В августе 2017 года чарты Spotify возглавила песня «I Don't Want It at All» малоизвестной певицы Ким Петрас. Трек, сделанный в духе классических поп-хитов 1980–1990-х, выглядел максимально контрастно на фоне остального топа, где уже тогда доминировали хип-хоп и R’n’B. Саунду соответствовал и имидж певицы: длинноволосая блондинка с ярким макияжем, чьи фотосессии всегда выполнены в сочных цветах с доминированием розового. Так Петрас начала свой путь в большой поп-музыке и мгновенно стала одной из самых перспективных исполнительниц нашего времени. При этом ее бэкграунд стал одной из важных составляющих ее творческой биографии.
Рождение и перерождение
Уроженец Кельна Тим Петрас с 2 лет постоянно заявлял своим родителям, что он на самом деле она. Тим играл с Барби вместо обычных «мальчишеских» игрушек и дружил преимущественно с девочками. Родители мальчика, поначалу воспринимавшие такое поведение своего ребенка как что‑то временное, постепенно начали относиться к происходящему серьезнее и решили показать сына врачам, когда тому было чуть больше 10 лет. Те подтвердили то, о чем все это время говорил сам Тим: он был трансгендерной девочкой. Два независимых психиатра заключили, что для дальнейшего полноценного душевного и физического развития необходим трансгендерный переход. Согласно немецким законам, такое заключение является достаточным основанием для начала соответствующей гормональной терапии, которую и начал проходить Тим в возрасте 12 лет, в 2004 году.
Уже через два года Ким Петрас получила новые документы, а ее история широко освещалась на телевидении как пример одной из самых ранних смен пола в мире. Однако окончательно этот процесс должен был завершиться после хирургической операции, которая по закону Германии может произойти лишь по достижении человеком 18 лет. Тем не менее, благодаря общественному вниманию и поддержке со стороны врачей, Ким Петрас удалось пройти операцию и окончательно приобрести свое полностью женское тело уже в 16 лет. Таким образом, она стала самой молодой трансженщиной в истории, и у нее началась совершенно новая жизнь.
Параллельно Ким активно занималась поисками себя в творческом плане. К 16 годам она успела стать моделью, начать учиться на модельера и заниматься музыкой. В 2007 году она выпустила на ютьюбе свой первый кавер на песню Алиши Кис, а уже через год подписала договор с лейблом Joyce Records и выпустила свой первый сингл «Last Forever». В течение следующей пары лет Ким выпустила еще несколько песен, которые стали интернет-хитами, а также свой дебютный мини-альбом «One Piece of Tape».
Песни этого раннего периода творчества певицы представляли собой стандартный подростковый поп. Местами небрежно записанные и по-любительски аранжированные, эти треки не могли дать ей ничего, кроме локального успеха в отдельных странах. Но Петрас стремилась к гораздо большему. С 13 лет она регулярно сидела в подвале своего дома, не общаясь ни с кем из друзей, и пыталась написать хит, который сделал бы ее мировой знаменитостью. Воспитанная на музыке конца 90-х, девочка вдохновлялась успехом Бритни Спирс и Spice Girls, записывая на видеокассеты их интервью и частично уча по ним английский. Параллельно с этим Ким внимательно изучала документальные фильмы про поп-композиторов, в частности, про двух главных творцов хитов начала 2000-х — Макса Мартина и Доктора Люка. Позже она вспоминала, что хотела стать новым Максом Мартином, найти секретную формулу поп-музыки.
Переезд в США и поиск нового звука
Со временем Петрас поняла, что для глобального успеха ей необходимо переехать в центр мировой поп-культуры, которой она так вдохновлялась, — в Америку. Попав в Лос-Анджелес в 2011 году, Ким будто пропала из поля зрения общественности на целых 6 лет. За это время она почти не выпускала новой музыки, и могло показаться, что она совсем завязала с карьерой певицы и отказалась от своей мечты. На самом деле все эти годы Ким продолжала писать песни как для себя, так и для других артистов, продолжала развиваться как певица и, главное, сотрудничала со многими другими музыкантами и продюсерами, набираясь у них опыта работы в американском шоу-бизнесе.
Итогом этой закулисной работы стал сингл «I Don't Want It at All». В нем же впервые появился фирменный эдлиб певицы — восклицание «Woo-Ahhh!», которое отныне будет появляться в каждой ее песне и станет своеобразной визитной карточкой. Трек разительно отличался от старых работ Ким как по значительно возросшему уровню вокального мастерства, так и по качеству композиторской работы и аранжировок. Проведенные в Лос-Анджелесе годы не прошли даром, и весь накопленный за это время опыт дал о себе знать. Однако, помимо заслуг самой Петрас, успех песни обеспечило то, что певица начала сотрудничать с именитыми продюсерами, одним из которых был кумир ее детства — Доктор Люк.
Доктор Люк
Лукаш Готтвальд, наравне с Максом Мартином отвечал за развитие поп-музыки нулевых. Он написал и спродюсировал главные хиты того времени для Кэти Перри, Кеши, Аврил Лавин, Келли Кларксон. В последние годы его имя чаще всего всплывало в связи со скандалом из‑за одной из его подопечных. В 2014 году Кеша подала в суд на Доктора Люка, обвиняя его в сексуальном и эмоциональном насилии над ней и прося суд разорвать свой контракт с лейблом Готтвальда. Тем не менее спустя два года Кеше было отказано в расторжении контракта, а позже с продюсера были сняты все обвинения. Однако в американском обществе сложилась диаметрально противоположная ситуация: Кешу поддержало множество знаменитостей и представителей музыкальной индустрии, в результате чего Доктор Люк фактически стал персоной нон грата в западной музыке. С ним почти перестали сотрудничать именитые популярные артисты, и Люк стал чаще работать либо с теми, чей звездный час был уже позади, либо с теми, кто был малоизвестен и только начинал свой творческий путь. И именно ко второй категории относилась Ким Петрас, когда продюсер начал работать с ней в 2014 году.
На протяжении 2017–2019 годов Петрас выпустила 10 сольных синглов, спродюсированных Доктором Люком. Несмотря на то, что в их создании участвовали и другие продюсеры и авторы, именно Люк оказал на звучание этих песен основное влияние. Во времена царствования в хит-парадах рэпа и R’n’B ее песни зазвучали, словно привет из давно забытого прошлого. В конце 2010-х годов, когда в поп-музыке благодаря влиянию вышеобозначенных жанров на первое место встал ритм, а песни становились все более и более тихими, расслабленными и аморфными, музыка Ким зазвучала на фоне всего этого, словно взрыв ядерного заряда. Она довольно быстро стала знаменитой и уже вскоре стала сотрудничать с другими, более именитыми поп-звездами. В клипе на песню «I Don't Want It At All» снялась Пэрис Хилтон, Ким записала песни с такими музыкантами, как Charli ХСХ, Sophie и Cheat Codes, а Трой Сиван позвал ее в свой тур в качестве разогревающего артиста.
У Петрас была и необычная маркетинговая стратегия по выпуску новой музыки. Сегодня многие артисты отказываются от выпуска альбомов в пользу отдельных песен, однако Ким довела такой подход до максимума. Если обычно синглы являются промоинструментом в поддержку грядущего полноформатника, то в случае Петрас никакой речи об альбоме даже не шло. Она просто выпускала песни без каких‑либо анонсов того, к чему они должны в итоге привести. Тем не менее треки были выдержаны в едином духе, будто все они действительно взяты с одной пластинки.
Во время тура с Троем Сиваном Петрас переживает тяжелый разрыв в отношениях после измены партнера. Певица вспоминала, что за кулисами она сидела в гримерке и плакала, а затем выходила на сцену петь веселые и радужные песни. Именно этот диссонанс родил в Ким желание записать такие треки, которые бы отражали ее текущее состояние, которые бы смогли передать ее раздавленные чувства.
В апреле 2019 года выходит сингл с символичным названием «Broken». И это была полная противоположность всему тому, что Петрас делала раньше: меланхоличная мелодия, аранжировка в духе R’n’B и чуть ли не трэпа, полный горечи текст. После «Broken» синглы начали выходить каждую неделю: Петрас хотела сделать выпуск песен похожим на выход новых эпизодов сериала, когда каждую неделю в одно и то же время ты ждешь очередного продолжения. Поклонники ждали альбом, но Петрас вместо него предложила «проект» «Clarity», вышедший 28 июня этого года. По факту такой же альбом, но исполнительнице очень важна терминология.
И вот 28 июня 2019 года дискография Ким Петрас пополнилась первым полноформатным проектом под названием «Clarity». Значительная часть песен с него была выдержана в том же духе, что и «Broken»: более воздушные аранжировки, более расслабленный ритм и значительно возросший процент вокала с автотюном. В треках стало гораздо сильнее ощущаться влияние не звезд 90-х, а более современных исполнителей, в частности, позднего творчества Арианы Гранде и Charli ХСХ. Тем не менее проект не стал радикальным отходом от того, что проповедовала Ким во времена первой эры.
Это все еще яркий и мелодичный поп, который слегка сместил акценты в сторону более современного звучания, а также немного поменял форму. Хотя на релизе хватает танцевальных номеров (например, «Personal Hell»), напоминающих о всем том, чем прославилась Ким во времена первой эры, главную роль тут играют баллады, такие как «Do Me». На сегодняшний день «Clarity» стал наиболее успешным релизом Петрас, причем как по достижениям в чартах (7-е место в хит-параде начинающих артистов Billboard), так и по оценкам критиков (83 балла на «Метакритике»).
Всего за два года Ким Петрас удалось выработать не только свой уникальный стиль, но и снискать благодаря ему немалую популярность. Она планомерно движется к тому, о чем мечтала. Во многом успех Ким объясняется тем, что она парадоксальным образом сочетает в себе как традиционалистский подход к написанию музыки, так и ультрасовременный подход к распространению этой музыки. Петрас максимально приспособилась к клиповому мышлению, так распространенному в эпоху стриминговых сервисов, и активно пользуется этим, не давая забыть о себе путем регулярного выпуска новых песен.
В то же время по многим аспектам своего творчества Ким выглядит на современной поп-сцене неуместно. Сегодня, когда в поп-музыке хорошим тоном считается сочинять не просто песни, а социальные манифесты, когда каждый артист считает обязательным высказываться по любому более-менее значимому общественно-политическому событию, Петрас делает ровно наоборот. В ее песнях поется о том, о чем пелось в поп-музыке на протяжении почти всего времени ее существования, — о любви во всех ее проявлениях.
Цель творчества Ким — скрасить жизнь простого человека хорошей мелодией и понятным текстом, как это делали хиты 1980–1990-х. За это певица регулярно вынуждена выслушивать критику: мол, почему она как транс-персона не освещает в своих треках проблемы таких же людей, как она? Дело в том, что Ким Петрас никогда не хотела, чтобы публика обращала на нее внимание исключительно потому, что когда‑то давным-давно она совершила переход. При этом певица регулярно участвует в мероприятиях в поддержку ЛГБТ-сообщества и вообще всячески его поддерживает, понимая, что для многих его представителей она стала своего рода иконой. В одном из интервью она сказала, что тот факт, что она трансгендер, ничего не говорит о ней как о личности, тогда как то, что она пишет отличные песни, — напротив, говорит о ней многое.