Кальян-рэп
Прародители: Bahh Tee, Jah Khalib, Miyagi & Andy Panda.
Что это: Происхождение термина найти сложно (но кажется, он впервые появился в комментариях на The Flow). А вот найти его генеалогию легко. Это Bahh Tee, исполнитель немного грустного рэпа под «пианинку», герой пабликов типа «Рэп-лирика» в начале 2010-х. Это Jah Khalib, который принес в поп-рэп колоритные восточные мелизмы. Ну и, конечно, Miyagi & Andy Panda, поженившие восточный колорит с раскатистым раггамаффином и дансхоллом.
Где‑то в 2018 году чарт «ВКонтакте» начали массово штурмовать люди, в той или иной степени наследовавшие всем троим: HammAli & Navai, Джаро & Ханза, Cygo и другие. Оказалось, что рецепт успеха прост: восточный акцент, строчки про пылкую, страстную и горячую любовь от лица матерого мачо, незамысловатая прямая бочка, трэповый бит или карибские ритмы — и хит готов. Мощный индустриальный буст такой музыке обеспечил как раз Bahh Tee, который открыл и возглавил лейбл Zhara Music — кузницу кадров для новых хитмейкеров.
По-хорошему, «кальян-рэп» — это обидное определение, которое не слишком сочетается с нормами этики в 2020 году, и ему нужно придумать какой‑нибудь эвфемизм. Ну и по факту слово «рэп» в данном контексте уже не совсем легитимно: усилиями Jony и Ramil’ жанр избавляется от урбан-атрибутов и движется в сторону традиционных эстрадных баллад.
Главные хиты: Hammali & Navai — «Девочка-война», Джаро & Ханза — «Ай-ай-ай», Cygo — «Panda E».
Жуков-поп
Прародители: «Руки вверх!».
Что это: Будто бы суперпростая в сочинении музыка, взявшая самые результативные средства группы «Руки вверх!»: паточную лирику, три-четыре аккорда на синтезаторе и простые мелодии, утрамбованные в ускоренный хаус-бит.
Пережив небольшой карьерный спад во второй половине 2000-х, в следующем десятилетии Жуков стал вновь сильно востребован — выпускал песни, ездил в туры и мелькал в медиа. В итоге творчество «Руки вверх!» стало реактивным топливом для артистов нового поколения, от группы «Хлеб» до Тимы Белорусских. Одни артисты находят для себя в песнях Жукова бесстыжие танцы прямого действия, другие — задушевность без купюр, третьи — рецепт приставучих припевов.
Главные хиты: Тима Белорусских — «Витаминка», Клава Кока — «Покинула чат», Мэвл — «Холодок».
Тикток-поп
Прародители: Легитимно это или нет, но хочется сюда вписать имя Моргенштерна, и вот почему: у тиктокеров карьера развивается по схожему с Алишером сценарию: сначала успех в блогинге, затем — в музыке.
Что это: Целый вагон дров в топку размышлений в духе «звезду можно сделать из кого угодно». Действительно, люди вроде Дани Милохина, Володи XXL или Рахима Абрамова пришли в музыку с миллионами подписчиков в тиктоке, но нулевым музыкальным бэкграундом.
Что берут в расход тиктокеры, когда лезут к нам, в чарты? Да все, что красиво блестит и плохо лежит: актуальный рэп с тайп-битами и басами, жуков-поп, наследие Макса Коржа. На выходе при этом часто получаются действительно хитовые вещи (одна «Дочка прокурора» чего стоит!). Другой вопрос: насколько это самостоятельное творчество?
Корж-поп
Прародитель: Макс Корж.
Что это: Душа нараспашку, «любовь — сука», «пацаны — святое», три аккорда, распевы и немного читки — формула, обеспечившая Максу Коржу стадионы и всенародную любовь и запустившая карьеры десятков других людей.
Наверное, никто не повлиял на положение вещей в сегодняшних чартах так, как Корж. Кажется, половина артистов оттуда в той или иной степени ему наследует провинциальной задушевностью и немного наивной пацанской риторикой. Герой таких песен, как правило, из тех, кто и о любви навзрыд пропоет, но и себя в обиду никому не даст, — довольно просто найти в них себя. «Ноль процентов бабок, сто процентов душевности», — пишут в комментариях под клипами наследников Коржа. Понятно почему.
Главные хиты: Hensy — «Поболело и прошло», Verbee — «Зацепила», Dabro — «Юность».