15 апреля 2019 года загорелся собор Парижской Богоматери. Собравшиеся в ужасе наблюдали, как по крыше главного храма Франции распространяется огонь, как вспыхивает и переламывается 680-тонный шпиль, состоящий из 1230 дубовых балок. Если бы внутри еще обрушились известняковые своды, собор вряд ли удалось бы спасти — к счастью, этого не случилось. Не пострадали статуи 12 апостолов, украшавшие крышу: их заранее демонтировали и отправили на реставрацию.
На следующий день после девятичасового пожара эксперты начали оценивать ущерб: известный архитектор Жан-Мишель Вильмотт согласился с суммой примерно в миллиард евро. Скептики сомневались, что есть шансы на полноценное восстановление 860-летнего памятника, но Эмманюэль Макрон пообещал, что это случится в течение пяти лет, и сооружение станет «прекраснее, чем когда‑либо».
Над реставрацией трудились даже в пандемию коронавируса: около 1000 ремесленников весной 2020 года очищали и ремонтировали четыре десятка витражей, орган из 8000 труб, 23 картины, 54 гротескаГротеск — декоративная резьба. — в их числе несколько знаменитых гаргулий.
Взмывающий в небо шпиль реконструировали в соответствии с проектом XIX века. Его открыли к февралю 2024 года, установив на вершине золотого петуха с пылающими перьями — он символизирует феникса, который возрождается из пепла, как и сам собор.
Из трагедии извлекли уроки: внутри исторического памятника установили передовые системы пожарной безопасности. Чердак разделили на три противопожарных отсека и поместили туда усовершенствованные тепловизионные камеры, датчики дыма и систему распыления воды.
Изменилось и внутреннее убранство. Колонны зала очистили не только от копоти пожара, но и многовекового слоя пыли и грязи — это заставило их заметно посветлеть. Благодаря этому стены потеряли знаменитый мрачный облик.
От огня удалось спасти узнаваемые витражи здания. Несмотря на физическую целостность, реставраторам пришлось изрядно потрудиться, чтобы убрать повреждения от дыма и свинца, а также следы износа и атмосферных воздействий.
В конце ноября Эмманюэль Макрон уже посетил отреставрированный Нотр-Дам и выступил с благодарственной речью перед 1300 строителями.
7 декабря собор открылся для всех желающих, церемонию посетили президент Франции, принц Великобритании Уильям, Дональд Трамп и Владимир Зеленский. Для 40 тыc. зрителей провели масштабный концерт с участием Филармонического оркестра Радио Франции и дирижера Густаво Дудамеля, Фарелла Уильямса, китайского пианиста Лан Лана, бенинской французской певицы Анжелики Киджо и других артистов. Прямой эфир можно посмотреть на ютубе.
В сети отметили изменившуюся атмосферу помещения. Кому‑то она напомнила торговый центр или концертный зал.
Несколько католических священников были раздражены новой утварью Нотр-Дама. Она показалась им слишком модерновой, неудобной и несоответствующей готическому духу легендарного храма.
О потерянном вайбе указывали факт отмывки стен и изменившееся освещение. Вероятно, возведенные в XII веке стены изначально выглядели такими светлыми, а некоторые просто привыкли к потемневшему от времени камню.
Во Франции открытие собора совпало с политическим кризисом. Три главные политические силы в парламенте — левый блок, центристский альянс Макрона и ультраправое «Национальное объединение» Марин Ле Пен — не смогли договориться о бюджете на 2025 год, и это привело к отставке кабинета министров. В итоге президент остался один на один с внезапно объединившимися оппонентами и необходимостью снизить государственные расходы.
Сложная обстановка привела к потоку критики в адрес лидера страны, которая льется ему на голову одновременно со знаменательным событием.
Впрочем, российские комментаторы понадеялись, что с возвращением Нотр-Дама жизнь вернется туда, где была пять лет назад. В 2019 году пожар в историческом строении казался зловещим символом, а с того момента мир успел пережить пандемию коронавируса и несколько мировых конфликтов — может, теперь все наладится?