Геймдизайн
Тут большой теннис невозможно превзойти не только видеоиграм, но и большинству игр в принципе. Есть прямоугольное поле, посреди которого натянута сетка. Ваша задача — перебросить мяч на половину соперника так, чтобы он не смог отбить. В общем, на этом все.
Никто не запрещает менять хват ракетки или подавать с рукиПодача с рукиФирменный прием Ника Кирьоса. Вместо классической подачи с высоким подбросом и ударом над головой Ник слегка подбрасывает мяч и бьет по нему как в пин-понге. Это нарушение этики и демонстрация неуважения к сопернику, но правилами такая подача не запрещена., можно бить сильно, а можно слабо, можно даже бить ободом ракетки, а не струнами — игрок не ограничен в выборе действий.
Сравните это с Hearthstone, где нужно читать правила на каждой карте, или с Rainbow 6: Siege, где есть гигантское количество условностей вроде невидимых стен или персонажей, к ногам которых как будто привязаны гири (будь они более быстрыми и прыгучими, матчи скатились бы в неуправляемый хаос). Даже в футболе есть абсолютно искусственный, противоестественный, как будто бы введенный после нового патча офсайд, запрещающий нападающим ждать паса в штрафной противника. Понятно, что с ним игра сбалансированнее и зрелищнее, но это правило противоречит естественному желанию выиграть самым быстрым и эффективным способом.
Теннис в этом плане максимально органичный, простой, с естественно понятными правилами. Ничего не надо объяснять: взял ракетку, начал играть. Это шедевр геймдизайна.
Разделение на классы
Условных классов персонажа очень много. Райли Опелка — своего рода DPSИгрок, который наносит много урона в атаке., мастер подачи; Даниил Медведев — адепт оборонительного стиля (на приеме он стоит далеко за задней линией), а Аслан Карацев, наоборот, давит соперника натиском.
Особенно легко зафиксировать классы в парной игреМастера парной игры братья Брайан: один подает, другой сидит под сеткой.: тот, кто подает, и сеточник.
Того, кто играет на сетке, легко сравнить с Райнхардом из Overwatch. Задача — быть щитом свой команды. Очень хочется отойти от сетки, забить красивый мяч — но так вы только подставите напарника, открыв сопернику поле для обстрела.
И все было бы просто и скучно, если бы не одна тонкость: сеточнику зачастую приходится смещаться с выбранной позиции вбок или даже отходить вглубь корта, чтобы его не обвели. Здесь снова возникает аналогия с Overwatch: допустим, вы привыкли играть снайпером, хитро отстреливая зазевавшихся противников из‑за угла, но, когда начинается финальный штурм, от снайпера нет пользы, нужно менять класс, взяв, например, строго оборонительного Торбьорна, который косит волны врагов не слишком изысканной, зато эффективной турелью.
Парный теннис схож с лучшими многопользовательскими играми балансом между изменчивостью и твердостью. Большую часть времени нужно терпеть и отыгрывать данную тебе роль. В критический же ситуации бывает необходимо обо всем забыть и резко сменить тактику. Хороша ваша техника или нет, в этот момент не имеет значения. Это чисто тактический элемент, в котором проявляются ваша решительность и гибкость ума, а не умение хлестко бить по мячу или метко стрелять по виртуальным противникам.
Отношения между отцами и нубами
Именно в этом проявлении теннис и любой многопользовательский боевик становятся максимально похожими. В каждой команде в Rainbow 6 обязательно найдется более опытный боец, который любит поучать всех остальных. Часто его советы полезны. Он знает, например, что на карте «Шале» нельзя стоять у окна — оттуда может прилететь снайперская пуля, даже если окно забито досками. И вот он начинает выплескивать негатив на несчастного новичка, который по неопытности встал на хорошо простреливаемую точку. Проблема в том, что такие советы всех вокруг бесят, микроклимат в команде мгновенно портится, в чате начинается ругань. Ровно то же самое происходит и в парном теннисе.
Разумеется, есть и обратная сторона. Воинствующие нубы, демонстративно не желающие ничему учиться, доставляют проблемы всей команде. Если закрывать глаза на их ошибки, игра рассыпается.
Парный теннис, как и любой многопользовательский экшен, ценен не только личным мастерством и умением эффектно наносить удары, но и тонким психологизмом внутри команды. Нужно одновременно не обидеть напарника, не утратить боевой дух, помочь ему, если он явно ошибается, и не облажаться самому.
Высокий порог вхождения в теннис
В отличие от любого многопользовательского боевика научиться теннису сложно. В Counter-Strike играть тоже непросто, а уж чтобы достичь там киберспортивных высот, и вовсе требуется невероятное мастерство, и тут можно долго спорить о том, что сложнее — махать ракеткой или кликать мышью.
Но на любительском уровне любая онлайн-игра гораздо проще тенниса. Все, что от вас требуется, для того чтобы освоиться в «Доте», — пройти несколько обучающих миссий, потренироваться с ботами, потом с низкоуровневыми соперниками, и все, вы более-менее готовы. В теннисе к такой готовности вы быстро приходите, если занимались в детстве. Во взрослом возрасте требуются куда более внушительные затраты времени и денег (без тренера научиться нереально).
Тут есть один нюанс, про который часто забывают. Чтобы начать получать удовольствие от процесса, не обязательно играть хорошо. Новак Джокович будет счастлив, если возьмет 21-й Большой шлем, Даниил Медведев — если возьмет 2-й, Ник Кирьос — если вернется в топ-20 лучших игроков планеты, участник российского теннисного тура — если завоюет хотя бы одно ATP-очко, а совсем уж новичок — если хотя бы раз попадет центром ракетки по мячу. Вот между этим попаданием центром (одним за весь матч!) и грандиозной вчерашней победой Рафаэля Надаля гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Да, масштабы разные, но принцип один: старания, концентрация внимания, усилия, а не бесконечные поблажки самому себе. Оно того стоит.