Об этом знал весь фандом: почему Локи совершил каминг-аут лишь спустя 10 лет в Marvel

6 августа 2021 в 16:46
Локи давно стал одним из любимых ЛГБТ*-героев фанатов, однако совершил каминг-аут лишь в июле, в третьем эпизоде одноименного сериала. Все из‑за квиркодинга — намеренного изображения персонажа как представителя ЛГБТ* без прямого указания на его ориентацию. Рассказываем, почему квир-героев в массовой культуре действительно больше, чем кажется.

Поклонники киновселенной Marvel, как и любой другой фандом, причисляют к ЛГБТ-сообществу (Верховный суд России признал «международное общественное движение ЛГБТ» экстремистской организацией и запретил его в РФ — Прим. Ред.) целый ряд персонажей — фантазируют об их отношениях с другими героями, снимают об этом тиктоки, пишут фанфики. При этом фанаты находят в фильмах подтверждения тому, что их фантазии недалеки от реальности, а предполагаемые отношения между героями — на самом деле ни разу не дружеские.

Среди таких героев — Сэм Уилсон (Сокол) и Баки Барнс (Зимний Солдат). В фанатском видео с говорящим названием «Сэм и Баки ведут себя как старая супружеская пара на протяжении 4 минут» собраны их диалоги, которые можно трактовать как гоморомантичные

Первый совершивший каминг-аут и потому главный персонаж, вокруг которого начала строиться репрезентация ЛГБТ*-сообщества в Marvel, — это Локи, сводный брат Тора, темноволосый король харизмы и серой морали. Причем он изначально считывался как не-гетеро вовсе не потому, что фанаты находят квир там, где его нет. Сценаристы создали его таким намеренно, с помощью квиркодинга.

Феминные злодеи и маскулинные злодейки

Квиркодинг — это намеренное использование характеристик квир-персоны при создании героя без прямого указания на его принадлежность к ЛГБТ*. Такие персонажи имеют стереотипные манеры, характер, поведение и внешность, которые приписываются тем или иным представителям квир-сообщества, отмечает исследовательница Коэн Ким, и не вписываются в традиционные понятия о маскулинности и фемининности. Чаще всего квиркодинг встречается в образе отрицательных персонажей — несоответствие традиционным гендерным ролям еще больше подчеркивает «неправильность» героя в глазах консервативно настроенной аудитории.

За полувековое существование поп-культуры и массового кино сложился определенный стереотип в изображении протагонистов: это мускулистый гетеросексуальный белый мужчина, который отличается смелостью, силой, действует в соответствие с актуальными правилами морали.

Диснеевский принц Филипп из «Спящей красавицы» — яркий пример протагониста с традиционной маскулинностью

Антагонисты-мужчины же, наоборот, изображаются с длинными волосами, мягкими чертами лица. Их отличают плавные движения, манерность речи, высокий голос, эпатажность, вдобавок они состоят в близких то ли дружеских, то ли романтических отношениях с человеком того же пола — такой прием называют квирбейтингом.

Феминными чертами в разных вариациях обладают Джаффар из «Аладдина», Шрам из «Короля Льва», Мориарти из сериала «Шерлок»

Мужчинам-злодеям приписывают феминные черты в том числе из‑за двойственного восприятия женственности на протяжении истории, пишет Симона де Бовуар в книге «Второй пол», которое закрепляется христианской идеологией. Именно женщины в лице Евы становятся посредницами между земным миром и дьяволом и олицетворяют коварство, хитрость, зависть. Такая женственность несет угрозу патриархальному строю, а потому любые ее источники, независимо от пола, отождествляются со злом и колдовством.

Если мужчин-антагонистов чаще изображают феминными, то злодейки, как правило, получают традиционные маскулинные черты: уверенность, склонность к доминированию, агрессивность. А образ каноничной диснеевской антагонистки Урсулы и вовсе списан с драг-квин. Ее отличают полнота, низкий голос, манерность, во внешнем облике можно отметить сексуализированный вырез на спине и гипертрофированный контрастный макияж. Отчасти маскулинной будет и Хела, сестра Локи в киновселенной Marvel. В скандинавской мифологии она олицетворяет хтонь, смерть и хаос, а ее образ становится воплощением демонической женственности.

Хела из фильма «Тор: Рагнарек»

В погоне за моралью

Появление квиркодинга связывают с принятием в Голливуде кодекса Хейса в 1930 году. Это свод правил, согласно которому студийные фильмы не должны «снижать моральные стандарты тех, кто их видит». Например, было запрещено изображать поцелуй дольше 3 секунд, мужчину и женщину в одной кровати, показывать сцены насилия или употребления наркотиков. Под запрет попало и изображение гомосексуальности — в кодексе ее называли «сексуальным извращением».

Меньшинства если и были представлены на экране, то только как порочные и депрессивные люди, которые в конце обязательно подвергались негласному наказанию за свою «неправильность». Это укрепило в сознании зрителей мысль о том, что любое отклонение от гетеронормативности неправильно, опасно и даже фатально, ведь преступный человек, отрицающий мораль, отрицает и гендерные нормы.

Иногда квир-персонажей вписывали в сценарий ради комик-релифа, «разрядки смехом». Для консервативной публики эффект достигался за счет того же несоответствия гендерным ролям. Например, мужчины могли вести себя гиперфеминно, носить женскую одежду и попадать в ситуации, характерные для женщин.

Фрагмент из фильма «В джазе только девушки»

В классической комедии «В джазе только девушки» (1959) весь сюжет завязан на заигрывании с квир-комьюнити: два бедных саксофониста притворяются женщинами, чтобы попасть в женский оркестр и заработать денег. На пути к цели они учатся носить каблуки и кокетничать, сталкиваются с гендерными стереотипами и сексизмом, а один из героев вступает в отношения с другим мужчиной. В финале на его «каминг-аут» жених добродушно отвечает: «У каждого свои недостатки».

Квир-персонаж без каминг-аута

В германо-скандинавской мифологии Локи — бог хитрости и обмана, сын великанов-йотунов и побратим верховного бога Одина. Герой воплощает мифологический архетип трикстера, чья роль заключается в саботаже сюжета и правил игры. В то время как протагонист Тор достигает своих целей с помощью отваги и физической силы, трикстер Локи использует ловкость, хитрость, ум и смекалку.

Локи со своей сетью. Иллюстрация из исландского манускрипта Якоба Сигурдссона. 1764 год

Поскольку трикстерам свойственны хитрость и двуличность, в мифологии они часто имеют флюидные гендер и сексуальность, что позволяет им проворачивать самые невероятные авантюры. Мифологичный Локи, например, мог превращаться в животных и был не только бисексуалом, но и гендерфлюидом: в образе кобылы он соблазнил и увел коня Свадильфари, чтобы его хозяину не пришлось выдавать замуж богиню Фрейю. После этого он забеременел и выносил восьминогого коня Слейпнира.

Квир-составляющая мифологического Локи была частично утеряна при создании его образа в комиксах, а когда герой перекочевал в киновселенную, о его ориентации не упоминали вовсе. Однако в работе над его кинообразом применялись все те же приемы из кодекса Хейса:

Внешне Локи — полная противоположность конвенциональному Тору: у него длинные темные волосы, тонкие черты лица, худое телосложение. В отличие от брата, он предпочитает классические костюмы и дорогие аксессуары. Его движения — медлительные и плавные, речь — размеренная, вкрадчивая и манерная (стоит хотя бы вспомнить его разговор с Ником Фьюри в первых «Мстителях»).

В истории Локи присутствует лейтмотив инаковости и одиночества. Приемный сын Одина всю жизнь страдает от того, что не похож на своего брата Тора, и считает именно себя достойным занять трон Асгарда.

Кроме того, в киновселенной, как и в индустрии в целом, не хватает хорошей репрезентации тесной и эмоциональной мужской (и женской) дружбы и гомосексуальных отношений, разницу между которыми бы четко ощущал зритель. Поэтому некоторым фанатам любовная линия, например, между Локи и Мобиусом, показалась более правдоподобной, нежели между Локи и его женской версией Сильви.

Все это давало поклонникам повод говорить о негетеросексуальности Локи еще до подтверждения в сериале. Вновь об этом вспомнили в 2014 году перед выходом комикса «Loki: Agent of Asgard», когда его авторы объявили, что в предстоящей книге Локи будет бисексуалом и гендерфлюидом. К этому моменту он уже успел стать иконой ЛГБТ*-сообщества. Некоторые даже шутят, что фанат, любимый герой которого — это Локи или Баки, сам, скорее всего, бисексуален.

Большая победа для ЛГБТ*-сообщества

Disney, владелицу Marvel, уже неоднократно уличали в недостаточной репрезентации ЛГБТ*-сообщества: эпизоды с квир-персонажами оказываются настолько малы, что при желании их можно легко вырезать. Такие кадры можно заметить, например, в фильме «Малефисента: Владычица тьмы» (2019), когда в финальной сцене целуются два андрогинных существа, глядя на Аврору с принцем.

Скрывая ориентацию персонажей, медиа распространяют и закрепляют существующие в обществе негативные установки о гендере и ориентации. Поскольку квиркодинг строится именно на стереотипах, то во времена, когда права ЛГБТ* постепенно признаются по всему миру, введение в сюжет квиркодированных антагонистов кажется как минимум устаревшим приемом, а как максимум — уже неуместным.

Кадр из сериала «Локи»

Для уставших от этого поклонников каминг-аут Локи стал настоящим событием: в описании к одному из фанатских видео на ютьюбе, посвященному бисексуальному Локи, говорится: «Я все еще не могу поверить, что мой самый любимый персонаж в мире канонично бисексуален/пансексуален и что это первый ЛГБТ*-персонаж за всю историю киновселенной… Конечно, про то, что Локи — [бисексуал], говорили еще в 2014-м… Но у нас есть подтверждение на экране! Это официально!»

То же происходит и в тиктоке. «Полагаю, у меня нет выбора, кроме как поклоняться Локи», — пишут под одним из роликов, намекая на то, что один персонаж — хорошо, но этого все еще не достаточно, чтобы каждый мог найти себя в медиапространстве.

* «Международное общественное движение ЛГБТ» признано экстремистской организацией и запрещено на территории РФ.

Расскажите друзьям