Попасть в сегодняшний топ непросто. Кандидаты проходят 4 ступени отбора:
- Игра должна быть бесплатной. Даже если она стоит хотя бы 200 рублей, то уже не подходит (так, например, в список не попали Undertale и Papers, Please).
- Условно-бесплатные игры тоже не подходят. Скажем, весь функционал Apex Legends доступен бесплатно, за деньги вы разве что быстрее открываете персонажей и меняете им внешний вид — но раз возможность заплатить предусмотрена, то игра исключается из подборки.
- Но и это еще не все! Часто бесплатные игры являются своеобразной рекламой магазинов (Steam, Epic Games Store, Origin). В этом нет ничего криминального, но для чистоты эксперимента мы удалили из выборки и их тоже. Проекты, описанные в статье, не привязаны ни к каким клиентам, вы скачиваете их напрямую с сайта автора.
- После первых трех фильтров может показаться, что хороших игр в таких жестких рамках в принципе не может быть, но нас и это не остановит. Более того, хорошие игры не попадают в топ — здесь есть место только для отличных.
10. Desktop Dungeons
Пошаговая игра со случайной генерацией подземелий. Вялые враги не гонятся за вами (стоят на месте), а вы сами решаете, в какой последовательности их устранять. Герой восстанавливает здоровье, открывая новые участки карты, поэтому буквально каждый оздоровительный шаг, что вы совершаете, имеет значение. Сделали лишнее движение, впустую истратили воображаемую «аптечку» — все, для боя с боссом не хватит здоровья, рестарт.
Еще тут умело прописаны характеры героев — без единой строчки текста, без графики и почти что без геймплея (враги, напоминаем, стоят на месте). Так, например, воин видит монстров в темноте, а маг видит в темноте волшебные свитки; убийца больно колет кинжалом в ближнем бою, но сам гибнет от пары ударов. Самый дикий класс — берсерк. Он, насколько можно судить по схематичному аватару, является на поле боя совершенно голым и дает дополнительный урон, когда безоружный бьет кулаками высокоуровневых монстров. Какими именно мухоморами он одурманен и почему такой свирепый — додумаете сами.
Эта минималистичная игра оказалась бы куда выше в этом списке, будь у нее вменяемое описание на русском языке.
9. Dwarf Fortress
Чудовищно сложная для восприятия стратегия про коммуну гномов. Графики нет. Интерфейса нет. Управление — через текстовые команды. Непосредственно раздавать приказы вашим существам нельзя, можно указывать им лишь линии поведения. Цель — выстроить могучее поселение с довольными, активными, работоспособными жителями, которые могут дать отпор гоблинам и крокодилам. Гномов надо кормить, поить, следить, чтобы они не дохли, и еще нужно развивать поселение вширь и вглубь. В этой мешанине из слов, символов и мигающих пикселей — больше всего игра похожа на цифровой дождь из «Матрицы» — каким‑то образом рождаются истории, вроде «бармен пролил пиво из кружки, гуляющие по таверне кошки испачкали лапы в пиве, начали умываться и умерли от алкогольного отравления».
8. The Supper
Живущая в порту повариха ждет гостей. Задача — их всех накормить, причем не чем угодно, а тремя конкретными блюдами: голубем (облитым специальным соусом), перченым хвостом меч-рыбы (облитым специальным соусом) и человеческой рукой с языком (облитыми специальным соусом). Повариха слышит голоса и у нее почему‑то нет ног, вместо них — деревянные протезы.
Жутковатая новелла в духе Эдгара По. История получилась складной и внятной — большая редкость по меркам современных инди-игр. The Supper можно пройти за час, дальше будут одни только спойлеры, умолкаем.
7. Helltaker
Шикарный мужчина (в смокинге и с розой в петлице) попал в ад. Задача — собрать гарем из местных демониц, сначала прорвавшись к ним через армии скелетов, а потом верно ответив на провокационные вопросы. «Эй, крошка, давай вместе свалим из этой дыры», — неправильно, вам откусят голову. «Позвольте быть вашим рабом», — то, что нужно, проходим на следующий уровень.
Helltaker — это довольно банальный клон вышедшей сорок лет назад Sokoban, нужно всего лишь отодвигать со своего пути ящики (тут их заменили скелетами). Но безумный сеттинг и очаровательные женушки-демонессы оживляют доисторический геймплей.
6. A Raven Monologue
Импозантный ворон (как и мужчина из прошлого пункта, в смокинге, но еще и в цилиндре и с белым шарфом) отправляется в путешествие по городу. В руках у него клетка, а в ней лежит камень. По дороге ворон встречает людей, которые с ним чем‑то делятся, он складывает подарки в клетку.
A Raven Monologue вполне мог бы быть трехминутным мультфильмом, единственное проявление его интерактивности — это возможность двигать повествование вперед или назад, ровно на одну сцену. Но именно она показалась авторам важной, вы сами подталкиваете ворона к действиям, а не просто следите за ним. Это короткое и концептуальное произведение вышло два года назад, но в сети до сих пор спорят о том, что именно пытались донести до нас авторы, и вряд ли когда‑нибудь найдут ответ.
5. Soldat
Двухмерный мультиплеерный боевик про летающих человечков, сделан в Польше. Игре без малого двадцать лет, но она не растеряла ни капли шарма. Более того, уже в 2002-м Soldat казался устаревшим, а теперь это модное ретро.
Секрет вечной молодости прост: игра выстроена вокруг честной физики полета пули (баллистики). Собранные по математическим расчетам проекты устаревают медленно, Soldat как раз из их числа.
Особенно удачными вышли дуэли на гранатометах M-79: снаряд летит медленно, вы вполне можете увернуться, но и по сопернику попасть не так просто, еще и перезарядка долгая. Получается танец двух парящих над картой бойцов, ритмично пуляющих друг в друга ракетами — в 2013-м на этой механике соберут отдельную игру под названием Towerfall.
4. Cave Story
2D-экшен про похождения храброго юноши в деревне антропоморфных зайцев. Cave Story зачем‑то называют гадким словом «метроидвания», хотя это довольно линейная история. Герой умеет бегать, стрелять и скакать по платформам; сражается с невероятно милыми щекастыми монстрами.
Простой, но внятный геймплей; примитивная, но абсолютно функциональная графика (десятка пикселей бывает достаточно, чтобы отразить суть героя) и отличная сказочная история (в центре сюжета — птицефабрика с драконьими яйцами и красные цветки, одурманивающие доверчивых зайцев) — вот настоящий приключенческий боевик в формате бесплатной инди-игры. Классика.
3. Samorost
На какой‑то коряге, летающей в космосе, жил человечек в белом колпаке. Однажды он увидел в подзорную трубу дрейфующий пень, который неминуемо должен был врезаться в его корягу. Недолго думая, человечек прыгнул в сделанную из консервной банки ракету и полетел спасать свой дом от катастрофы.
Разработчики из Amanita Design считаются мастерами традиционного квеста. Неспешно, примерно раз в пять лет, они выпускают старомодные, медленные, сверхдетализированные приключения. Machinarium, Botanicula или недавний Creaks — отличные игры, а Samorost — прекрасная возможность узнать, откуда все началось.
2. Spelunky Classic
Грандиозное приключение в случайно генерируемом мире, одна из главных инди-игр (еще есть популярное мнение, что это просто лучшая игра на свете).
На первый взгляд, довольно заурядный платформер: герой проникает вглубь подземелья, проламывая ходы бомбами и карабкаясь вверх по веревках. Если вас убили, приходится начинать с нуля, уровень собирается заново. Тут нет ничего удивительного, так работает Binding of Isaac или, например, Diablo, в котором перетасовывается содержимое сундуков. Но в Spelunky меняется не просто набор монстров или сокровищ, а вообще вся геометрия этапа, а вместе с ней — и экосистема. Взрывающиеся лягушки ломают алтари кровожадной богини, та насылает на вас стаю бешеных пауков, пауки устраивают погром в лавке торговца, тот хватается за шотган и бросается за вами в погоню, но насмерть убивается о шипы, и этому нет конца, непрерывная цепь событий не останавливается до тех пор, пока вас не убьют. Spelunky — это разогнанная на максимальную мощность машина по генерации интересных ситуаций, игрок в ней существует на тех же правах, что и остальные обитатели экосистемы.
Есть платная версия Spelunky (с HD-графикой и более отзывчивым управлением) и даже Spelunky 2 (ее можно и пропустить), но Spelunky Classic полностью функциональна, а схематичная картинка только обострит восприятие чистого концепта. Если интересуетесь геймдизайном, то это ваш букварь.
1. Super Crate Box
Идеальный пример простых правил, которые работают сразу:
- Замкнутый уровень, по нему бегут монстры.
- Монстров убивать не обязательно, цель игры — собрать как можно больше ящиков.
- В каждом ящике лежит новое оружие, заменяющее собой то, что было до этого у вас в руках.
- Все.
Только что у вас был отличный шестиствольный пулемет, а теперь — бестолковая катана. Так не хочется расставаться с пулеметом, но тогда вы не соберете лишний ящик и не побьете собственный рекорд. Super Crate Box вышла одиннадцать лет назад, ее создатель, тогда еще студент, Рами Исмаил стал звездой и миллионером из списка Forbes «30 моложе 30», выпустил еще пару проектов и устал от игр, а этот маленький боевик, собранный за пару месяцев, похоже, так и останется его лучшим произведением.