Джонни Депп и Эмбер Херд познакомились в 2009 году на съемках фильма «Ромовый дневник». На тот момент оба состояли в отношениях, но через несколько лет окончательно расстались со своими партнерами и начали встречаться. В 2014 году пара объявила о помолвке, а в 2015-м состоялась свадьба. Год спустя Херд подала на развод и через четыре дня обвинила Деппа в домашнем насилии и потребовала запретить ему приближаться к ней. В то же время адвокаты актера настаивали, что его бывшая супруга лжет ради финансовой выгоды.
В августе паре удалось достичь мирового соглашения. Актеры даже выпустили совместное заявление, в котором говорилось, что высказывания обеих сторон были ложными. То есть Депп никогда не подвергал Херд психологическому или физическому насилию, а актриса, в свою очередь, не врала ради выгоды. Кроме того, по условиям соглашения она получила выплату в размере 7 млн долларов. Деньги Херд пообещала перевести на благотворительность, чтобы тем самым продемонстрировать отсутствие финансового интереса и выгоды от развода.
Это произошло более чем за год до начала волны обвинений в сексуальном насилии в адрес Харви Вайнштейна и создании движения #MeToo. Таблоиды тогда встали на сторону Деппа и провозгласили Херд обманщицей. По словам актрисы, из‑за скандала она потеряла некоторые роли в кино, в то же время Депп объявил об участии во франшизе «Фантастические твари и где они обитают».
Первые суды
Дело, которое рассматривается сейчас, — второй иск о диффамации, поданный актером за последние несколько лет. В 2019 году он проиграл суд против британского таблоида The Sun, в заголовке которого говорилось, что Депп избивает жену. В ходе разбирательства Эмбер Херд предоставила достаточно доказательств, чтобы, согласно правилам гражданского процесса Великобритании, подтвердить 12 из 14 заявленных ею случаев насилия. Некоторые истории были по-настоящему шокирующими.
Например, в июне 2013 года Депп в состоянии алкогольного и наркотического опьянения накинулся на подругу Херд, которая обняла ее. Затем разгромил комнату отеля, где они останавливались, и кидал в актрису бокалы. Несколько свидетелей подтвердили, что актер действительно разозлился и устроил погром. Также в суде были озвучены детали переписки между Деппом и актером Полом Беттани, в котором они фантазировали, как будут сжигать Херд, будто ведьму. «Давай утопим ее, прежде чем сжечь, — писал Депп. — А затем я буду насиловать ее обгоревший труп, чтобы убедиться, что она умерла». Во время заседания он утверждал, что никогда не планировал воплотить описанное в жизнь, и назвал сообщения своеобразным юмором.
В свою очередь Депп обнародовал голосовые сообщения от Херд, в которых она признает, что тоже поднимала руку на мужа. «Мне жаль, что я не влепила тебе пощечину как следует. Я лишь слегка ударила тебя ладонью, а не избивала <…>», — говорит актриса. «Мне невыносимо думать о том, как много между нами физического насилия», — отвечает Депп. «Не могу пообещать, что такое больше не повторится. Боже, иногда я настолько выхожу из себя, что теряю контроль», — говорит Херд.
Тем не менее, актрисе удалось подтвердить в суде, что Депп поднимал на нее руку, а значит, утверждение журналиста The Sun не было клеветой. Этот суд актер проиграл.
Обоюдный абьюз
Нынешний иск крайне похож на предыдущий. Депп обвиняет Херд в клевете в связи с ее колонкой в Washington Post, в которой она называет себя «жертвой домашнего насилия». В ходе разбирательства звучат обвинения в адрес обеих сторон, а детали некоторых событий участники процесса вспоминают по-разному.
Яркий пример — инцидент в Австралии в 2015 году. Херд утверждает, что в течение трех дней Депп регулярно насиловал ее. Тогда же актер каким‑то образом повредил кончик пальца. Депп говорит, что Херд бросила в него стеклянную бутылку с минеральной водой, осколок от которой порезал ему руку. Херд утверждает, что актер сам повредил палец, когда стал бить кулаками по стене. Затем он решил оставить на зеркале кровавые надписи о жене. Когда кровь перестала течь из раны, он окунул палец в краску и продолжил писать. Друзья Херд подтвердили, что видели синяки и порезы на ее теле вскоре после инцидента, а сама актриса тогда говорила им о нападении мужа. Команда Деппа же не знает, при каких обстоятельствах он срезал кончик пальца.
Таким образом, бывшие супруги не только рассказывают о многочисленных случаях насилия с обеих сторон, но и в одних и тех же ситуациях называют пострадавшими именно себя. В суде обнародовали голосовое сообщение, связанное с австралийским инцидентом, в котором Херд высмеивает слова Деппа о том, что он считает себя жертвой. «Я потерял чертов палец, — говорит актер. — Мне швырнули бутылку минеральной воды в лицо». «Посмотрим, что подумают судьи, — отвечает Херд. — Расскажи миру, Джонни. Скажи: „Я, Джонни Депп, мужчина, я тоже жертва домашнего насилия“. Посмотрим, сколько людей тебя поддержат».
Чтобы описать отношения между актерами, их семейная психологиня Лорен Андерсон во время дачи показаний 14 апреля использовала термин «обоюдный абьюз». Специалистка добавила, что, по словам Деппа, Херд «охотно давала сдачи». «Она гордилась тем, что, когда чувствовала неуважение, могла начать драку… отец избивал ее», — говорит Андерсон.
Некоторые специалисты не согласны с использованием этого термина. Например, Рут Гленн, президентка и основательница Национальной коалиции против домашнего насилия (NCADV), считает, что в любых подобных ситуациях есть «первичная агрессия». «Я не верю в обоюдный абьюз. Я не верю, что обе стороны конфликта, встретившись на кухне, одновременно решают броситься друг на друга с кулаками. — говорит она. — Странно говорить об ответном насилии. Могу ли я отреагировать абьюзом? Нет, скорее всего, я буду просто защищаться».
Ряд англоязычных медиа характеризуют конфликт термином DARVO — отрицание, атака, смена ролей жертвы и агрессора. «Термин используется для описания реакции преступников на совершение противоправных действий в момент, когда им приходится нести ответственность за сделанное, — пишет профессорка психологии Дженнифер Фрейд. — Преступник начинает все отрицать, затем нападает на того, кто вывел его на чистую воду, и пытается сменить роли жертвы и агрессора. То есть он примеряет роль жертвы на себя, а затем называет реального пострадавшего агрессором».
Драма в соцсетях
Крайне сложно понять, что же именно произошло между Деппом и Херд. Но кажется, у пользователей соцсетей есть ответ. Новое судебное разбирательство пары стало самым громким поводом для обсуждения в интернете за всю историю отношений актеров. Большую роль в этом сыграли телетрансляции на Court TV, превратившие суд в звездный сериал. Они стали настолько популярны, что с начала процесса число зрителей канала в дневное время выросло более чем в два раза, утверждает его владелец Джон Маркс.
В то время как некоторые пользователи скрупулезно изучают все озвученные в ходе разбирательства факты, большинство предпочитает делать выводы на основе публикаций в соцсетях. Но едва ли можно изложить все нюансы дела даже в часовом видео, что говорить о 15-секундных роликах или твитах. Короткие форматы просто не дают возможности объективно рассмотреть историю со всех сторон, поэтому почти любая единица контента представляет конфликт примитивно.
Блогеры также мифологизируют конфликт, исходя из собственного видения ситуации. Например, в твиттере придумали идеальную развязку для суда: «Хочу, чтобы Джонни Депп выиграл этот суд, посмотрел на Эмбер и сказал: „Ты навсегда запомнишь день, когда почти поймала капитана Джека Воробья“. И затем выйдет из зала. Такое меня устроит».
Судебные кадры становятся поводом для мемов (например, о глупых обидах парней), пародий и юмористических тиктоков. Как правило, хештеги под постами и тиктоками сразу дают понять, являются ли их авторы сторонниками Деппа или Херд, и не оставляют зрителю пространства для размышления. Таким образом, в глазах общества дело превращается в футбольный матч, где у каждой команды свои болельщики: осталось лишь выбрать между хештегами #JusticeForJohnny или #IStandWithAmberHeard. И, конечно, занять свое место на трибуне с единомышленниками в общем информационном пузыре.
Мировая слава и #MenToo
Самым неожиданным поворотом в деле Деппа и Херд стало то, что в эпоху после #MeToo большая часть пользователей активно поддерживает актера, а не его бывшую жену, заявившую о насилии. «Если судить по постам в соцсетях, — пишет американский журнал Mel, — можно подумать, что Херд судят за череду жестоких преступлений против Деппа, а не за колонку в газете». Этому можно найти несколько объяснений.
Депп — звезда фильмов «Эдвард Руки-ножницы» и «Пираты Карибского моря», трижды номинант на «Оскар» и дважды обладатель звания «Самого сексуального мужчины» по версии журнала People. Звездный образ одного из самых популярных актеров в мире давно закрепился в сознании зрителей, чего нельзя сказать о его бывшей супруге. Эмбер Херд тоже сыграла несколько ролей, но уровнем ниже, — в образе подруги главного героя, в том же «Ромовом дневнике» вместе с Деппом, фильме «Супер Майк XXL» в 2015 году и «Аквамене». Неудивительно, что фан-база Деппа, готовая в любой ситуации поддержать кумира, просто больше, чем фан-база Херд.
«Если мужчина делает что‑то ужасное, его надо уничтожить. Если женщина поступает так же, у вас найдется пять миллионов чертовых оправданий и вы будете срываться на каждом, кто призовет ее к ответу. Избавьтесь от этих двойных стандартов, клоуны»
«Я пристально следила за судом Джонни Деппа. Мне всегда было сложно поверить в историю Эмбер Херд. Понимаю, мое мнение мало что значит, но я видела, как мой отец страдал от насилия со стороны партнерки. Так что хотя мы должны верить женщинам, мы должны верить и мужчинам, ставшим жертвами»
«Если суд Джонни Деппа и Эмбер Херд и научил нас чему-то, так это тому, что мужчины тоже могут стать жертвами насилия. И их тоже нужно услышать. Им тоже нужно поверить. Либо поверьте, что мужчины могут стать жертвами домашнего насилия, либо никогда больше не рассказывайте о токсичной маскулинности. Нельзя одновременно вешать ярлыки и бороться со стигмой»
Кроме того, среди хештегов в поддержку Деппа можно встретить #MenToo и #BelieveMaleVictims. Они акцентируют внимание на том, что мужчины тоже могут стать жертвами домашнего насилия. Согласно оценке Национальной горячей линии домашнего насилия, в США от насилия в семье страдает каждый седьмой мужчина, причем они гораздо реже, чем женщины, заявляют об этом и обращаются за помощью. В связи с этим в глазах некоторых пользователей кейс знаменитого актера, рискнувшего публично признать себя пострадавшим, становится переломным для всех мужчин.
«Когда это медиа подменили феминизм мизандрией и стали охотно игнорировать правду и доказательства в кейсах, вроде противостояния Джонни Деппа и Эмбер Херд?»
«Суд Джонни Деппа показывает, насколько глупа мантра „Верьте женщинам“, с которой все носились несколько лет назад. Мужчины врут. Женщины врут. Верьте доказательствам!»
Поэтому те, кто считает, что движение #MeToo зашло слишком далеко в безоговорочной поддержке женщин, их историй об абьюзе и забыло о мужчинах, сейчас встают на сторону Деппа. Говоря о суде, они обвиняют общественность в чрезмерном фокусе на страданиях одного гендера и требуют прекратить «бездоказательно верить всем женщинам» (в том числе имеется в виду лозунг «Believe Women» движения #MeToo).