Гигантский бриллиант и картина Баския: в соцсетях обсуждают ролик Tiffany с Бейонсе

24 августа 2021 в 20:08
23 августа Tiffany анонсировала рекламную кампанию «About Love» («О любви»), лицами которой стали Бейонсе и Джей-Зи. Тизер и несколько промофото появились в соцсетях бренда и знаменитостей. Пока одни пользователи наслаждались отсылками к фильму «Завтрак у Тиффани» и знаменитым желтым бриллиантом, другие отметили противоречивость кампании.

В сети появились несколько секунд будущего рекламного фильма ювелирного бренда с Бейонсе и ее мужем Джей-Зи. Поклонники сразу заметили, что создатели вдохновлялись культовым «Завтраком у Тиффани»: Бейонсе позирует в кадре в длинном черном платье с высокими перчатками, как у главной героини картины Холли Голайтли. На шее у нее сверкает колье с желтым бриллиантом весом в 128,54 карата и оценочной стоимостью в 30 млн долларов. Певица также надела другое украшение с тем же камнем — на одном из промофото он сверкает на ее спине.

Бейонсе стала четвертой женщиной и первой темнокожей женщиной, которая носила знаменитый бриллиант, появившийся в коллекции бренда более века назад. До этого его надевали Мэри Уайтхаус, Одри Хепберн и Леди Гага.

Кровавый бриллиант

Несмотря на то что история желтого бриллианта Tiffany хранит много загадок, известно, что он был добыт в алмазной шахте города Кимберли в ЮАР в 1877 году. Вскоре камень изначально весом в 287 карат приобрел основатель одноименного бренда Чарльз Тиффани.

Многие пользователи прокомментировали кампанию словами о кровавом бриллианте. Так называют драгоценные камни, незаконно добытые в условиях бедности и вооруженных конфликтов, как правило в Африке. Средства от продажи камней, для поисках которых нередко использовался детский труд, шли на финансирование войн, что приводило к массовым убийствам и обнищанию населения.

Лишь в конце XX века международная правозащитная организация Global Witness впервые связала затяжные конфликты в Африке с добычей алмазов. И только в 2003 году ООН была утверждена схема сертификации процесса Кимберли (названная в честь «алмазной столицы» ЮАР), которая должна была предотвратить поступление на рынок камней, добытых незаконным образом. Однако проблема до сих пор остается актуальной: та же Global Witness вышла из соглашения в декабре 2011 года, потому что признала его неэффективным.

За несколько столетий активного развития алмазная промышленность нанесла африканскому населению такой ущерб, считают в соцсетях, что фото Бейонсе с печально знаменитым бриллиантом недостаточно, чтобы его компенсировать.

«То, что Бейонсе в рекламе Tiffany надевает кровавый бриллиант, не очень вписывается в ее имидж, особенно учитывая ее последние работы, вдохновленные Африкой»
«Желтый кровавый бриллиант Tiffany добыли в печально известной шахте в Кимберли. Говорят, что система апартеида (политика расовой сегрегации в ЮАР. — Прим. ред.) была основана на бесчеловечной системе добычи полезных ископаемых. Поищите в интернете Koata Strategy (чтобы подавить тревогу и страх перед спуском в шахты, работники громко пели, свистели, оскорбляли людей. — Прим. ред.). Это ужасно. И Tiffany & Co тоже»
«Кровавый бриллиант, который украли из Южной Африки. Мне нравилась Tiffany, но теперь появилась причина бойкотировать ее товары»

Хотя некоторые пользователи сочли несправедливым то, что об истории бриллианта вспомнили только сейчас.

«Окей, теперь мы отменяем Tiffany, потому что они владеют кровавым бриллиантом, но я просто замечу, что об этом заговорили только сейчас, когда его надела Бейонсе, не Одри или Леди Гага»

Неизвестный Баския

Противоречивым также показалось использование в ролике картины «Equals Pi» американского художника Жан-Мишеля Баскии, которая находится в коллекции бренда и ранее не выставлялась на публике. Пользователи отметили, что художник выступал против капитализма и использование работы для рекламы люксовой ювелирной компании явно противоречит его взглядам.

«Баския бы не хотел, чтобы его работы выставляла Tiffany, но кому до этого есть дело. Капитализм в итоге всегда побеждает»

В компании пояснили, что появление картины — это отсылка к фирменному бирюзовому цвету: «У нас нет никаких подтверждений тому, что картина была создана с мыслью о Tiffany, но мы немного знаем о Баскии. Мы знаем его семью. Вместе с Louis Vuitton Foundation мы проводили выставку его работ несколько лет назад. Мы знаем, что он любил Нью-Йорк, роскошь и ювелирные украшения. Кажется, что он неслучайно использовал именно этот цвет. Он настолько особенный, что сделать это можно было лишь намеренно».

Пожертвование — капля в море

«Кампания воплощает красоту любви во времени и формирует новое видение любви сегодня», — говорится в заявлении Tiffany. Бренд добавляет, что стремился показать красоту любви «во всех ее разнообразных аспектах», видимо, имея в виду и расширяющееся разнообразие своих амбассадоров. Tiffany также пообещала пожертвовать 2 млн долларов вузам, исторически созданным для обучения темнокожего населения. Они открылись в США после отмены рабства в 1865 году и способствовали сохранению афроамериканской культуры и сокращению разрыва между уровнем образования темнокожих и светлокожих американцев.

Комментаторам сумма пожертвования кажется невероятно малой в сравнении с тем, что капитализация компании оценивается в 5 млрд долларов, а состояние Бейонсе и ее мужа Джей-Зи — в 2 млрд долларов.

«Повторяю, реклама Tiffany с Бейонсе и Джей-Зи. Их состояние оценивается более чем в 1,5 млрд долларов, картина Баскии стоит несколько млн долларов, бриллиант — около 30 млн долларов. И после всего они переведут университетам 2 млн долларов. Ура?»

Премьера рекламного фильма, снятого режиссером Эммануэлем Аджей, соавтором визуального альбома Бейонсе «Black is King», состоится 2 сентября. В нем певица также исполнит кавер на песню «Moon River».