«American Utopia» Дэвида Бирна и Спайка Ли как идеальный мюзикл 2020 года

16 октября 2020 в 20:49
Фото: HBO
Рубрика «Концертный зал» продолжает вспоминать любимые и воспевать новые фильмы-концерты и рок-доки. Герои внеочередного выпуска — экс-фронтмен Talking Heads Дэвид Бирн, голливудский классик Спайк Ли и их витальная, злободневная коллаборация, ставшая фильмом открытия 45-го кинофестиваля в Торонто, и выходящая 17 октября на HBO.

Рассказывая об «Американской утопии» — экранной версии бродвейского мюзикла по мотивам песен Дэвида Бирна, — невозможно не упомянуть его духовный приквел, «Stop Making Sense» Джонатана Демми, в дежурном порядке признаваемый лучшим фильмом-концертом всех времен. «American Utopia» делит название с последним студийным альбомом Бирна, а фильмом-концертом формально не является, но Дэвид не выходит из кадра ни на секунду и регулярно возвращается к песням Talking Heads, так что сравнений тут не избежать.

Да и непохоже, чтобы Бирн их опасался. В конце концов, его соучастником стал в этот раз еще один сертифицированный классик, режиссер «Делай как надо!», «Малкольма Икс» и оскароносного «Черного клановца» Спайк Ли.

Дэвид и Спайк — сверстники и закоренелые ньюйоркцы, которые давно вертелись в общих кругах, но поработать вместе решили впервые. Подобные тандемы для Голливуда не впервой: от снимающего концерты любимых групп Скорсезе до возвращающего долг Джонни Гринвуду, документируя запись его альбома «Junun», П.Т. Андерсона. И, как и во многих из них, роль режиссера в «Американской утопии» может показаться туманной — если не вдаваться в подробности.

45-й Фестиваль в Торонто (TIFF) — главный кинофестиваль Северной Америки и, вероятно, самый представительный в мире — прошел в популярном этой осенью «гибридном» формате: физические премьеры без звезд и с акцентом на социальное дистанцирование плюс онлайн-показы для представителей индустрии, прессы и канадских зрителей. При этом почти все показы включали традиционные для фестиваля Q&A с создателями фильмов, и никакой Zoom не помешал Спайку выступить с заявлением в духе «если что, я тут не просто камеру направлял».

Иными словами, «American Utopia» рекламируется как еще одно авторское высказывание — a Spike Lee joint. И если в техническом смысле это уточнение не то чтобы принципиально (много планов сверху, бойкий монтаж, стробоскопические эффекты во время «I Dance Like This»), то в идеологическом — еще как. Пожалуй, ключевым моментом шоу оказывается кавер-версия «Hell You Talmbout» Жанель Моне — протестного госпела о системном расизме и полицейском произволе. Бирн не скрывает, что в его — пожилого белого мужчины — выборе именно этой песни есть определенный конфликт. Ли его урегулирует — со знакомой по «Черному клановцу» и «Пятеро одной крови» безапелляционной прямолинейностью.

Что до Бирна, то он всегда знал толк в хореографии и драматургии своих шоу. Это бросалось в глаза и в «Stop Making Sense», где Бирн грациозно передвигался по сцене в незабываемом безразмерном костюме, и во время его сольных выступлений разных лет. Все недавние концерты Дэвида — с туром ли в поддержку «Everything That Happens Will Happen Today» (его второго совместного альбома с Брайаном Ино), в компании ли St. Vincent — не обходились без танцоров, внимания к костюмам и театральных эффектов.

Он был рожден, чтобы рано или поздно оказаться на Бродвее, а уже сочиненных им песен, как выяснилось, хватило на полноценный мюзикл — и их количеством, и содержанием.

«American Utopia» — мюзикл о человеческих связях и отношениях, к теме которых Дэвид как‑то привязывает и особенности младенческого мозга, и необходимость проголосовать на президентских выборах в ноябре. Главные темы 2020 года — стремление к близости в условиях самоизоляции, Black Lives Matter, право на выбор, «Мы ждем перемен» — поднимаются в произвольном порядке и не всегда изящно, но там, где Бирну с Ли недостает красноречия или ловкости, порядок наводят песни и ключевой месседж. Это мюзикл — и фильм — о человеческой природе, поэтому на сцене нет ничего, кроме дюжины босых, идентично одетых людей (и нескольких музыкальных инструментов).

Фильм-концерт «Stop Making Sense», который представил Talking Heads во всем их величии

Бирн использует «Born Under Punches» как повод объяснить завсегдатаям Бродвея, что такое живые концерты (музыканты подключаются к исполнению песни по очереди, среди них обнаруживается бразильский перкуссионист Мауро Рефоско из Atoms for Peace и RHCP), а остальной сет-лист — чтобы напомнить, насколько он крут живьем. Песни Talking Heads играются заметно чаще, чем в последних турах Бирна, и ничуть не стесняются пересечений со «Stop Making Sense» (более того — как минимум «Slippery People» и «Burning Down the House» звучат даже мощнее, чем в тогдашнем исполнении группы). Но и вещи Бирна соло на их фоне не теряются: «Lazy» предвосхищает «This Must Be the Place», «One Fine Day» органично соседствует с «Road to Nowhere», да и среди песен с титульного LP находятся вполне неотразимые.

По-своему неотразим и фильм — говорящий о довольно общих вещах, но идеально встраивающийся в повестку дня; сделанный двумя немолодыми людьми, но щеголяющий и энергией, и свежестью взглядов; обреченный на сравнения с классикой, но подающий и собственную заявку на место в каноне. «Stop Making Sense» вышел в 1984 году, ставшем синонимом дистопии задолго до его наступления. Хочется думать, что в сердце «American Utopia» живет надежда на лучшее в год, когда рассчитывать на него вроде бы совсем не с чего.

«David Byrne’s American Utopia» выйдет на HBO 17 октября