Что это было?
Начиная с 14 февраля, когда спало эмбарго на публикацию первых рецензий, в сети стали возникать критические статьи и ролики, авторы которых заостряли внимание на том, что все обзоры похожи друг на друга и почти в каждом из них встречается сравнение с Mass Effect 2 (наш обзор не исключение). Возникло нечто вроде теории заговора про то, как издатель диктует рецензентам план статьи и даже высылает методичку.
«С обзорами по Horizon Forbidden West что‑то не так, причем очень сильно не так. В 99% журналисты сранивают игру с Mass Effect 2», — Ютьюб-канал DeadP47
«Мы снова будем говорить про технические задания, которые игрожуру якобы присылают. После сегодняшнего случая я не то чтобы стал в этом полностью уверен, но выглядит как минимум подозрительно», — Ютьюб-канал «Культас живьем»
«Одно из двух, либо игрожур вообще в игры не играет и у них минимальные знания о том, с какими играми можно данные механики сравнить, либо отдел маркетинга выслал всем одинаковые методички», — StupidMaronGuy
Эмбарго — это и есть та самая «методичка»?
Нет, но авторы статей действительно подписывают соглашения о неразглашении — это нормальная практика не только в игровой, но и кино-, авто-, музыкальной и политической журналистике. Без таких соглашений не может быть гарантий, что контент не попадет в сеть раньше обозначенного времени.
Там может быть пожелание рецензенту не раскрывать подробности сюжета и не говорить о каких‑то конкретных персонажах.
Указаний о том, чтобы сравнивать одну игру с какой‑то другой игрой (тем более от издателя-конкурента, если речь идет о Horizon (Sony) и Mass Effect (EA), никто в редакции «Афиши Daily» пока не встречал. Как и требований исключительно хвалить игру.
И что же, издатели никогда не давили на журналистов?
К сожалению, такие примеры есть — но самые громкие скандалы отгремели десяток лет тому назад. Так, в 2007-м редактора GameSpot Джеффа Герстманна уволили после негативной рецензии на Kane & Lynch, а в 2014-м колумнист Escapist Джим Стерлинг уволился сам, после того как сайт удалил его негативную рецензию на Assassin’s Creed Unity. Главному редактору не понравилось то, как Стерлинг раскритиковал микротранзакционную политику Ubisoft, — проще говоря, поругал Assassin’s Creed за то, что в игре можно покупать предметы. Такой подход, по мнению главы Escapist, мог навредить будущим рекламным контрактам сайта. Стерлинг не согласился и ушел.
В современном мире, где процветает культура отмены, попытка открыто надавить на журналиста будет равна пиар-самоубийству — ни один крупный издатель в здравом уме такого не сделает.
Давление все же оказывается — но более хитрым, опосредованным методом.
Джейсон Шрайер в конце прошлого года емко охарактеризовал сложившуюся ситуацию в нашем интервью:
«Высокие оценки ставят не из‑за боязни разругаться с издателем. Если я пишу для IGN обзор на God of War и собираюсь поставить ему 7 из 10, то про себя думаю: „Меня же потом будут оскорблять на протяжении недели, дойдет до угроз убийством“. Вот главная причина, по которой оценки в среднем высокие, а не низкие. Ты боишься, что геймеры начнут на тебя охоту. Они выстраивают собственную идентичность вокруг игр, привязываются к ним еще до релиза. Напишете плохо про God of War — фанбои PlayStation, чей повседневный быт привязан к поклонению играм Sony, придут за вами. Или вот Cyberpunk 2077! Помните историю с журналисткой, которая поставила ему 8 из 10, и ее подвергли харассменту? Ей даже начали угрожать убийством, хотя 8 — это щедрый балл для такой игры.
Так что тут дело не в издателях, а в геймерах.
Атмосфера гадкая, никому не хочется влезать в такое. Издатели знают об этом и хотя на словах ругают троллей-пользователей, на деле поддерживают их, выстраивая маркетинговые циклы так, чтобы создать как можно более свирепую фанатскую базу».
Мнения сторон
Леонид Родин, автор ютьюб-канала DeadP47
«Я на самом деле не знаю, верить мне или нет в методички. Но когда я вижу, как главред DTF жалуется в твиттере, что ему пришлось играть в игру слишком долго, как будто он смену в шахте отпахал, появляется желание верить в такие „методички“.
Как по мне, вечное выезжание на теме „геймеры токсичные“ и послужило причиной раскола геймеров и игровых журналистов.
Я не думаю, что есть взятки или попытки давления. Журналисту приходит эмбарго с talking points, в которые входит даже указание, что у игры есть collectors edition. Ты можешь не использовать эти поинты, но не факт, что издание получит ключ снова. Для журналистов это работа, а на многих работах люди рано или поздно выгорают и делают все для „галочки“. Вот мы и увидели, что подавляющее большинство журналистов, скорее всего, использовали такой talking pointВидимо, речь о пункте, на котором стоит заострить внимание. — „похожа на Mass Effect 2“».
Денис Майоров, редактор сайта Disgusting Men
«В Forbidden West героиня потихоньку собирает разношерстную команду, размещает всех на базе и ведет со спутниками задушевные беседы, все глубже раскрывая их личности. В конце вся команда отправляется на самоубийственную миссию в попытке спасти жизнь на Земле от уничтожения — все готовы жертвовать собой и погибать в бою. Совершенно очевидно, что по духу это сильно похоже на Mass Effect 2. Игра очень популярная и с самого выхода остается на слуху. Да и вышла она не так давно — в 2010 году. Поэтому ее хорошо знают и новички, и старички.
В России (да и не только) давно сложились тяжелые отношения между игровыми журналистами и игроками. В глазах многих игрожур — это привилегированный класс. Он играет сколько хочет и раньше всех, ездит на пресс-ивенты и получает дорогие подарки, при этом непосредственно работу свою делает тяп-ляп — не жизнь, а сказка. Игровые журналисты при этом могут сколько угодно открыто рассказывать, как все устроено на самом деле, но так массовую предвзятость не победить. Пока сам не попробуешь, не нырнешь в профессию — не поймешь.
Но игрожуры негативному отношению к себе тоже поспособствовали. Я в профессии десять лет, видел и „бутербродников“, и лентяев, которые в самом деле без стыда обмазываются дорогими подарками и при этом плохо делают свою работу. Все это утекает наружу и становится интернет-фольклором. Бороться с токсичностью должны в первую очередь сами журналисты, меняя себя и более открыто общаясь с аудиторией».
Стас Погорский, редактор разделов игр и кино на сайте cyber.sports.ru
«Я так или иначе знаком или общаюсь с представителями всех крупных игровых изданий России (и нескольких поменьше), но ни разу не видел и не слышал, чтобы кому‑то давали взятку. Разве что иногда присылают какие‑то памятные сувениры вроде кепки с лого игры или тематических значков — без привязки к оценкам или чему угодно еще, просто так.
И тут можно не верить мне на слово, а просто подумать логически. Предположим, что каких‑то авторов действительно подкупают, чтобы они ставили высокие оценки, писали об играх каким‑то особенным образом и так далее. Насколько реально, что в сеть до сих пор не утек ни один подобный случай?
В наше время любой „грех“ почти со стопроцентной вероятностью окажется в паблике, завирусится и вызовет скандал за считаные часы. Так что нет, я не думаю, что сейчас реально кого‑то купить и это скрыть. Тем более делать это систематически.
В ситуации с Horizon Forbidden West всем сторонам стоит извлечь по одному важному уроку.
Издателям — разрешить публиковать ревью-гайды хотя бы спустя некоторое время после релиза. Там нет ничего такого, что придумывают „заговорщики“, но доказать это сейчас без нарушения соглашения о неразглашении почти невозможно.
Игровым журналистам — работать над собой и меньше полагаться на привычные конструкции и формулировки при написании текстов.
Геймерам — меньше тратить свое время на ерунду и критиковать сами тексты за их шаблонность. Нам, пишущим людям, важен нормальный фидбэк. С ним всем будет лучше».
Эдуард Голубев, обозреватель «Афиши Daily»
«Денис и Стас в целом сказали на тему все, что надо. Я лишь добавлю, что, по моему мнению, скандал разгорелся исключительно из‑за определенной „классовой“ ненависти между игроками и игровыми журналистами.
Возможно, дело в диаметрально противоположных взглядах на происходящее в мире. Например, на репрезентацию людей с разной сексуальной ориентацией, гендерным определением или комплекцией тела. Отношение игрожуров к таким вопросам в основном либерально, а твиттер и комментарии на DTF уже полгода кипят из‑за „жирной ряхи“ Элой и наличии на ее лице пушка. В любом случае скандалы с The Last of Us 2 и Forbidden West — только начало очень долгого диалога между медиа и пользователями на тему интернет-токсичности. И лично мне интересно, к чему этот разговор приведет».