процесс записи дебютного альбома и «причесал сырой и расхристанный романтизм с берегов Невы под стандартные каноны британских рок-альбомов».

Альбом «Сигареты и кофе» и правда получился чересчур вылизанным и вызывающе англофильским. Статный вокалист группы Никита Козлов строил позы, с кошачьим прищуром наблюдал за окружающим и лениво-жеманным тоном выводил строчки про сигареты и кофе, роскошь и тоску, твой любимый джаз и сентиментальные дни — и будто бы перестарался в стремлении казаться безупречным во всем.

В итоге дебютник «Сегодняночью» вошел в историю как самый оглушительный продюсерский промах во всем рокапопсе: ни бешеное промо в медиа, ни ротация клипов, ни протекция Лагутенко, ни выступления на фестивалях не сотворили из питерской группы второго «Мумий Тролля». Тот же Кушнир не без грусти отмечал: «Кофе и сигареты» продавался плохо, концертов было мало — «их песни полюбили столичные девушки, музыкальные журналисты и золотая молодежь, но от чаяний и ожиданий простого народа они оказались слишком далеки». В итоге лейбл CD Land потерял на «Сегодняночью» десятки тысяч долларов и разорвал контракт с группой.

Сейчас: Бывшие будущие звезды до сих пор в строю, но от состава периода «Кофе и сигареты» давно остался лишь Никита Козлов. Дискография группы после 2002 года — упражнения в области рок-музыки британского пошива от балладного смирения до рокстаровских боевичков с креном то в одну, то в другую сторону.

«7Б»

Opus magnum группы: почвеннический текст про «войну на память лет» и астрофутуристический клип с юной Глюкозой

Тогда: Если и есть начало того пути, которое завело «Наше радио» и подведомственный ему фестиваль к танкам, пунктам призыва в армию и нашивкам «За Донбасс», то его стоит искать где‑то в 2001 году, когда безвестный рубаха-парень Иван Демьян заливисто затянул про неизвестного солдата и молодые ветра — и его старания моментально оценились на уровне первых мест в хит-параде «Чартова дюжина».

Сейчас: Насколько «7Б» резко контрастировали с западным курсом местной рок-музыки в 2001 году, настолько совпадают с курсом текущим. Впрочем, группа и сама делает все, чтобы этому курсу соответствовать: меняет посконную лирику на ультрапатриотическую, выпускает биографию в серии «Захар Прилепин рекомендует» и записывает песни вместе с ансамблем Росгвардии.

«Сансара»

Когда‑то группа «Сансара» выглядела вот так

Тогда: В начале 00-х екатеринбуржец Александр Гагарин выглядел как фрешмен новой английской рок-поросли, будто снизошедший с обложки журнала, где его нарекли спасителем рок-н-ролла. И звучал местами соответствующе — что совершенно не мешало ему держать в группе баяниста и цитировать Леонида Федорова и БГ на равных правах с Майклом Стайпом. С продюсированием дебютного альбома «Всевозможно», кстати, помогал Владимир Шахрин — при особом желании в ранней «Сансаре» можно и его расслышать.

Сейчас: Редкий случай, когда группа из волны «Нашего радио» не погрязла в стагнации, а перезагрузила себя, снабдила и взбодрила звук злободневной электроникой и танцами — и в итоге влилась в ряды «поколения «Афиши» в конце 00-х и начале 10-х. К концу 10-х «Сансара» подсбавила в прыти, но остается творчески дееспособной — будто в укор сверстникам.

«Торба-на-Круче»

Первый хит группы

Тогда: «Торба-на-Круче» также своим успехом обязана «Нашему радио»: молодая питерская группа подкупала романтической и чуть нервной дрожью в голосе лидера Макса Иванова почти в духе Мэттью Беллами (ударение в фамилии на второй слог) и цепким песням про зиму, собаку и интернет. Эти песни быстро подхватила радиостанция, разогнав карьеру группы до больших фестивалей.

Сейчас: До хедлайнеров группа по каким‑то причинам так и не допрыгнула, хотя для этого было все — и узнаваемый голос, и недурный сонграйтинг. Падение спроса на рокапопс на карьере и творческой активности «Торбы», впрочем, вообще никак не отразилось — группа записывает альбомы и дает концерты. Только ее музыка из злободневной превратилась во вневременную.

«Сети»

По-хорошему, здесь на правах ключевого хита должна быть Smile, но пусть будет красивая и незаслуженно забытая «Небо на земле»

Тогда: Ян Николенко с переменным успехом играл англоязычный бритпоп в группе «Эдипов комплекс», приходил с флейтой в «Сплин», а в начале 00-х сколотил группу «Сети» и сам запел по-русски. Незамысловатый рефрен «Smile — иду по дороге, ботинок не жаль» вы должны помнить. Впрочем, этот гимн беспечного недотепы мог составить о группе превратное впечатление — на дебютном альбоме «Небо на земле» можно сыскать песни и серьезные, и вовсе выдающиеся (как заглавная!).

Сейчас: Группа распалась в 2003 году из‑за трагических обстоятельств — ушел из жизни клавишник «Сетей» Станислав Шалимов. В последущие годы Николенко возрождал и закрывал «Эдипов комплекс», уходил из «Сплина» в «Би-2» (где играет и сейчас) и периодически обещал возродить «Сети». Обещание, кстати, сдержал: в 2018 году у группы вышел второй альбом.