Работала у Балабанова
До того, как примерить на себя образ Альбины Сексовой, Елена Казарина из Санкт-Петербурга, по ее словам, успела сменить несколько профессий. Например, поработала архитектором, кондуктором троллейбуса, уборщицей, художником, а еще вступила в Товарищество свободных художников Санкт-Петербурга и Союза художников России. Но одна из самых интересных строчек ее резюме — это художник по шрифту в фильме Алексея Балабанова «Про уродов и людей» (1998). Мы проверили: ее имя действительно есть в титрах.
Амплуа Альбины Сексовой — это перформанс
По словам Казариной, образ Сексовой был придуман в 2010 году, тогда же и появились первые песни. «Хотелось придумать такого персонажа, которого еще не было в нашей андеграундной музыкальной среде», — рассказывала она в интервью. Дебютный альбом Альбины Сексовой «***[Член] таджика» вышел в 2011 году. Одноименный трек — ироничная история о женском одиночестве. А песня «ЖКХ» — про проблемы с мусором, холодными батареями, неумелыми сантехниками и слишком дорогими услугами. «Хипстеры» — про ленивую молодежь. Не лирика, а полная палитра российской хтони.
Персонаж у Казариной действительно получился фактурный: женщина зрелого возраста — тогда ей было 53 года — позирует в китчевых и откровенных нарядах под минималистичный звук и, не попадая в ноты, поет крикливым голосом самым отборным матом про вещи, которые, казалось бы, ее возрасту уже не подобают. В 2011 году про Сексову узнала газета «Московский комсомолец» — окрестила ее «перезрелой клубничкой», а саму музыку назвала «порношансоном». Тогда же Альбина Сексова рассказала, что даже собиралась отправиться на «Евровидение» — но заявку рассматривать не стали.
В 2017 году Альбина стала участницей лейбла Ionoff Music Александра Ионова.
«Когда девушкам исполняется 18, они выбирают одну из них, чтобы построить на ней всю свою личность».
Минюст РФ признал певицу Земфиру иностранным агентом.
Музыкальный редактор «Афиши Daily», автор телеграм-канала «край ми айривер т30», соведущий подкаста «Мы уже приехали?»
«Музыка Сексовой хорошо мэтчится с продюсером Александром Ионовым и его заведением „Ионотека“ в Петербурге — такой меккой поклонников „нижнего интернета“, нишевых мемов и своеобразным тикток-хаусом для фриков.
Феномен Альбины Сексовой сложно обсуждать всерьез. Во-первых, невозможно понять масштабы ее аудитории: музыка артистки сейчас недоступна на российских стриминговых сервисах, в Spotify у нее 36 тысяч месячных слушателей — результат довольно скромный. У культового для VK-эры проекта „Прыгай киска“ чуть меньше — 31 тысяча. При этом у автора хита „Дымок“ Ицыка Цыпера — 196 тысяч (понятно, что бòльшая часть стримов приходится на „Дымок“).
Во-вторых, творчество Сексовой — это все же больше мем и только потом музыка (в отличие от обоих примеров выше). Условно, можно как угодно относиться к песням Инстасамки и ее персоне, но люди несут в чарты „За деньги да“, потому что это в первую очередь классный трек, который на раз заедает в голове и отлично работает в отрыве от мемов. Здесь же ситуация ровно обратная».
Вышла из андеграунда благодаря тиктоку
Альбина Сексова добралась до мейнстрима со своим альбомом «Королева Тик Тока», выпущенным в 2020 году, во время локдауна. Название говорит само за себя: песня «Свобода или успех» разлетелась по алгоритмам новой платформы с фразой «Давай расставим все точки над i: да, я обожаю сосать ***[члены]». Сексова закрепила свой успех в 2021 году треком «Киска», который также полюбился пользователям. Если вы видели тиктоки с отрывком «Кис-кис-кис — женщина-сюрприз», то это оно. Ироничность Альбины Сексовой особенно пришлась по душе молодежи: они отмечали, насколько цепляющие треки, смеялись над вульгарной лирикой и называли ее иконой.
Сама же певица считает, что в чем‑то даже может заменить подросткам родителей. «Молодежь откликается на искренность, а я показываю жизнь такой, какая она на самом деле. Где сантехник пьяный, по-русски не говорит, мужики вечно хитро хотят секса на халяву. Если это все со сцены высмеять как следует, добавить гротеска, люди хотя бы задумаются, как мы живем. Может, и изменится что‑то!» — рассказывала Сексова в 2021 году. Правда, затем добавила: цели заниматься нравоучениями у нее нет.
Пропала из инфополя и вернулась только в этом ноябре
Несмотря на то что Сексова выпустила еще несколько альбомов — «Подари богине сквирт» (2022) и «От танцпола до престола» (2023), — она постепенно теряла популярность. Однако все это время певица активно вела блог — например, в ее тиктоке 100 тысяч подписчиков. Многовато для андеграунда.
Но в этом году она вернулась с двумя новостями: озвучила одну из героинь в обновлении «Альтушки для скуфа» и получила штраф на 10 тысяч рублей. Управление МВД по борьбе с экстремизмом увидело в песне «***** [Сплю] с хачами» разжигание вражды. В ответ на это певица опубликовала в своих соцсетях видеообращение: «Все мои поклонники знают, что мои треки — это в первую очередь сатира. В текстах своих песен я не хотела кого‑либо оскорбить или обидеть, и все, у кого есть хорошее чувство юмора, это понимают. Каждый, кто знаком с моей дискографией, знает, что я поддерживаю любовь с представителями любых национальностей и отношусь ко всем с большим уважением».
Также она рассказала, что больше не сотрудничает с Александром Ионовым.