Потери: Энди Гилл
В субботу 1 февраля умер Энди Гилл, гитарист и основатель постпанк-группы Gang Of Four. Вместе с однокашниками по университету Лидса в конце семидесятых он перелицевал фанк для новой эпохи. Вместо теплого и душевного звука — иссушенные аранжировки и тексты, в которых отношения людей рифмовались с рыночной экономикой. Это была новая музыка для вечеринок, где на смену диско-феерии пришли исступленные танцы в монохроме. Уже потом, распрощавшись с первоначальной ритм-секцией, Gang Of Four заметно очеловечились и потеплели, но не потеряли в груве и не перестали петь о текущей повестке. Без Гилла и Gang Of Four не случилось бы и возрождения постпанка в начале нулевых: Bloc Party и Franz Ferdinand просто не на чем было бы строить собственный саунд.
Гилл в итоге остался единственным оригинальным участником Gang Of Four, всячески пытался в конце 2010-х придумать заново звук группы, часто ошибался, но был прекрасен в своем упрямстве.
Что послушать из альбомов
Гречка «Из Доброго в Злое»: Анастасия Иванова год боролась с кризисом — творческим и личным — и пыталась собраться с силами. Некоторые уже на ней поставили крест. Но вот ее новый альбом — и с ним придется считаться. На «Из доброго в злое» к привычной домашней акустике добавляется актуальный поп-звук, а к бытописанию поколения зумеров — совершенно несвойственная ему русская тоска. Самая сильная — хотя бы в эмоциональном плане — работа Гречки со времен дебютного альбома.
Тима Белорусских «Моя кассета — твой первый диск»: новый альбом главного поп-певца эпохи. Все те же прилипчивые песни про любовь без пошлости, только с куда более разнообразным звуком (лучший пример — «Одуванчик» на грани электропопа и русской радиопопсы нулевых). Это то, чему будет подпевать вся русскоговорящая публика на вечеринках, фестивалях и караоке-барах в 2020 году. Мы тоже будем, что мы, не люди?
Destroyer «Have We Met»: многословный и многослойный альбом от самой трогательной инди-группы из Канады. Если раньше Дана Бежара хотелось сравнивать с софисти-поп-артистами, которые умудрялись выстраивать драмы на недраматическом и безобидном материале, то тут уже в референсы лезет Леонард Коэн и другие великие североамериканские сонграйтеры. «Have We Met» — это песни от лица не скупящегося на слова и эмоции человека, который уже давно в непростых отношениях с самим собой, и с которым очень легко соотнести себя. Таких пластинок очень мало — ну, вот у Ника Кейва была, но там все-таки было больше мрака и старости. Бежар как‑то ближе, роднее.
Кеша «High Road»: неслучившаяся соперница Леди Гаги, измученная творческими провалами и судами с продюсером, Кеша в итоге воспрянула из небытия и выпустила лихой поп-альбом на 15 песен. Ничего сверхособенного — традиционный для 2020 года поп, но во-первых, очень-очень бодрый, во-вторых, не без приятных странностей: последняя треть альбома — это настоящий карнавал, с трубами, с синтетической акапеллой, с гитарными балладами. Вот если бы Кеша весь «Hig Road» сделала таким, мы бы даже присвоили ему какое‑нибудь громкое звание, но пока повременим.
Wild Nothing «Laughing Gas EP»: дрим-поп на нововолновой основе — это музыка ушедшего десятилетия, но Джека Татума мы возьмем в будущее. Он умеет в тесном пространстве традиционной поп-песни и взволновать и успокоить так, как не может и Кевин Паркер из Tame Impala.
Sonic Death «Russian Gothic»: старомодный зарубежный рок с русскими словами от Арсения Морозова. И вправду — русская готика. На мрачной гитарной основе Морозов рассказывает о том, как у нас очень холодно, ничего нельзя, а власть — с кулаками. Кажется, самый ладный альбом от трубадура русскоязычного инди лет за пять.
Что посмотреть из клипов
Tame Impala сняли видео на пока лучший сингл со своего грядущего альбома. В видео Кевин Паркер играет то ли на одной, то ли на нескольких свадьбах, праздник постепенно становится все бодрее и бодрее, но конец немного непредсказуем. Режиссер Терри Таймли снял клип в лучших традициях Мишеля Гондри и прочих режиссеров девяностых, любивших игры с пространством и временем.
В новом клипе Лиама Галлахера футболист Эрик Кантона («Манчестер Юнайтед», естественно) бродит в королевском одеянии по огромному дому, в котором совсем недавно закончилась вечеринка. Получился парафраз корбайновским королям из клипов Depeche Mode и Coldplay и история о человеке, который получил все, потерял многое и тоскует по прошлому. На строках «oh, I remember how you used to shine» становится совсем грустно.
Другой брат Галлахер (такое ощущение, что они все-таки общаются и специально выпускают музыку одновременно) — тоже с эффектным клипом. Тут как раз вечеринка в самом разгаре.
Иван Ворошилов, он же Недры — надежда русского хип-хопа в 2019 году. Во всяком случае на такой лад настраивает его последний трек «Едало». Грязный, агрессивный, скорострельный репрезент в диковатом антураже постсоветских пространств и квартир. «Это только начало!»
А что еще
Ветераны новой волны The Psychedelic Furs готовятся выпустить первый за 29 (!) лет альбом. Первый сингл — мрачный пост-панк — напоминает о том, что у братьев Батлеров лучше всего получались такие вот героические песни, которым идеально подходят то ли раскаты грома, то ли планы бескрайних английских провинций. Всем бы такие камбэки.
Борис Гребенщиков достал из закромов песню начала восьмидесятых, написанную как ответку цензорам, ополчившимся на музыкантов после выступления на фестивале в Тбилиси, и облек ее в бодрую электропоповую аранжировку. В таком виде БГ как‑то исключительно похож на Боуи восьмидесятых-девяностых.
Thomas Mraz — с новым треком. На этот раз он разыгрывает свою r'n'b-драму с американским рэпером Fat Nick. Получается полиглотский поп на равных.
Хорошая новая петербургская группа INTERGVLVCTIC на очередном сингле «Голод» играет молчаливый инди-поп в духе Cigarettes After Sex и The Retuses. Получается бодрее первых и телеснее вторых. Будем следить.
Есть ощущение, что скоро нулевые войдут в моду. По такому случаю сделали тест на знание хитов 2000-х и ностальгический плейлист.