Потери
От коронавируса умер Адам Шлезингер, басист и основной сонграйтер Fountains of Wayne. 52 года. Его основную группу все знают по дурашливой песне «Stacy's Mom», квинтессенции поп-панка с легким налетом ретро из молодежных комедий. Но вообще, у Fountains of Wayne были — и остаются — десятки достойных песен: от первого хита «Sink to the Bottom» до ретромашинерии «Traffic And Weather». Шлезингер был главным автором этих ироничных инди-песен. Помимо Fountains of Wayne он писал песни для will.i.am, Ники Минаж, мюзикла «Cry-Baby». За саундтреки к фильмам и спектаклям он номинировался на «Оскар» и «Золотой глобус», получил «Эмми».
Шесть альбомов, которые стоит послушать
Mystery Jets «A Million Heartbeats». Британская инди-группа отдувается разом за всех — за местный ретророк, который еле дышит, за пост-брит-поп, возвращения которого мы ждем уже давно, за все те группы, которые умели сочинять крикливые, слезливые и гимноподобные песни для больших площадок. Коллектив Блейна Харрисона записал 10 песен про хулиганов в униформе, про систему здравоохранения, про политику, про самокопания в эпоху большой нелюбви — и так, что остается только громко подпевать.
Ив Тьюмор «Heaven to a Tortured Mind». Если раньше уроженца обморочного штата Теннесси прописывали в стане электронщиков, то на своем альбоме он устраивает совершеннейший балаган и тем только приковывает все больше взглядов. «Heaven to a Tortured Mind» — это лихой ретророк, кринжовый глэм, гитарные соло, которые бы у другого сошли бы за пошлость, а тут — в самый раз, это соул и фанк, деформированные сотни раз и пропущенные через постмодернистский заводской пресс. Этот альбом настолько возмутителен в собственном гедонизме, что сил нет, хочется послушать еще и еще. Если вам хочется побольше почитать про Тьюмора, то вот вам статья Артема Макарского на Medium, где он устраивает подробный разбор пластинки. Тут есть что разбирать, поверьте.
«Тима ищет свет» «Бойня». Тимофей Якимов делает хип-хоп, каким он должен быть в 2020 году, то есть какой‑то туманный, печальный, местами полный совершенного отчаяния. Примерно про то же, скажем, Денис Грязь, DenDerty и Мак Сима Мгла. Ну то есть это уже совсем не хип-хоп даже, а сбрендившая поп-музыка, где неровным голосом поется о несчастной любви, истерике и бессоннице.
Мак Сима Мгла «Муниципальные сказки на ночь». Забавно, что у артистов с именами Мгла и Свет выходят альбомы в один день, да еще и на одном лейбле. Они в целом об одном и том же — описании бесконечных внутренних неприятностей, — но если у Тимофея Якимова есть какое‑то тепло еще в звуке, то у Максима Семушкина будто бы уже потеряна всякая надежда, и остается только выплевывать наружу строчки препарированным вокодером голосом. Один из самых тяжелых и мрачных альбомов сезона.
Thundercat «It Is What It Is». Стивен Ли Брунер делает, как правильно отметил один наш коллега, музыку не действия, но состояния: усталости, печальной неги, расслабленности. Соратник Кендрика Ламара и Flying Lotus на сольном альбоме все так же пробегается пальцами по басовым струнам, тянет высокие ноты и строит воздушные замки, в которых все слишком хорошо. Но всех этих мечтаний под расслабленный грув достаточно, чтобы ими увлечься и не раствориться в них окончательно.
Atariame «Completeness». На время увлекшись пространными инструменталами, Наташа Салмина возвращается к тому, что у нее лучше всего получается, — дрожащим как лист на осеннем ветру песням, где нестрогий вокал утопает в печальной акустике. Пластинка получилась медитативной — это и вправду песни про принятие себя, примирение с собой и с окружающими обстоятельствами, и это самое примирение оказывается самым крепким щитом от неприятностей.
Еще несколько песен, на которые стоит обратить внимание
Внезапная новая песня «Земфиры». Печальный блюз, который под конец срывается в пропасть. Будто слышал такое раз сто, ну и черт с ним.
Внезапный политический боевик от «Петли пристрастия». Строчка «всюду камеры висят, за это граждане сидят» идеально сочетается с происходящим вокруг. Никакого слепого следования конъюнктуре тут, отметим, нет: Илья Черепко-Самохвалов написал эту песню еще до всяких карантинов.
Даша Шульц и Сергей Хавро из Parks, Squares And Alleys продолжают выкатывать по синглу в неделю — вот еще одна песня, умилительный, приятный, как беседа старых друзей, и мягкий, как одеяло, инди-поп.
Бывшая участница записей The National Ив Оуэн записывает угрюмый и печальный женский рок. Таких исполнительниц вроде бы и полно, но у Оуэн есть важное преимущество — в ее песнях нет вот этой тянущей из слушателя все жилы тоски, выматывающей и вымораживающей. Это очень живая и полная артистической непосредственности музыка. В «Blue Moon» и вовсе проскакивают то интонации Хоуп Сандовал, то мотивы This Mortal Coil. Если Оуэн пойдет дальше, если ее дебют будет таким же эффектным, как ее синглы, то появится новая большая американская певица.
Датчане Iceage записали песню про самоизоляцию во время коронавируса. Ждали конъюнктурную басенку на пару минут — получили один из лучших треков весны, какие обычно получаются от крайней нужды и переизбытка чувств.
Еще одно посвящение самоизоляции — от Калеба Фоллоуилла из Kings of Leon. Пронзительная баллада на тему «если хочешь остаться, останься просто так».
И еще одна песня на тему последних событий — от Майкла Стайпа из R.E.M., которые на днях отметили 40-летие творческой деятельности. Самое время любить, поет нам отец инди-рока под аранжировку Аарона Десснера из The National, согласимся же с ним.
Лидер великих хардкорщиков Converge Джейкоб Бэннон собрал группу Umbra Vitae с участниками Hatebreed, Job for a Cowboy и The Red Chord. Получился захлебывающийся от злобы старомодный металл, в меру эффектный и совсем не занудный. Дебютный альбом выйдет 1 мая, а пока можно послушать первый сингл «Return to Zero».
Еще одна песня Bicycles for Afghanistan с альбома, который выйдет 10 апреля. Как и предыдущий сингл «Воздух», «Весна» — быстротечный и мечтательный альт-рок, под который хочется прогулять пары.
И еще кое‑что
С прошлой недели в России можно легально посмотреть сериал «Меломанка» («High Fidelity»). В новой экранизации Ника Хорнби многое поменялось — главный герой стал героиней, действие картины происходит в конце 2010-х, — но музыка, как еще один главный герой, осталась на своем месте. Всего в саундтреке к первому сезону около полутора сотен песен. Мы нашли почти все и составили плейлист.
Еще один юбилей прошлой недели — 20 лет дебюту страшно недооцененной британской группы Doves. Выходцы с манчестерских танцполов познакомили пост-брит-поп с психоделией и научились выжимать драйв сквозь слезы. По просьбе «Афиши Daily» Сергей Степанов объясняет, за что Doves стоит любить и что у них стоит послушать.
А еще мы проводим голосование за лучший альбом начала 2020 года. Лидеры пока более-менее очевидные, но у вас есть возможность все поменять. Голосование пройдет до 10 апреля.