«Может быть, нужен тайм-аут для любых — я имею в виду любых — визитов из России, — написал экс-президент в понедельник. — До вторжения в Крым эти люди высокомерно требовали безвизового режима с Евросоюзом. Просто заморозьте визы, за исключением случаев с чрезвычайными семейными обстоятельствами. На кону стоит безопасность Европы. Хватит».
Вероятно, его слова связаны с ростом напряженности из‑за конфликта на границе с Украиной. Также возможно, что поводом для твита стал розыск двух россиян российских граждан — Александра Петрова и Руслана Боширова, — который объявила полиция Чехии. В 2014 году, утверждается в заявлении полиции, они приехали в Прагу под другими именами и каким‑то образом стали причастны к «тяжкому преступлению».
В комментариях выходцы из России и Восточной Европы удивились тому, что эстонский политик предлагает наложить запрет на обычных граждан, которые не совершали никакой агрессии в адрес европейских стран. Тоомас Хендрик Ильвес в ответ писал, что россиянам следует активнее протестовать против агрессивных действий правительства.
Как россияне и выходцы из Восточной Европы спорили с бывшим эстонским президентом
@LaskoviyMish: «Легко обвинять в бездействии из безопасного Евросоюза. Правительства и народ в каждой стране разные, особенно в России, где у людей нет шансов сменить политику правительства. Дискриминация людей только из‑за того, что им не повезло родиться не там, — это признак расизма».
Тоомас Хендрик Ильвес: «Нет, это самооборона. Но почему вы ничего не говорите о поведении русских?»
***
Александр Петерс, проджект-менеджер, живет в Нидерландах: «Те, чей въезд вы хотите ограничить, в любом случае найдут дорогу со своими кипрскими паспортами. Те, кого вы накажете, могли иметь интересы за пределами России: студенты, семьи и т. д.»
Тоомас Хендрик Ильвес: «Либеральный демократический Запад, так демонизируемый в России, в конце концов встанет на защиту самого себя. Это произойдет в той или иной форме. Плохая идея, да. Плохо для россиян, да. Но с поведением России это неизбежно. На Западе тоже есть „семьи, студенты и т. д.“. Просто перестаньте их убивать».
***
Александр Долгополов, комик, живет в России: «Последний и единственный раз, когда я был в Европе, полиция пыталась посадить меня за шутки о религии, и я был напуган до смерти» (В начале 2020 года Долгополов уехал из России после того, как на него написали заявление об оскорблении чувств верующих. Позже он вернулся назад. — Прим. ред.).
Тоомас Хендрик Ильвес: «Не нарушайте европейские законы, и полиция вам ничего не сделает». (Вероятно, он решил, что речь идет о полиции европейских стран. — Прим. ред.)
***
Тоомас Хендрик Ильвес: «Солженицын тоже задавался вопросом, почему никто не противостоит режиму, хотя это была небольшая клика. Может, [вы начнете] протестовать против агрессии в Украине, против сбитых самолетов, перестанете следить за Киселевым и Соловьевым? В этом нет ничего нелогичного, если высшее руководство заявляет, что находится в состоянии войны».
Ника Водвуд, фем-активистка, живет в России: «На самом деле мы протестуем против всего этого. Пропаганда существует потому, что государство вливает в него миллионы и не пускает людей с другими взглядами в эфир (плюс преследуют их за то, что высказывают их где‑то еще), а не потому, что на нее есть запрос со стороны народа».
***
Юлия Уильямс, живет в Ирландии: «Как насчет россиян, у которых семьи в Евросоюзе? Мои дети и муж — граждане ЕС. Могут ли мне запретить въезд только из‑за того, что у меня есть российский паспорт? Не говоря о том, что это нарушение моих семейных прав».
Тоомас Хендрик Ильвес: «Воссоединение семьи — это право. Печально, что вас расстраивает только это, а не убийство европейцев на европейской земле».
***
@PaperZebraSasha, польская эмигрантка: «Как мило с вашей стороны предложить массово ограничить людей по национальности. Настоящая вершина либеральной демократии».
Тоомас Хендрик Ильвес: «Получение визы не имеет отношения к свободе. Это привилегия. Нет ограничения свободы в том, что у ЕС есть право выдавать [визу] или не выдавать».