Отец года. Обзор God of War: Ragnarök

10 ноября 2022 в 14:45
Фото: Sony Santa Monica
9 ноября на PlayStation 4 и 5 вышла одна из самых ожидаемых игр, которую многие критики уже назвали лучшей в 2022 году. Действительно, финал скандинавских приключений спартанского бога войны Кратоса и его сына-подростка Атрея вышел эпичным. Но это не значит, что God of War: Ragnarök идеальна. Обо всех плюсах и минусах рассказывает Эдуард Голубев.

Спустя три года после событий предыдущей частиGod of War 2018 года — одновременно и сиквел, и перезапуск популярной на консолях PlayStation серии слешеров. Действие оригинальной трилогии и ее ответвлений происходило в Греции. Новые же части базируются на скандинавских мифах. спартанец, экс бог войны, а ныне седобородый старик Кратос продолжает обучать своего сына Атрея уму-разуму. Делать это необходимо по двум причинам. Во-первых, подросток тоже бог и пока не умеет контролировать свою силу. Во-вторых, его тайное имя — спойлерЛоки — как‑то связывает парня с РагнарекомВикингский конец света.. Объяснить его роль в грядущем конце света может Тюр, еще один — скандинавский — бог войны, но проблема осложняется тем, что его вроде как давно убил Один.

Чтобы во всем разобраться, Кратос, Атрей и говорящая голова Мимир вновь покидают замерзший Мидгард, отправляясь на поиски Тюра. Параллельно охоту на спартанца ведут Фрейя (у нее он отнял сына) и Тор (у него сразу двух).

Разработчики из студии Santa Monica — звезды фольклорных многомиллионных эпосов про уничтожение всего и вся — в 2018 году совершили рискованный прыжок в неизвестность, выдав геймерам амбициозную, но довольно камерную драму про семейные отношения. В перезапуске God of War, конечно, присутствовал геноцид эльфов, троллей и богов, но куда интереснее было наблюдать за развитием отношений Кратоса и Атрея.

Кратос пытался играть непривычную для себя роль отца, а Атрей просто хотел к маме.

Подход оказался успешным: 20 миллионов проданных копий, борьба с Red Dead Redemption 2 за звание игры года. Геймеры ждали начала новой трилогии, но вскоре после анонса Ragnarök Кори БарлогГеймдизайнер, продюсер и сценарист серии God of War. заявил, что сиквел окончательно поставит точку в истории Кратоса, после чего Santa Monica начнет новую серию.

Поэтому новая God of War вышла огромной (от 20 до 40 часов на прохождение), сверхэпичной и настолько масштабной во всех смыслах игрой, что по ощущениям переплевывает все предыдущие части вместе взятые. Начинается Ragnarök с погони, уже через полчаса Кратос метелит гигантского медведя, а затем дерется в воздухе с Тором. И это только пролог! Именно таким должен быть финальный бенефис бога войны, который еще со времен PlayStation 2 оставляет за собой буквально горы трупов.

Хмурое небо, снег, огонь, вороны и разномастные монстры, тела которых можно превратить в кровавую кашу.

Ragnarök, конечно, сказка, но для взрослых — поэтому местами гиперреалистичное насилие сочетается с психоделическим китчем, вроде регулярных путешествий по веткам Мирового древа или выхода за грань реальности. При этом фоном все время гудит и ухает фанфарный саундтрек (естественно, оркестровый), а виртуальный оператор красиво имитирует стиль Эмманюэля Любецки. Вообще, идея «снять» скандинавскую дилогию без монтажных склеек — прием не только очень эффектный, но и умный. Ragnarök отменяет дистанцию между героями и геймерами, заставляя вместе переживать все тяготы и потрясения. Важное уточнение: с технической части игра отполирована на уровне The Last of Us: Part 2 — ни одного бага или падения частоты кадров. С другой стороны — графика отличная, но не сногсшибательная. Особенно смутил 2D-огонь. И это на фоне честного 4K!

Незадолго до релиза директор по анимации Бруно Веласкес сказал, что у студии была цель создать игру для PS4, а владельцы PS5 получат лишь улучшенную версию. Подробное сравнение графики на разных консолях можно увидеть здесь. В любом случае картинки нового поколения от Ragnarök не ждите.

Ну и, несмотря на возросший в разы размах, геймплейные новшества размазаны по поверхности Ragnarök тончайшим слоем, в то время как остальная игра едет по тем же рельсам, что и перезапуск 2018 года. Это не то чтобы плохо. Тот God of War ощущался приземленным и довольно тактильным рубиловом, где чувствовалось влияние Dark Souls. Но сейчас, когда в постановочных эпизодах Кратос парой взмахов топора рубит голову великану, а во время боссфайтов разверзается земля и рушатся памятники фэнтезийной архитектуры, хочется перенести вау-эффект на каждую битву. А там все как раньше.

Тесные арены, малое для слешера количество врагов, топор Левиафан, Клинки Хаоса и щит.

Да, теперь Кратос может прыгать на головы монстров, использовать элементы окружения и, по ощущениям, больше атакует издалека, но все, что связано с прокачкой оружия, броней, магией и боевыми стилямиМожно полагаться на медленные тяжелые атаки или быть быстрым и маневренным., было и в игре 2018 года.

Все оставшиеся силы Santa Monica пустила на проработку характеров.

Кратос уже совсем зарос бородой и оброс мудростью, поэтому в драматических сценах активно работает своими бездонными глазами, а не мускулами.

Атрей выступает противовесом отцу. Не будем вдаваться в подробности, но спойлерЛоки его зовут неслучайно.

Неожиданно убедительно в сиквеле выступила и Фрейя. В игре 2018 года она выглядела глуповато, как леди Макбет на гастролях в Краснодаре. Сейчас Фрейя — скорбящая мать, Мадонна с кулаками.

Тор и Один получились оригинальными: Тор — обрюзгший и агрессивный, максимально далекий от привычного образа бога-кузнеца злодей, а Один — прямая противоположность персонажу Энтони Хопкинса из киновселенной «Марвел», абсолютно негероический, похожий скорее на главу корпорации, чем на предводителя викингских богов, властный и расчетливый старик.

Особенно выразительным вышел Тюр.

Сломленный, деморализованный — это антибог войны, зловещая метафора самой серии, из которой постепенно выветривается насилие.

Сюжет будет бросать персонажей по всем Девяти мирам, и каждый из них интересно исследовать. В Ragnarök много побочных квестов, в том числе и личных (в стиле Mass Effect). Например, в мире гномов Мимир попросит постучать в барабан, и, если вы согласитесь, это откроет целую локацию на спине у гигантского кита! Подобные задания вам готовы дать почти все второстепенные персонажи. Но и без них по мирам разбросаны тонны загадок, необязательные боссы, карты сокровищ и несколько видов коллекционных предметов.

В итоге финальное похождение Кратоса получилось одновременно адреналиновым и драматургически впечатляющим.

У героев этой истории есть сердца.

И это большое достижение для серии, которая много лет была синонимом тестостеронового порно. С другой стороны — геймплейного, а не постановочного эпика как будто не додали. Значительного графического апгрейда здесь тоже нет. Поэтому God of War: Ragnarök — точно не веха в истории видеоигр, она не станет золотым стандартом индустрии и вряд ли вызовет широкие споры.

Но точка в отношениях между отцом и сыном поставлена. В начале года мы ругали God of War (2018) за то, что это не игра, а только пол-игры. Теперь она стала цельной.

Расскажите друзьям