Microsoft покупает Blizzard. Что это значит для нас и при чем тут метавселенные?

19 января 2022 в 21:21
Вчера компания Microsoft заявила о намерении купить Activision Blizzard за рекордные 68,7 миллиарда долларов. Разбираемся, что означает эта сделка для каждого из нас и как изменится игровая индустрия в ближайшем будущем.

Что происходит?

Microsoft покупает Activision Blizzard. Activision — издатели серии игр Call of Duty и Destiny, Blizzard — авторы Warcraft, Starcraft, Diablo, Overwatch и Hearthstone.

Почему сейчас?

Вероятно, покупка связана с бушевавшим весь прошлый год и не утихшим до сих пор сексуальным скандалом в Activision Blizzard. Акции компании упали со $104 до $56, чем и воспользовалась Microsoft, совершая покупку по относительно низкой цене. Скажем, через год стоимость могла бы вернуться к прежней отметке, если бы глава Activision Бобби Котик уладил все проблемы или его самого бы уволили.

Call of Duty — одна из самых популярных игр на планете. Через год может принадлежать Microsoft

Сделка уже состоялась?

Еще нет. Антимонопольная служба США будет проверять слияние целый год и, если его признаютА если не признают, то Microsoft выплатит Activision компенсацию в $3 млрд. законным, то сделку закроют в 2023 году. Агрессивное поглощение конкурентов, ведущее к консолидации рынка, незаконно. Facebook, например, до сих пор судится с антимонопольными регуляторами о правомерности покупки GIPHY.

Но у Microsoft есть веские аргументы в пользу того, что поглощение не нарушает правила честной конкуренции. Как пишет Vox, даже после покупки Activision Blizzard игровое подразделение Microsoft будет меньше, чем PlayStation, а ее новая цель — выход на мобильный рынокВ Activision также входит King, издатель мобильного хита Candy Crush Saga., и там предстоит конкурировать с Apple и Google. Более того, усиление Microsoft можно рассматривать не как вред, а именно как пользу для свободного рынка — в контексте того, что Microsoft будет главным соперником Facebook в грядущей войне метавселенных (подробнее об этом чуть ниже).

Это ведь не первая крупная сделка Microsoft в игровой индустрии за последнее время?

Третья. В 2014 году Microsoft купила Minecraft за $2,5 млрд, а в прошлом году — Bethesda, издателя Fallout и Doom, за $7,5 млрд.

Я играю в Minecraft, Fallout и Call of Duty на PlayStation. Мне пора начинать волноваться?

Пока рано. Как минимум год портфолио Activision Blizzard не будет принадлежать Microsoft, но и потом вряд ли она мгновенно начнет закручивать гайки. Minecraft, например, за семь лет после поглощения так и не стал эксклюзивом Xbox, поэтому и тут не будет поспешных агрессивных действий. Но в долгосрочной перспективе — да, безусловно, можно нанести болезненный удар по PlayStation, лишив ее важных кроссплатформенных проектов.

Вот только действовать Microsoft, вероятно, будет хитрее и тоньше. Ей важно переиграть Sony не столько за счет переманивания эксклюзивов, сколько благодаря более качественному сервису.

Minecraft — одна из самых популярных игр на планете. Принадлежит Microsoft

Война метавселенных вместо консольных войн

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что покупка Activision Blizzard — это инвестиция в будущее, и последствия сделки мы ощутим не сразу.

Ключом к пониманию того, что происходит сейчас и будет происходить в ближайшие десять лет, служит недавнее интервью, которое глава игрового подразделения Microsoft Фил Спенсер дал The New York Times. Называется оно «Хотите понять метавселенные? Посмотрите на видеоигры».

Речь о том, что в будущем мы окончательно перестанемМожете вспомнить, когда вы в последний раз купили коробку с игрой? Вероятно, это был подарок кому‑то, и суть коробки была лишь в том, чтобы ее вручить, а не заниматься возней с цифровым кодом. покупать игры на дисках, но и цифровые версии игр тоже уйдут в прошлое. На смену им придут доступные по подписке сервисы вроде Apple Arcade, когда за абонентскую плату вы получаете доступ ко всей библиотеке.

«Игровой Netflix» — это слова Фила Спенсера; сама Microsoft не против такого сравнения.

Второй важный аспект метавселеннойМетавселенная — постоянно работающее виртуальное пространство, в котором люди взаимодействуют с цифровыми объектами и друг с другом. — чувство общности. Спенсер говорит о том, что раньше люди ходили в залы игровых автоматов не только для того, чтобы собственно поиграть, но и чтобы провести время в компании единомышленников. Потом этот же принцип был перенесен в виртуальное пространство онлайновых игр, а теперь на нем строятся метавселенные.

Марк Цукерберг недавно говорил, что в метавселенной люди должны одновременно играть, работать и общаться. В критических статьях, которые последовали за его выступлением, мрачно шутили, что Марк только что «изобрел» Second LifeSecond LifeВышедшая в 2003 году социальная онлайновая игра в духе The Sims., а настоящая метавселенная и так уже существует и называется Minecraft. Им как раз владеет Microsoft.

Метавселенная в понимании Microsoft — это глобальный сервис, доступный по единой подписке. Платишь раз в месяц и погружаешься в экосистему любимых игр.

Третий компонент — это облакоОблачный гейминг: игровая графика обсчитывается на удаленном сервере, а в ваше устройство поставляется уже готовая картинка.. Microsoft готовится к будущему, когда интернет станет достаточно быстрым, чтобы любые игры можно было запускать на мобильных устройствах. «У Netflix есть аудитория, приученная к тому, чтобы платить за подписку. У Amazon она тоже есть. Вот только у них нет контента, хотя они предпринимают верные шаги в этом направлении, покупая студии. Мы делаем ровно то же самое: контент, комьюнити, облако. Вот только занимаемся мы этим уже очень-очень давно», — говорит Спенсер в интервью The New York Times.

Starfield («Skyrim в космосе») — одна из самых ожидаемых игр этого года. Принадлежит Microsoft

2032 год. Вы хотите во что‑нибудь поиграть. Может, в Call of Duty. Или Minecraft. Или Fallout. Выясняется, что все они доступны в рамках одной, не слишком дорогой подписки, которую можно оформить через смартфон, чтобы сразу же начать играть прямо на нем. Не особо раздумывая, вы оформите эту подписку. В этот момент будет зафиксирована безоговорочная победа Microsoft на рынке видеоигр и ее тотальное доминирование.

На Kotaku сегодня вышел предельно пессимистичный текст, в котором опровергается вся изложенная выше аналитика. Нечего мудрствовать — нет тут никакой стратегии, все дело в жадности. Если есть возможность стать больше, то прожорливый гигант ею пользуется и съедает более мелкого конкурента. Так работает капитализм, greed is good.

Сначала Activision слилась с Blizzard, потом они вместе проглотили King, а теперь их всех троих сожрала Microsoft. Оставайся, мальчик, с нами — будешь нашим королем.