История развития фанфикшена в России как явления интернет-культуры началась примерно в середине 2000-х с появлением форумов (например, героиня спецпроекта Василиса рассказывает, как в 2008 году завела страницу на diary.ru, чтобы обсуждать «WITCH») и фанатских сайтов. Один из первых, о котором узнала я, был посвящен серии Дмитрия Емца «Таня Гроттер». Помимо новостей и фан-артов там также был форум, на котором можно было зарегистрироваться и создать собственного персонажа, который бы стал участником вселенной и мог бы обсуждать с другими сюжетные линии и повороты.
По какой‑то причине зарегистрироваться там у меня не получалось, поэтому я создала группу во «ВКонтакте», где разные обсуждения соответствовали разным локациям, и участники, выбирая себе определенных героев вселенной, могли бы общаться в свойственной им манере, участвовать в жизни школы магии, попадать в приключения и выстраивать отношения. Сообщество было не особо популярным, но живым: в обсуждениях набиралось по несколько сотен сообщений. Тогда я еще не знала, что это как‑то связано с фанфикшеном. Мною двигало желание знакомиться и общаться с другими людьми и, конечно же, придумывать новые истории с любыми героями. Ведь когда серия насчитывает больше пяти книг или фильмов, она предстает не как завершенная линейная история, а скорее как художественный мир, в котором, кажется, каждой фантазии найдется свое место.
Позже в моей жизни появились другие фандомы, которые обожали во «ВКонтакте», — «Шерлок», «Гарри Поттер», «Доктор Кто», «Мерлин», «Игра престолов» — и, конечно, «Фикбук». Причем фанфикшен был единственным пространством, где можно было попробовать себя в творческой работе со словом, все бы так и осталось, если бы я не решила стать журналистом. Школьные сочинения были в основном аналитического или биографического характера (в том числе ненавистное «Как я провел лето»). При этом рисование, занятия музыкой и спортом активно поощрялись как подходящие для подростков хобби.
И хотя фанфикшен в разных формах любили и читать, и писать многие мои знакомые, тогда эта культура казалась мне невероятно маргинальной.
Один из ярчайших примеров упоминания фанфикшена в медиа середины 2010-х — «Шоу Грэма Нортона», где ведущий показывает актерам Майклу Фассбендеру и Джеймсу МакЭвою фан-арты с их участием и предлагает прочитать по ролям фанфик о них. Конечно, все было сделано с юмористической целью, и хотя актеры с улыбкой и благодарностью отзываются о творчестве поклонников, говорить о серьезной оценке культуры фанфикшена здесь не приходится.
Похожий формат использовали в июне на шоу «Вечерний Ургант», гостями которого были актеры фильма «Майор Гром: Чумной доктор» (фандом особенно популярен у российских фикрайтеров). Ведущий тогда начал издеваться над работами и их авторами, а менеджеры соцсетей проекта стали оставлять оскорбительные комментарии в фанатских сообществах. В итоге в твиттере вывели в тренды хештег #уважайтефикрайтеров, под которым говорили о ценности труда фикрайтеров и, конечно, о том, что работы пишут не только маленькие девочки.
В связи со всем этим кажется, что время серьезно поговорить об этом явлении все же пришло. И вот почему.
Фанфики мало чем отличаются от «обычной» литературы
Авторы традиционной литературы с давних времен вдохновляются другими произведениями и в том числе придумывают альтернативные варианты каноничных сюжетов. Причем именно авторские варианты античных легенд — «Энеида» Вергилия, «Метаморфозы» Овидия — стали считаться образцами и изучаются до сих пор. Затем и другие писатели проводили параллели с творчеством предшественников, среди хрестоматийных примеров — «Улисс» Джойса и гомеровская «Одиссея», «Мастер и Маргарита» Булгакова с библейскими и фаустовскими мотивами. В основе лежит один и тот же принцип, но фанфикшен отличает отсутствие официальной публикации, соответственно — некоммерческий характер и то, что его вторичность заложена в названии жанра. В остальном же работа может не уступать официальной литературе ни в самостоятельности, ни в качестве.
Каждое произведение — художественный мир
Если изначально поиск аудитории для фанфика осложнялся необходимостью напечатать его и распространить, для чего требовались денежные вложения, то с развитием интернета затраты автора на публикацию свелись к нулю. Кроме того, если традиционно писатель изначально работает над своим произведением самостоятельно и затем уже вместе с издательской командой, то благодаря интернету фанфикшен превратился в по-настоящему народное творчество.
Например, если у человека появилась интересная идея для работы — он может создать заявку и описать свой замысел. Затем за его реализацию могут взяться несколько независимых авторов (или команд авторов), тексты потом вычитают бета-ридеры, читатели также смогут оставлять свои рецензии по мере публикации глав и находить ошибки. Как правило, авторы к ним прислушиваются, посвящают определенным поклонникам отдельные главы, и таким образом в работе над текстом принимает участие все больше людей.
Сами же книги, фильмы, сериалы, по которым пишут тысячи работ, из завершенных историй превращаются в огромный художественный мир с постоянно развивающимися альтернативными сюжетными линиями.
Фанфики снимают стигму с разговора о гендере и сексе
В одной из сцен герои фильма «Секс по дружбе» обсуждают мелодраму, которую только что досмотрели. «Почему не снимают фильмы о том, что бывает после поцелуя?» — спрашивает Джейми, говоря о финале картины. «Снимают. Это порнуха», — отвечает Дилан. Вопрос действительно интересный, но ответ на него звучит не очень убедительно. Ведь и правда, если бы герои книг, фильмов, компьютерных игр с приемлемым для детей возрастным рейтингом были настоящими людьми, вероятно, у них была бы сексуальная жизнь. Но едва ли классическое порно с зачаточным сюжетом и сомнительной мотивацией героев способно о ней рассказать. Фикрайтеры же описывают постельные сцены персонажей с учетом развития их отношений и их вероятных предпочтений.
В этом плане интересно рассмотреть «Пятьдесят оттенков серого» именно как фанфик, в котором отношения героев развиваются в тесной связи с их сексуальными практиками. Главный герой Кристиан Грей изначально увлекается БДСМ, но это скорее «БДСМ курильщика». Американская ютьюберка, практикующая БДСМ, Кэт Блэк в обзоре на фильм рассказывает, что главная ошибка героя — попытка компенсировать свою психологическую травму с помощью практики. Будучи доминантом, «наказывающим» девушек, похожих на свою мать, он концентрируется на своих эмоциях и совершенно забывает о самочувствии и безопасности сабмиссива. С развитием сюжета Ана помогает Грею отпустить прошлое и вместе с этим меняется и их сексуальная жизнь, от которой они оба в итоге начинают получать полное, в том числе эмоциональное удовлетворение. Таким образом в постельных сценах делается акцент не на механику самого процесса, как в порно, а именно на психологию героев (в силу писательских способностей, конечно).
Кроме того, фанфикшен делает видимыми ЛГБТ-персонажей, которых в официальной литературе и кинематографе зачастую квиркодируют. Это старая голливудская практика, когда образ антагониста связывается с чертами негетеронормативности, что закрепляет негативные представления о сексуальности и гендере. В работах поклонников же такие герои, как Джим Мориарти из «Шерлока», совершают каминг-аут. Остается надеяться, что популярность фанфикшена сподвигнет все больше студий открыто заявлять о сексуальности своих персонажей. Пока что это произошло, например, с Локи, который в июле, спустя десять лет в Marvel, совершил каминг-аут в одноименном сериале и стал первым квир-персонажем во вселенной.
С фанфиками можно развить писательский навык
Возможность опубликовать свою работу есть у каждого, из‑за чего фанфикшен критикуют за низкий уровень писательского мастерства. Поначалу на «Фикбуке» действительно выкладывали много неграмотно написанных работ с типичной пометкой «моя первая работа, не судите строго». Еще в 2012 году появился паблик «Типичный Йуный Аффтор», где иронизировали над проявившейся во время постельной сцены лишней ногой или слишком толстыми шутками.
Однако сообщество прикладывает много усилий, чтобы исправить ситуацию. Авторы русскоязычного «Фикбука» объединяются и в качестве бет вычитывают работы друг друга. Помогают и читатели, которые могут отправить сообщение об ошибке. Для желающих больше узнать о теории на сайте публикуют статьи с советами по созданию характеров, подбору фактического материала, описанию постельных сцен и психологии героев. Сегодня у популярных авторов работа над фанфиком может занимать вплоть до нескольких лет, причем важным этапом становится подготовка — все как у профессиональных писателей. Например, фикрайтерка Василиса рассказала «Афише Daily», что, начиная работу над проектом, тратит около двух месяцев только на подготовку, во время которой слушает подкасты, читает книги и смотрит видео по теме. При этом само написание работы занимает месяц.
Эту и другие истории авторов мы собрали в спецпроекте, где взглянули на все аспекты «жизни» фанфикшена в соцсетях и разобрались в том, как он сосуществует вместе с официальной литературой. Вместе с психологом и культурологом узнали, какую роль играет фанфикшен в секс-просвете и как его изучает наука. И, конечно, составили большой гид, чтобы быстро разобраться во всех тонкостях.