Кирилл Перевозчиков — основатель агентства White Label PR, бывший главный редактор «Канобу» и руководитель маркетинга Larian Studios (автора грядущей Baldur’s Gate 3). Работал над запуском Divinity: Original Sin 2, Pathfinder: Kingmaker и Warface. По просьбе «Афиши Daily» Кирилл делится своим опытом и комментирует важные события в игровой индустрии. Сегодня речь пойдет о патче 1.5 для Cyberpunk 2077.
Недавнее обновление «Киберпанка» должно было поставить жирную точку в череде неудачПровальный запуск игры привел к удалению из PS Store и даже коллективному иску инвесторов компании. CD Projekt RED. Владельцы некстген-консолей ждали версию, которую заслуживали, — ранее на PlayStation 5 и Xbox Series X игра запускалась в режиме обратной совместимостиРежим, который позволяет играм, разработанным для предыдущих поколений консолей, работать на новых приставках.. Чудовищное количество багов и проблемы с производительностью на старых консолях должны были остаться в прошлом. Но чуда не произошло.
Для консолей нового поколения всего лишь увеличили разрешение и добавили примитивную трассировку лучей. Версия для ПК все еще выглядит в сто раз красивее.
На сегодняшний день в мире продано более 100 млн. PlayStation 4 и более 50 млн. Xbox One — это очень, очень много. Владельцы старых консолей просто не могут позволить себе обновиться: и без того недешевый некстген находится в дефиците, за приставками нужно буквально охотиться или мириться с наценками перекупщиков. Это вынуждает разработчиков делать игры, совместимые с обоими поколениями консолей — так было с Cyberpunk 2077 и с недавней Horizon: Forbidden West. Так будет и с грядущей God of War: Ragnarok.
В студиях Sony, где царит гестаповский контроль качества, кроссген просто замедляет развитие технологий — версии для PS5 получаются чуть красивее, работают на более высоких разрешениях, но кардинально не отличаются от PS4. Журналистам приходится делать длинные видео сравнения, чтобы отыскать разницу.
А вот с кроссгеном у Cyberpunk 2077 польская CD Projekt потерпела настоящее фиаско: версии для PS4 и Xbox One вышли настолько плохими, что Sony приостановила продажи игры в цифровом магазине PS Store. А на консолях нового поколения запускались ровно те же сборки «Киберпанка» — только в увеличенном разрешении.
И здесь кроется еще одна проблема.
Закон Мура теряет актуальность: количество транзисторов больше не удваиваетсяВычислительные мощности игровых систем растут слишком медленно. Если раньше на то, чтобы выпустить новое поколение консоли, уходило около семи лет, то теперь нужно десять-двенадцать лет. Проще говоря, вышедшие в 2020 году PS5 и Xbox Series X не так уж сильно отличаются от PS4 и Xbox One. каждые два года.
В конце цикла предыдущего поколения версии для ПК выглядели значительно лучше консольных — так было, в частности, с третьим «Ведьмаком» или с Control от Remedy. Это было объяснимо: новые видеокарты выходили регулярно, а консоли постепенно устаревали.
Сейчас ситуация усугубилась: консолям едва исполнился год, а Dying Light 2 и Cyberpunk 2077 уже показывают настоящий некстген только на ПК, а точнее, на видеокартах Nvidia серии RTX. Речь прежде всего о технологии трассировки лучей — очень затратной, но делающей картинку куда более реалистичной. Номинально новые приставки ее поддерживают, но это скорее маркетинговый ход: их мощности просто не хватает для реалистичного освещения и отражений.
Поэтому все нововведения долгожданного некстген-патча Cyberpunk 2077 сводятся к более быстрым загрузкам, чуть более приятным для глаза теням, а также длинному списку мелких изменений «качества жизни»: исправленная механика вождения, более читаемая карта, звонки надоедливых NPC наконец-то можно сбросить. Впрочем, все это есть и в версиях для старых консолей.
А тот Cyberpunk 2077, который нам показывали на игровых выставках, мы никогда не получим. Игра с гигантским живым миром, реагирующим на действия игрока и живущего по своим правилам, осталась где‑то в головах разработчиков и маркетологов. И виной этому не только производственный ад, в который угодил проект, но и ограничения современного железа.
Как и разработчики CD Projekt, Microsoft и Sony поторопились: выйди приставки на пару лет позже, мы могли бы получить настоящий некстген.