Александр Сухарев восемь лет проработал на вертолетном заводе, но год назад ушел, чтобы найти свое призвание. К тому времени он начал возить туры по России. «Например, у меня был тур в Дагестан, — рассказывает он. — Все почему‑то боятся туда ехать, но это безумно классный регион и люди: ты встал, потому что машина сломалась, и другие водители одним за другим останавливаются, чтобы помочь». Отдельным направлением стали экскурсии по Москве. Александр уверен, что это лучший город земли и его надо всем показывать.
Иногда он подрабатывает менеджером по локациям для фильмов. «В прошлом году я два месяца провел на съемках, — вспоминает он. — За месяц мы нашли около 20 локаций: от квартир до кладбищ, полицейских участков, больниц. Я увидел, как на самом деле делается кино». Сейчас Александр также занимается съемкой с дрона на заказ.
«Фотография — это способ отразить мир таким, каким я его вижу, — говорит он. — Можно прийти, пофотографировать, просто чтобы показать, что ты тут был. Но мне хочется передать именно красоту места. Важен процесс поиска кадра, ведь, например, в заброшенном здании ты не будешь снимать каждую комнату. Это так же интересно, как ходить по Москве, искать дворы, способы туда проникнуть, подбирать коды к замкам, общаться с жильцами».
Фотограф-путешественник, @13_pilot
Проект Kosmaj и поиск единомышленников
В 2017 году мы ездили по странам бывшей Югославии, где раскиданы более 200 монументов: где‑то раньше был концлагерь, где‑то — знаменательная битва. Все они выглядят как космические объекты. Один из них находится на горе Космай под Белградом, куда мы приехали во время тумана, чтобы снять монумент с дрона. Когда выбирали запоминающийся логотип для нашего проекта, сразу подумали о нем. Все сошлось: погода, монумент, время суток, отсутствие людей. Появилось и название.
В рамках проекта Kosmaj мы собираем фотографии с дрона и хотим объединить для этого креативных людей со всей страны: у нас уже есть единомышленники в Магадане, Новосибирске, на Сахалине, в Калининграде. Сейчас мы вместе с соосновательницей Анастасией @nakifaria проехали всю страну. Но даже в такой поездке не можем объехать, например, Сахалин за неделю. Зато люди, которые живут в этих местах, могут прислать нам уникальный материал для публикации.
Без спонсоров и переплат
Планируя масштабную поездку по стране, мы пытались найти каких‑то спонсоров, но сейчас пандемия, и небольшие компании либо в минусе, либо на нуле. Основные расходы пришлись на бензин, что приблизительно можно спланировать: надо нарисовать маршрут, посчитать километраж и умножить на стоимость литра. Выйдет по-любому больше, ведь не учитываешь подъемы в гору, свои хотелки свернуть на 20 км в сторону, а потом вернуться (а это уже 40 км).
Ночевали в палатке, машина была полностью загружена едой и всем необходимым, чтобы жить автономно почти месяц. И хотя всю еду мы закупили в Москве, люди в городах нас тоже кормили, за что им спасибо. С собой была даже лодка (хотя ее ни разу не использовали и продали в Иркутске) и еще одна маленькая палатка для штурмовых походов.
Незапланированных расходов получилось много, например покупка нового дрона, сломалась машина — ее поставили на автовоз из Владивостока до Иркутска, а мы поехали на поезде — пришлось потратиться на ремонт дронов, телефонов, жесткого диска со всеми фотографиями.
Уже во время поездки мы столкнулись с коронавирусными ограничениями: масочный режим, где‑то не заселяли отели, поэтому в каждую область пришлось практически прорываться. Во время нашего путешествия прошел и парад, и голосование по поправкам к Конституции, что только добавило сложностей.
Когда меня спрашивают сколько, я говорю, что мы не собирали чеки и не вели подсчеты. Но для меня большим достижением стало то, что мы не использовали ни одну кредитную карту.
Маршрут через всю Россию
Поездка по России оказалась нашим самым масштабным путешествием — почти три месяца, с 18 июня по 2 сентября. В прошлом году мы за месяц проехали всю Норвегию, но это можно назвать лишь подготовкой.
Ехали втроем на машине. Дорога до Владивостока разделяется только на отрезке от Москвы до Омска, поэтому решили, что поедем туда через юг, через Уфу и Челябинск. А обратно — через Екатеринбург и Пермь. К сожалению, за Сибирью дорога одна, поэтому выбирать не приходится. Если бы была дорога по северу, через Норильск и Салехард, думаю, мы бы вернулись через нее, потому что там тоже есть что посмотреть.
Поездка оказалась не такой изматывающей, как я предполагал. Переживал, что приеду во Владивосток выжатый как лимон, но к этому моменту я вообще не устал. Ведь когда спишь в палатке на надувном матрасе, а не на «пенке», высыпаешься гораздо лучше. И ехали мы не нон-стоп и останавливались в городах на пару дней. До Омска были небольшие, как мне теперь кажется, перегоны по 300–400 км.
Тем не менее под конец такого длинного путешествия ощущение прекрасного притупляется. Например, одной из последних точек стали Усьвинские столбы в Пермском крае. Если бы мы поехали туда отдельно, впечатление было бы другое. Поэтому я рад, что тогда поездка уже подходила к концу.
Что снимать, когда в планах целая страна
Небольшую поездку, например в Берлин, гораздо проще планировать, потому что есть только город и его окрестности. Ищешь достопримечательности, составляешь по точкам маршрут и едешь по нему. Но когда в планах целая страна…
Мы начали наносить точки где‑то за полгода и каждую неделю посвящали определенному региону. Например, решаешь: на этой неделе я изучаю Тюменскую область — и начинаешь внедряться, писать знакомым, которые обязательно отвечают: «Ой, да у нас нечего смотреть». Потом уже на месте что‑то снимаешь, показываешь им, и они спрашивают: «Это у нас? В Тюменской области?»
По большей части люди живут в своих городах и не знают, что у них можно посмотреть. Часто утром приезжаешь в город, вечером едешь к местным жителям, а день проводишь в местах, о которых они и не подозревали. И потом сам советуешь им, куда стоит сходить.
Что там за МКАДом
Когда меня спрашивают: «Ну что там, за МКАДом нет жизни?» — я отвечаю, что за МКАДом жизнь есть, и она достаточно активная. Мне было сложно с городами вроде Омска, Красноярска и Новосибирска, потому что пришлось вычеркнуть из памяти все, что я знал о них раньше. Например, все думают, что Омск — это город-мем (кстати, ни разу не видел там в продаже футболки с «Омской птицей»). А это оказался офигительный город и главное открытие поездки для меня.
От Новосибирска, наоборот, были большие ожидания, все-таки центр Сибири, а оказалось, что это какое‑то строительное гетто, там не так много исторических зданий, что мне не понравилось.
Улан-Удэ мы сначала не поняли, но потом вписались у классных знакомых, и они такое рассказали — я подумал, что до этого просто был в каком‑то другом городе.
Приморский край — вдохновляющее завершение
Приморский край был логичным завершением поездки — после такого большого и долгого пути отдохнуть на берегах Японского моря было просто необходимо. Кроме того, в этом регионе огромное количество интересных мест, которые нам хотелось посмотреть, много друзей, крутая еда.
Мы приехали туда на машине 19 июля, а уехали на поезде 11 августа, отправив нашу машину на автовозе до Иркутска. За это время посмотрели почти все места, которые запланировали на первую поездку: маяки, крутые острова и грандиозные забросы. Даже съездили в последний день на границу трех стран.
Но не все было гладко: мы столкнулись с поломками техники и машины, попали под сильные ливни и небольшой тайфун во Владивостоке, когда небо вылило, кажется, тонны воды на город. Несмотря на это, после Приморского края осталось желание снова приехать сюда, чтобы досмотреть все, на что не хватило времени.
После поездки я стал еще больше агитировать людей приезжать на Дальний Восток, а в голове прикидывать маршруты для путешествий по региону. Хотел бы я туда переехать? Наверное, нет, потому что очень люблю Москву. Хотя почти месяц в Приморском крае был великолепен.
Основная цель любой моей поездки — это снять классные заброшенные места. У нас большая страна, поэтому и заброшенных мест много. Обидно было тратить время на мелкие локации, поэтому выбирали, например, большой цех, где стоит несколько кораблей и рухнула крыша, или заброшенную ГЭС. Еще отмечали природные красоты: первое место, которое я нанес, — парк Ергаки в Красноярском крае, куда я давно хотел попасть.
В целом поездка получилась ознакомительная. Теперь у меня есть список регионов, в которые надо вернуться, чтобы изучить их более основательно. В планах есть и труднодоступные места на севере страны.
Главное, что я понял по итогам поездки, — у нас безумно классная страна с бешеным потенциалом и классные люди, готовые рассказать о своем регионе. Если бы государство грамотно использовало ресурсы и людей, мы бы жили в лучшей стране в мире. Поэтому за ее будущее определенно стоит сражаться.