Тонны моющих средств и борьба с визуальным шумом: как уборка стала главным трендом тиктока

6 февраля 2022 в 13:09
Фото: Pexels
В тиктоке набирает обороты тренд с видео об уборке — #cleantok. И хоть мытье посуды и чистка туалета для многих — не самые приятные занятия, ролики с тем, как это делают другие, неизменно собирают миллионы просмотров. Разбираемся в новом феномене.

Тренды в тиктоке сменяют друг друга быстро, но, похоже, мода на уборку останется с нами надолго. Видео с хештегом #CleanTok собрали больше 30 млрд просмотров. В России явление только набирает популярность, но цифры уже впечатляют: под хештегом #уборка почти 3 млрд просмотров. По аналогии с самым популярным тегом тренд получил название «Клинток», а сам феномен породил субкультуру клинкора — эстетику чистоты, уборки и порядка. Если в 2020-м зумеры сбегали от реальности в коттеджкор — мир сельской жизни, природы и вязания, теперь отвлечься от мрачных мыслей помогают швабра и блестящие средства для мытья.

«Немного мотивации для уборки»

Направления клинтока

Клинток объединяет десятки направлений, связанных с наведением порядка: советы и лайфхаки (3,9 млрд просмотров), мини-влоги об уборке (2 млрд), АСМР (1,4 млрд), чистку ковров (820 млн), организацию кухонного пространства (525 млн), уборку туалетов (157 млн) и стирку (141 млн). Пожалуй, самое необычное — чистка бассейнов. Ролики с мытьем дна и заменой воды собрали больше миллиарда просмотров.

Пока одни инфлюэнсеры привлекают зрителей полезными советами или приятными АСМР-видео, другие доводят идею уборки до абсурда. Особую популярность получили ролики #toiletoverload (432 млн просмотров). В них тиктокеры заливают, засыпают и забрасывают в унитаз десятки чистящих средств разных цветов до тех пор, пока не закончится место. Цветовую палитру для видео задают подписчики в комментариях. Повторять такое в домашних условиях точно не стоит.

Как уборка вошла в моду

Как это часто бывает с современным визуальным контентом, клинток не появился спонтанно: корни тикток-тренда уходят в ютьюб. Примерно с середины 2010-х блогеры платформы начали массово снимать видео с лайфхаками по уборке и влоги, в которых приглашали специалистов организовать пространство в своих домах.

Все они пользовались методом «магической уборки» Мари Кондо, японской писательницы, чья книга «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни» стала бестселлером в 2014 году. Ее популярность оказалась настолько велика, что в 2015 году Time внес Кондо в список самых влиятельных людей мира, а в 2019-м она выпустила собственное шоу на Netflix. В английском языке ее фамилия даже стала нарицательной и обозначает «реорганизацию пространства».

Спустя пару лет рост популярности АСМР трансформировал часть роликов о наведении порядка в «тихие влоги». В них блогеры занимались повседневными делами в полной тишине: убирали квартиру, готовили, делали покупки, играли с питомцами. Часто авторы даже не показывали своих лиц, подписчики видели лишь их руки, что создавало эффект присутствия и чувство связи с героем и тем самым позволяло расслабиться.

Наибольшее влияние на клинток оказала пандемия. Ковид изменил наши повседневные привычки: мы смирились с риском заболеть, стали более тревожными, начали сильнее бояться микробов и вирусов. В то же время чистота оказалась синонимом безопасности, ведь уборка и дезинфекция снижают вероятность заражения. Поэтому по всему миру выросли продажи моющих средств, а люди начали чаще убираться.

Начало пандемии совпало с расцветом тиктока. Новый образ жизни, продиктованный правилом социальной дистанции и запретом на публичные мероприятия, повлиял на контент и интересы аудитории. Еще в мае 2020-го пользовательница @savannah_posey98 опубликовала видео с уборкой ванной, которое, к ее собственному удивлению, попало в рекомендации, собрало 3 млн просмотров и стало одной из первых ласточек клинтока. Менять контент после кратковременного успеха девушка не решилась: до сих пор она периодически снимает видео о своей жизни, но ролики с наведением порядка среди них можно пересчитать по пальцам. Зато успех вдохновил других блогеров. Лишь спустя несколько ковидных волн и массовых локдаунов феномен клинтока окончательно сформировался.

Чем объясняется успех клинтока

Женевьев Болье-Пеллетье

Клинический психолог, доцент Университета Квебека

«Успех клинтока можно связать с несколькими факторами. Прежде всего это страх заражения. Со всех сторон мы слышим призывы мыть и дезинфицировать себя и все вокруг. Мы видим много рекламных роликов и постов на этот счет, и, конечно, это на нас влияет. Нам говорят, что если мы недостаточно тщательно моем руки, то рискуем заразиться. Не дезинфицировать гаджеты — плохо, опасно. Регулярная уборка и социальное дистанцирование — хорошо. В этом смысле чистота стала синонимом безопасности. С начала пандемии мозг создает подобные когнитивные ассоциации из‑за наших переживаний и страхов.

Успеху клинтока способствует и тот факт, что теперь мы гораздо больше времени проводим дома. Во время локдаунов многие поняли, что им не так уж и хорошо в собственном жилье. Люди стали чаще убираться, начали обустраивать свою квартиру или дом, чтобы почувствовать себя лучше. Ведь наведение порядка помогает „обнулиться“, способствует внутренней эмоциональной и когнитивной очистке. Мы как будто начинаем с чистого листа.

После начала пандемии все мы чувствуем, что потеряли контроль над ситуацией, стали беспомощными. Никто не знает, что ждет его завтра, более того, во время локдаунов привычные вещи вроде похода в кафе могут оказаться под запретом. Поэтому уборка и просмотр видео о ней — это еще и попытка вернуть контроль хотя бы над небольшой частью повседневной жизни».

Взгляд изнутри

Аня

Ведет тикток @uborkaeveryday

«Я давно занимаюсь созданием контента. Когда выбирала нишу для тиктока, направление, связанное с уборкой, оказалось оптимальным вариантом: оно не требует дополнительных денежных и временных затрат, потому что я всегда навожу порядок в свободное время. Я бы не сказала, что уборки в моей жизни стало больше. Считаю, что это увлечение не должно переходить границы. Единственное, что изменилось, — организация пространства и количество бытовой химии и техники. Конечно, иногда я делаю дополнительную уборку для контента и увеличения охватов, но стараюсь этим не злоупотреблять.

В клинтоке меня больше привлекает формат АСМР — звуки уборки. Это успокаивает. Часть моей аудитории тоже любит такой формат, другая часть предпочитает распаковки, обзоры с комментариями, советы по выбору бытовой химии: например, как и чем лучше отмывать сантехнику. В последнее время количество аккаунтов с контентом об уборке растет. Я считаю, что это идет на пользу аудитории, особенно подросткам, потому что мотивирует их наводить порядок. Но у всего должен быть свой предел, и это увлечение точно не должно перерастать в помешательство на чистоте».

Скрытые опасности

Контент с уборкой может не только подарить ощущение безопасности и приятные эмоции, но и привести к негативным последствиям.

Опасный микс химикатов

Прошлой весной в Великобритании набрал популярность совет прочищать батареи от пыли струей освежителя воздуха. Использование лайфхака привело к пожарам и взрывам в жилых домах. Ведь освежители воздуха легко воспламеняются, и поэтому использовать их нужно только по назначению, а для чистки батарей применять специальные щетки.

Некоторые тиктокеры предлагают использовать несколько моющих средств, чтобы эффективнее убирать загрязнения и засохший жир. К такому совету тоже стоит отнестись с долей скепсиса, проверять состав и совместимость химикатов. Точно не стоит смешивать отбеливатель и уксус, отбеливатель и медицинский спирт, пищевую соду и уксус, отбеливатель и аммиак, перекись водорода и уксус. А повторение тренда #toiletoverload с тонной моющих средств в унитазе в лучшем случае закончится засором, а в худшем — химическими ожогами.

Неэкологичность и избыточное потребление

В роликах с реорганизацией пространства на кухне или в ванной тиктокеры советуют заменять оригинальные емкости из‑под моющих средств и упаковки сыпучих продуктов на одинаковые контейнеры. В российском сегменте соцсети тренд называют борьбой с «визуальным шумом» от разноцветных фабричных оберток и этикеток. Одноименный хештег собрал почти 30 млн просмотров. По словам тиктокеров, в отдельные емкости стоит перелить мыло, молочко, шампуни, гели для душа, кондиционеры, лосьоны и все остальное, а на кухне завести отдельные банки под каждую крупу и вид макарон. Чтобы не путаться в одинаковых бутылках, советуют купить наклейки и подписать каждую емкость.

Такой подход к хранению вызвал протест у тех, кто придерживается концепции осознанного потребления, а «вредные» советы по уборке стали предметом пародий. Например, в видео выше тиктокерка, высмеивая популярные ролики, советует использовать наиболее воспламеняющиеся химикаты для мытья плиты, а еще называет глобальное потепление фейком и поэтому предлагает убирать грязь тонной бумажных полотенец.

Чувство вины и психологические проблемы

Женевьев Болье-Пеллетье

Клинический психолог, доцент Университета Квебека

«Социальные сети показывают идеализированную реальность. И вы чаще всего не осознаете это, когда смотрите тиктоки. Алгоритмы платформы устроены так, что формируют мыльный пузырь с контентом, посвященным определенной теме. Когда вы постоянно видите ролики о том, как другие наводят порядок, невольно задумываетесь, что вы, по сравнению с блогерами, убираетесь недостаточно. С таким отрицательным социальным сравнением „я хуже, чем они“ сталкиваются многие.

Вы можете испытать вину, если смотрите видео об уборке, вместо того чтобы реально убираться, или не чистите то, что доводят до блеска блогеры. При этом мозгу неважно, есть ли у вас на это объективные причины вроде нехватки времени и сил. Мы устроены так, что часто идеализируем других, видим в них только положительное и прекрасное, особенно если часть жизни человека остается за кадром. Это может привести к формированию негативного самовосприятия, самокритике и даже обесцениванию. Такие проблемы стоит проработать с психологом.

Чрезмерная уборка или постоянный просмотр видео о ней — тоже не совсем здоровая реакция. Это компульсивное поведение — попытка справиться с тревогой через уход от реальности. Если вы замечаете, что постоянное наведение чистоты начинает мешать вашей повседневной жизни, обратитесь к специалисту».

Болье-Пеллетье дает несколько советов для тех, кто испытывает чувство вины из‑за клинтока

Ограничьте количество видео о чистоте и смотрите контент на разные темы.

Выбирайте видео, которые заставляют вас чувствовать себя хорошо. Отпишитесь от аккаунтов, вызывающих чувство вины.

Помните, что блогеры показывают идеализированную версию их реальности. Вы видите только часть того, что они делают, только то, что они решили показать. Многие ролики снимаются прежде всего ради просмотров и монетизации.

Выразите словами свои чувства. Если вы чувствуете себя подавленным, поговорите об этом с близким человеком, вместо того чтобы позволить вине или унынию накапливаться.

Расскажите друзьям
Теги: