Как мебель и каталог IKEA выглядели 70 лет назад: галерея к закрытию рекламного журнала

8 декабря 2020 в 14:50
Мебельная компания IKEA отказалась от издания знаменитого печатного каталога со своей продукцией спустя 70 лет после первого выпуска. Мы изучили онлайн-музей IKEA и показываем, как мебель и каталог менялись с 1951 по 2020 год.

Первый каталог появился в 1951 году. Тогда 25-летний основатель компании Ингвар Кампрад, который развозил по домам мелкие товары вроде ручек и кошельков, подумал, что журнал сможет привлечь больше покупателей из других городов. Его родной Эльмхульт находился довольно далеко от ближайших населенных пунктов, поэтому расширить аудиторию было нелегко. На обложке первого каталога было кресло MK, которое быстро сняли с производства, а в продажу вернули только в 2013 году под названием Strandmon.

«Ранние каталоги были довольно утилитарными. До 1960-х, когда появился цветной пластик и веселенькие ткани, они не были по-настоящему интересными».
Мари Патино
Журналист по работе с данными в Bloomberg CityLab

Каталог постепенно становился не просто способом рассказать о новой мебели, но и запечатлеть тренды в дизайне, а также перемены в жизни людей. Например, в 1958 году в нем впервые появился телевизор. Примерно в то же время телевизоры приобретали все больше и больше семей по всему миру. С годами тираж каталога вырос до сравнимого с Библией, самой издаваемой в мире книгой.

Несмотря на кажущуюся простоту издания, работа над каталогом IKEA занимала много сил и времени. Для подготовки выпуска 2017 года сотни людей по всему миру работали около полутора лет, чтобы снять фотографии и адаптировать журнал для разных регионов. Именно для этого в распоряжении фотостудии IKEA в шведском городе Эльмхульт были множество моделей межкомнатных дверей — и распространенные в США и те, что чаще встречаются в Европе, — разные варианты пола, матрасов и виды продуктов, которые можно положить на стол.

Каталог выходит в 72 странах, поэтому в IKEA старались менять детали под местные особенности. Этим занимались исследователи, которые ходили в гости к местным жителям и опрашивали их, чтобы понять, как устроены их дома и квартиры. Иногда это приводило скорее к негативным результатам. Так, в 2012 году IKEA выпустила очередной каталог в Саудовской Аравии и подверглась критике в европейских медиа — в журнале совсем не было женщин. Компании пришлось приносить извинения.

«У людей бывает «журнальный момент», — объясняла три года назад глава группы каталога Тания Долфин, — когда они сидят дома, с кружкой чая и прикасаются к бумажным страницам». Возможно, именно поэтому журнал выходил так долго. Тем не менее в 2020 году IKEA все же признала, что «потребление медиа и поведение клиентов изменилось», и заявила о конце печатного формата.

Теперь каталоги IKEA стали экспонатами. Все выпуски можно посмотреть в онлайн-музее компании, куда их поместили в сентябре 2020-го.

1950-е

1960-е

1970-е

1980-е

1990-е

2000-е

2010-е

Расскажите друзьям