Двухмерные игры с открытым миром часто называют словом «метроидвания». Фактически оно уже стало названием жанра, в Steam есть соответствующий тег, а в Википедии — статья. Мы все равно считаем, что так лучше никогда не говорить — и вот почему.

Hollow Knight, Axiom Verge или Ori and the Blind Forest часто называют омерзительным словом «метроидвания», подразумевая таким образом, что это двухмерные игры с открытым миром, в которых, чтобы проникать в ранее недоступные участки карты, нужно открывать своему персонажу новые умения. Скажем, проход на космической станции был забит разросшимся инопланетным плющом, а героиня научилась сворачиваться в шар, разогналась, пробила заслон и проникла в новую часть уровня — «метроидвинулась» что ли? Тьфу.

Мы не против того, чтобы обогащать речь новыми словами, игры ежегодно добавляют в словарь пару новых терминов (скажем, жанр королевская битва), вот только «метроидванию» лучше навсегда забыть, причем неважно, на каком языке — английском, русском или каком бы то ни было еще — вы говорите.

Звучит отвратительно

Двенадцать букв, оканчивается на «ия», как, например, Испания или Исландия, но к странам имеет крайне опосредованное отношение (об этом ниже). Корявое, несладкозвучное слово.

Нет мгновенного считывания

Ладно, есть, например, поджанр сайдскроллер (двухмерный боевик, в котором надо ехать слева направо). Слово тоже так себе, но хотя бы говорит само за себя. Шутер — еще лучше, надо стрелять, коротко и ясно. Стратегия — тоже понятно, что за жанр. Даже королевская битва с несколько наивным оптимизмом предполагает знакомство с творчеством Косюна Таками, Киндзи Фукасаку и Такэси Китано. «Метроидвания» говорит разве что о бардаке в голове того, кто это слово выдумал.

Монстр Франкенштейна

Любой, кто уверенно и четко произносит слово «метроидвания», скорее всего, не понимает, откуда оно взялось. Это сплав Metroid и Castlevania, двух столпов жанра. «Метроид» — сочетание «андроид» и «метро» (авторы, похоже, сами не понимают, зачем было давать такое название; к событиям игры оба этих слова не имеют никакого отношения).

Про Castlevania тоже нет однозначного ответа, но скорее всего, речь про замок (castle) в Трансильвании (-vania), что хотя бы логично: события разворачиваются в замке Дракулы.

Не имеющее смысла «метро» пришпандорили к «Трансильвании», получилось воинствующее в своей бессмысленности название жанра.

Тавтология или фактическая ошибка

Подразумевается, что жанр назван в честь двух родоначальников, Metroid и Castlevania. Обе игры вышли в 1986 году, вот только в Metroid уже был фирменный геймплей с бэктрекингом (необходимостью возвращаться в уже пройденные места), а Castlevania была линейной. По-настоящему знаковая Castlevania: Symphony of the Night (с прокачкой персонажа и прочими жанровыми элементами) выйдет аж через десять лет.

Иными словами, жанр задал Metroid, а Castlevania — просто еще одна игра в этом жанре. Следуя логике автора неологизма, но не забывая про факты, слово можно было бы заменить на «метроидметроид». Вспоминается грубый анекдот про полметро и метро, это вот тогда дваметро.

Ну и еще где тогда игры в жанре вульфендумштейн (шутеры) или дьюнкрафт (стратегии)?

Индульгенция ленивым геймдизайнерам

В игровой индустрии чудовищное количество бестолковых жанров; жанрами называют все что угодно. Если мыслить предельными категориями, то жанр в принципе ровно один, он называется видеоигрой. Для удобства действительно можно выделять радикально отличающиеся друг от друга формы (уже упомянутые стратегии и шутеры). Более того, даже в рамках шутера есть разнообразие. Сравните, к примеру, Painkiller и Tom Clancy’s Rainbow Six Siege — очень не похожие произведения, но никто не выдумывает для них отдельные жанры.

Метроидвания — это крошечная прослойка игр с одинаковым геймдизайном. Проще всего сказать: «Ах, я делаю жанровое высказывание, работаю в рамках жанра» — и слепить клон. Хуже метроидвании разве что soulsborne, или souls-like, паразитирующие на творчестве Хидэтаки Миядзаки.

Так что даже Hollow Knight — это никакая не метроидвания, а просто клон Metroid. Пускай и великолепный клон, на световые годы опередивший своего предка в геймдизайне, дизайне, балансе, удобстве, плавности кривой сложности и прочих параметрах, отличающих хорошую игру от отличной. Идеи развиваются, невозможно что‑то выдумать с нуля, ты неизбежно оглядываешься на чужое творчество, но вещи надо называть своими именами.