Фейковые новости давно стали частью нашей повседневности. Искусственный интеллект научился создавать дипфейки, в соцсетях постоянно обсуждают новые теории заговора, а в телеграме даже появился бот, генерирующий фейковые заголовки. И хотя самим словом «фейк» уже давно никого не удивить, многие по-прежнему охотно верят ложной информации из интернета.

«Можете быть уверены, это происходит не из‑за глупости, — говорит в интервью Wired Уитни Филлипс, профессор Сиракузского университета, изучающая дезинформацию и способы ее распространения в интернете. — Подобные мистификации имеют силу из‑за своеобразного способа, которым люди обрабатывают информацию». Вместе с Гордоном Пенникуком, доцентом кафедры поведенческих наук в Университете Реджайны в Канаде, она разобралась в этом феномене.

4 причины, из‑за которых мы склонны верить в фейки

— Постоянный поток информации. Каждую секунду появляется новый пост, сообщение или новость, которые отвлекают внимание. Поэтому многие просто не тратят много времени на то, чтобы задуматься об увиденном в социальных сетях.

— Человеческий мозг устроен так, чтобы соглашаться на простые ответы. Ему свойственно принимать на веру то, что человек видит в интернете, вместо того чтобы подвергать это критическому анализу. Если ложное сообщение затронуло какие‑то эмоции, например, вызвало гнев или ужас, оно автоматически превращается в правдоподобное.

— Социальные сети — основной источник распространения фейков. Они устроены так, что стимулируют людей взаимодействовать друг с другом. Даже в тех случаях, когда пользователи подозревают, что информация, которую они увидели, может быть неточной, желание поделиться ей с другими чаще всего побеждает. Например, репостнуть могут просто «на всякий случай». Репост в соцсетях является скорее перформансом.

«По сути, мы обнаруживаем, что точность — это не то, о чем в первую очередь думает пользователь, принимая решение чем‑то поделиться. Акт обмена часто является перформативным».
Гордон Пенникук
Доцент кафедры поведенческих наук в Университете Реджайны

— Фейки всегда основаны на каком‑то убеждении. Столкнувшись с новой информацией, люди часто принимают поспешные решения, основываясь на том, насколько она отвечает их мировоззрению и системе ценностей. Например, если человек думает, что с его личными данными из соцсетей можно сделать все что угодно, ему легче поверить, что Instagram следит за ним через телефон. Для борьбы с фейками одного фактчекинга недостаточно. Нужно предоставить альтернативную историю с логичным сюжетом, которая покажет, почему этот фейк нелогичен.