Искусство

Мороженое или зубная паста: иллюстратор переосмыслил скульптуру Фишера у «ГЭС-2»

26 августа 2021 в 13:33
​​Скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4» появилась в Москве перед домом культуры «ГЭС-2» и вызывала неоднозначную реакцию у горожан. А иллюстратор Саша Богатов опубликовал серию работ, в которой обыграл ряд связанных с ней ассоциаций. Поговорили с ним о том, что он увидел в «Большой глине № 4».
Саша Богатов

Иллюстратор, @dailysketchups

На скульптуру Фишера я обратил внимание из‑за резонанса вокруг любимой темы. Все началось с ответа художника и блогера Сергея Рожина на реакцию Максима Галкина. Сергей раскидал по фактам его слова и потом спросил у подписчиков, как их дети интерпретируют работу Фишера. Ответов было много, и не все они были связаны с фекалиями, как у взрослых. Кому‑то скульптура напомнила мороженое, а кому‑то — «Мыслителя» Родена. После этого опроса и я захотел протестировать свою фантазию на «Большой глине № 4».

«Максим честно признается, что не разбирается в современном искусстве и поэтому играет в ассоциации на букву Г. Хотя если вы человек довольно насмотренный, вы понимаете, что это шматки необработанной глины. Но Максим решил проявить все свои таланты критики современного искусства, уйдя не дальше от диванных комментаторов».
Сергей Рожин
Цитата из публикации о реакции Максима Галкина

Я решил скомбинировать несколько объектов в один, причем сделать это элегантно, реалистично — мой любимый прием в дизайне. Когда увидел скульптуру, первой мне в голову пришла ассоциация с зубной пастой на щетке. Я бы еще придумал пару десятков интерпретаций, это не сложно.

Что касается негативной реакции, согласиться с людьми, которые считают, что скульптора похожа на говно, очень просто. Вы будто все объединяетесь в огромное сообщество, которое сечет фишку и понимает, что красиво, а что нет. Сам факт высказывания такой позиции — это жест, который говорит: «Ребзя, я тоже считаю, что это реально кал, как хорошо, что мы вместе и все мы нормальные». Негатив объединил часть людей в этой истории.

Мне также кажется, что такое обсуждение было спроектировано «ГЭС-2» ради пиара, чтобы к осени все знали о новой точке в городе. Они идеально выбрали скульптуру, вокруг которой завертится коричневый дискурс — грубоватую, требующую от зрителя подготовки. Хотя можно было остановиться на более «безопасной» работе, более простой для зрительского понимания, но тогда остаться без волны ажиотажа. Также в качестве места для экспоната выбрали не сам музей, а публичное пространство, где его увидят самые разные люди. И у случайного зрителя с не самой большой насмотренностью возникнут вопросы: «Что за хрень тут?» и «Это нечто на мои деньги с налогов поставили, что ли?».

Расскажите друзьям