Дорогой сценарист!
Гильдия сценаристов Америки сейчас бастует против крупных студий и стриминговых платформ.
На кону не что иное, как само будущее нашей профессии. Слишком долго компании обесценивали труд авторов, заставляя их работать больше и за меньшие деньги, отбирая творческий контроль и возможности карьерного роста.
Во время забастовки членам гильдии запрещено предлагать кому бы то ни было свои услуги. Если же вы не являетесь членом гильдии, но попробуете продать свой сценарий компании, которую мы бойкотируем, то знайте, что гильдия не примет вас уже никогда.
Если продюсер или агент предложит вам контракт, не соглашайтесь. Скажите, что вы с удовольствием начнете сотрудничество после того, как закончится забастовка, а сейчас выражаете солидарность с протестующими.
Работа во время забастовки, то есть штрейкбрехерство, — это не начало вашей карьеры, а ее конец.
Такое письмо получили по рассылке все пользователи сайта The Black List, крупнейшего агрегатора сценариев, из которого вышли «Социальная сеть», «Рестлер» и десятки других голливудских хитов.
Оцените пафос этого обращения. Последний раз слово «штрейкбрехерство» (в оригинале — scabbing, то есть чуть ли не «крысятничество») все мы, кажется, видели в учебнике истории в школе, когда мельком читали о Карле Марксе. Мало кто всерьез вспоминает о нем сегодня, давно приняв капитализм как данность и терпя все его недостатки как неизбежное зло.
Продюсеры, пока еще не готовые уступить протестующим, упрекают их не только в попытке переписать давно принятые всеми правила игры, но и в том, что их требования идут вразрез с реальностью. Например, условие равномерного распределения труда, которое гарантировало бы занятость группе авторов, противоречитШоуранеру Майку Уайту, который сам пишет целый сезон и полностью контролирует творческий процесс, не нужен полноценный штат авторов, ему достаточно услуг небольшой команды фрилансеров. Гильдия же требует, чтобы с такими авторами обязательно заключали контракт на долгий срок. природе авторских проектов, вроде «Белого лотоса».
Примерно то же касается и использования искусственного интеллекта. Человечество еще, мягко говоря, не разобралось, как именно он работает, а бастующие уже велят отстранить его от кинопроизводства — это как если бы художники-акварелисты 30 лет назад потребовали запретить Photoshop.
Но если не вникать в тонкие нюансы и технические детали, то суть протеста очень простая.
Так, например, один из авторов вполне популярного и прибыльного сериала «Медведь» был настолько нищим, что не смог позволить себе костюм для церемонии вручения награды уже упомянутой гильдии сценаристов за лучшую комедию. В итоге костюм ему подарили друзья, а галстук пришлось брать в кредит.
Забастовка американских сценаристов важна не тем, что новые серии «Дома дракона» вы, возможно, увидите чуть позже, чем хотелось бы, и даже не тем, как после нее будут пересмотрены правила игры на большой голливудской арене, а тем, что кто‑то в очередной раз возмутился несправедливостью капитализма и нашел абсолютно легальный и эффективный способ с этой несправедливостью побороться.