Зачем вы это сделали?

Real Fake News — телеграм-бот, который генерирует фейковые заголовки для топовых СМИ

22 мая 2020 в 13:33
Борьба с фейк-ньюс свернула не туда.

Медиахудожник и создатель ботов Voices of Strangers и Better than Tinder Евгений Кудашев создал еще один телеграм-бот — на этот раз он посвящен фейк-ньюс. С помощью бота Real Fake News можно создать фейковый заголовок якобы на скриншоте сайта российского медиа и разыграть друзей. Мы поговорили с Евгением о том, почему люди верят фейк-ньюс, о сатире на реальность и об ответственности за распространение недостоверной информации.

Дисклеймер: все скриншоты ниже являются сатирой и созданы пользователями телеграм-бота. Мы не призываем распространять недостоверную информацию в интернете и не советуем вам этого делать.

Евгений Кудашев

создатель бота

Как работает бот

В боте есть несколько популярных российских медиа — от «Медузы» до «Коммерсанта». Туда можно отправить любое сообщение, которое преобразуется в заголовок. Скриншот создается ровно в тот момент, когда ты его запрашиваешь, чтобы твой заголовок оказался в окружении последних новостей. Как я это сделал, пусть останется тайной! Наверное, я бы не хотел, чтобы все узнали, как на самом деле легко создавать фальсификацию и вымысел. Ведь вообще этот проект об уязвимости правды в интернете и о том, как сложно оправдываться, когда тебя оболгали.

Если хочется подшутить над друзьями, достаточно написать что‑то милое и нелепое — все-таки есть что‑то необъяснимо приятное в том, чтобы увидеть свое имя на первой полосе РБК. Здесь все работает по тем же законам, что и качественная сатира, и здесь лучшие ориентиры — ИА «Панорама» и The Onion (сайты сатирических новостей. — Прим. ред.), которые довели искусство цепкого заголовка до совершенства. Правда, реальность не отстает и кажется все абсурднее, и отличить сатиру от настоящих новостей становится сложнее и сложнее.

Об актуальности фейк-ньюс

Фейк-ньюс — относительно новое понятие, как и постправда (слово 2016 года по версии Oxford Dictionary). Когда читаешь историю термина «фейк-ньюс», сталкиваешься с замечательными историями: например, как в 2016 году маленький город Велес, в Македонии, стал источником огромного потока вымышленных новостей для аудитории американского фейсбука — их делали аж 140 сайтов. Или с фейковыми интервью создателя термина «фейк-ньюс». Конечно, дезинформация, вымысел, мистификация существовали всегда, ничего нового, но важно то, как с помощью фейк-ньюс в интернете, помноженных на легко эксплуатируемые алгоритмы социальных сетей, можно напрямую воздействовать на реальный мир — например, на результаты президентских выборов.

Косвенный и куда более пугающий эффект фейк-ньюс — это как раз постправда: подрыв доверия к медиа в принципе и, более того, подрыв доверия к той идее, что вообще есть такие вещи, как правда, объективная реальность и абсолютная истина.

Горячо верить во что‑то становится важнее, чем подвергать информацию критическому анализу и разбираться, что правда, а что нет.

Оказывается, если повторить ложь очень громко и много раз, то в сознании большого количества людей она становится правдой — потому что они в нее верят, будто это хорошая художественная литература. Поток фейковых новостей на фоне эпидемии коронавируса и то, что твиты, наполненные сильной эмоцией и нападками на людей, шерились куда интенсивнее и охотнее, чем правдивая информация от чиновников, исследователей и врачей, особенно хорошо иллюстрируют, какую роль стали играть соцсети в распространении информации. В этом примере фейк-ньюс могли стоить кому‑то жизни.

О вере в фейковые новости

Возможно, кто‑то поверит в то, что скрин из бота — реальная новость. Это зависит только от того, насколько хорошо написан заголовок. И кто его присылает, где ты его видишь. Но в целом, безусловно, да. Можно сказать, что мы склонны по умолчанию верить тому, что видим, — особенно если это приходит от знакомого нам человека. Когда друг присылает мне картинку в телеграме, у меня нет причин думать, что картинка — обман. Дальше многое зависит от содержания: если на картинке написано что‑то совершенно нелепое и невозможное, ты можешь придумать несколько разных интерпретаций. Это сатира? Это пародия? Кто‑то случайно опубликовал новость?

Очень важен контекст: если увидеть в ленте фейсбука какую‑нибудь из новостей ИА «Панорама» или The Onion, не зная о том, что это сатирические издания, можно запросто поверить в то, что это правда. Сам материал или сайт медиа никак не выдает, кто он — легитимное новостное издание, сатирический сайт, фейк-ньюс, источник пропаганды?

И, скажем, один человек, читая новость с заголовком «Американский генерал: 5G работает на тех же частотах, что и гей-излучение, которым СССР облучал США», рассмеется и поймет, что это сатира, а другой воспримет ее всерьез. Вообще, если подвергать всю информацию, все сотни статей, картинок, видео, которые ты видишь за день, критическому анализу, можно, наверное, сойти с ума. Проще верить, а сомневаться только в крайних случаях.

Об ответственности за фейки

Ответственность, конечно, лежит на том, кто распространяет ложную информацию, — эти картинки с тем же успехом можно было бы сделать в любом графическом редакторе. Ведь бот никому ничего не присылает, кроме ее автора, и что делать с полученной картинкой — решать уже создателю: распространять пропаганду или разыграть друзей? Ну это я в здании суда буду говорить.

В целом здравый смысл подсказывает, что распространение этих картинок (именно распространение, не создание) в контексте законодательства можно интерпретировать либо как клевету, либо как незаконное использование товарного знака. Посмотрим, что из этого выйдет.

Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия