Обратная сторона

10 песен Моррисси и The Smiths, которые вы могли не слышать

24 мая 2019 в 17:38
Фотография: Clare Muller/Getty Images
Продолжаем рассказывать об обделенных заслуженной славой песнях больших артистов. Герои очередного выпуска — отпраздновавший на днях 60-летие и выпускающий новый альбом каверов «California Son» Стивен Патрик Моррисси, а также некогда ведомые им The Smiths, остающиеся объектом религиозного поклонения и через три декады после распада.

«Please, Please, Please, Let Me Get What I Want»

Би-сайд сингла «William, It Was Really Nothing», 1984

Разобраться в том, какие песни The Smiths считать редкими, — задача не из простых. Имевшаяся у группы привычка перепродавать записи под новыми упаковками (восемь сборников и два бокс-сета!) угодила в подраздел «Спорные вопросы» посвященной ей страницы «Википедии», и даже всеми любимая «How Soon Is Now?» впервые издавалась как би-сайд. Характерно, что одновременно с ней была обнародована и эта песня — укладывающаяся в две минуты, но успевающая сказать все, что надо, баллада, зажившая своей жизнью благодаря саундтрекам («Милашка в розовом», «500 дней лета») и кавер-версиям (Muse, Deftones, Slow Moving Millie).

«Back to the Old House»

Со сборника «Hatful of Hollow», 1984

Первой канонической компиляцией The Smiths стала выпущенная вслед за дебютным альбомом группы «Hatful of Hollow» — куда, в частности, вошли записи ее ранних выступлений у Джона Пила. Самая запоминающаяся — этот переиначенный в акустике би-сайд, на редкость наглядно демонстрирующий, насколько эффективный тандем составляли вокал Моррисси и гитара Джонни Марра. Именно по этому рецепту был сделан несколько лет спустя главный хит Джеффа Бакли — кавер-версия коэновской «Hallelujah».

«Asleep»

Би-сайд сингла «The Boy with the Thorn in His Side», 1985

Немногим реже, чем о любви, Моррисси поет о смерти, и впечатляющая и по его, и по любым другим меркам «Asleep» — одна из самых пронзительных песен, когда‑либо посвященных суициду. Это еще один трек, обходящийся прожиточным минимумом средств (голосом, пианино и имитирующими ветер шумовыми эффектами), чтобы достичь максимального эффекта: эмпатии тут не меньше, чем ускользающей красоты

«Money Changes Everything»

Би-сайд сингла «Bigmouth Strikes Again», 1986

Инструменталы The Smiths, как правило, вызывают споры, но к «Money Changes Everything» придраться сложно. Начавшись необъяснимо поздно (то есть совсем недавно), сольная карьера Марра на бис доказала, что мелодист из него ничуть не менее великий, чем гитарист. А отточил он оба амплуа на вещах вроде этой — вдохновленной, кажется, The Police и покорившей Брайана Ферри, который превратил ее в собственный сингл «The Right Stuff».

«London»

Би-сайд сингла «Shoplifters of the World Unite», 1987

Переехав из Манчестера в Лондон на заре карьеры, The Smiths вернулись к этому противоречивому для многих предмету на ее закате — дополнив сингл «Shoplifters of the World Unite» сразу двумя по-своему выдающимися би-сайдами. Грустную и нежную «Half a Person» принято ценить больше, но отчаянно хорош и «London» — резвый, злой, записанный в расширенном (со вторым гитаристом) составе и дающий понять, что и панк-рок манчестерским романтикам был не чужд.

«The Loop»

Би-сайд сингла «Sing Your Life», 1991

Моррисси соло освоил немало стилей и жанров, от глэма до инди-рока, но было бы в корне неправильно оставить без внимания один из них — рокабилли. Временно изменив собственной музыкальной традиции с музыкой американского Юга, Моз выпустил неоднозначно принятый альбом «Kill Uncle», где особенно выделялся сингл «Sing Your Life». Этот промахнувшийся мимо большинства радаров немногословный, но бойкий би-сайд составил с ним идеальную пару.

«Jack the Ripper»

Би-сайд сингла «Certain People I Know», 1992

Традиционно одержимый гангстерами и прочими душегубами, Моррисси превзошел себя, записав завораживающий трибьют Джеку-потрошителю — терроризировавшему Лондон конца XIX века серийному убийце, в разные годы воспетому Бобом Диланом, Ником Кейвом и Judas Priest. Но вызывающе двусмысленная песня Моза (в свою очередь переделанная людьми вроде My Chemical Romance и солиста The Decemberists) остается вне конкуренции.

«Moon River»

Би-сайд сингла «Hold On to Your Friends», 1994

Для музыканта, издавшего за 30 лет сольной карьеры кучу би-сайдов и ауттейков, Моррисси крайне редко разменивается на кавер-версии — вспоминаются разве что его прочтения «Thatʼs Entertainment» The Jam и «Redondo Beach» Патти Смит. И, конечно, эта мечтательная перелицовка оскароносной песни из «Завтрака у Тиффани». Выйдя незадолго до альбома «Southpaw Grammar» с его эпическими — и недопонятыми — 10-минутными стартом и финишем, «Moon River» успешно метит в ту же лузу.

«Munich Air Disaster 1958»

Би-сайд сингла «Irish Blood, English Heart», 2004

В своих футбольных предпочтениях музыканты The Smiths разделились: Марр и судившийся с экс-коллегами барабанщик Майк Джойс болеют за «Сити», а басист Энди Рурк и Моррисси — за «Юнайтед». Но только последний перевел свои чувства к любимой команде на язык песен, лучшая из которых — это исполняющееся практически на каждом из его концертов посвящение жертвам авиакатастрофы в мюнхенском аэропорту, унесшей жизни 23 человек (включая восемь игроков «МЮ»).

«If You Donʼt Like Me, Donʼt Look at Me»

Би-сайд сингла «The Youngest Was the Most Loved», 2006

В последние годы карьера Моррисси целенаправленно катится под откос — не совсем разучившись писать хорошие песни, артист договорился и довыступался до того, что музыкальные магазины начинают избавляться от его пластинок. Довольно пророческим оказался в этом смысле один из последних ярких би-сайдов Моза — простая, доходчивая и опять-таки регулярно фигурирующая в его сет-листах песня об окончании отношений, название которой можно понимать широко и буквально.

Расскажите друзьям