Усталый мужчина (персонажа озвучивает Джеймс МакЭвой) возвращается с работы в свою скромно обставленную евродвушку. Дома его ждет жена (Дейзи Ридли — Рей из новейшей трилогии «Звездных войн») с романтическим ужином и сюрпризом: женщина беременна. Но приятный вечер оказывается роковым, когда в дверь квартиры начинает напористо ломиться какой‑то мужик (Уиллем Дефо). Вы можете впустить его и попытаться поговорить или спрятаться, пока он выламывает замок, — супругов не спасти. Вас обязательно свяжут, а главного героя задушат. Но вместо смерти мужчина вновь попадает в свою подготовленную к романтическому ужину квартиру. Ровно за 12 минут до трагедии.
Вот «Довод» здорового человека: временная петля, намеренно безымянный протагонист, смещение точек зрения и постоянное желание задавать вопрос «Что вообще происходит?!». При этом разработчики не пытаются казаться умниками и рассказывают житейскую (и невероятно грустную) историю, которую можно объяснить без палиндромов и квантовой физики.
Быстро выясняется, что враждебный незнакомец пришел к вам в дом не просто так. Он был другом отца жены героя, а она является единственной подозреваемой в его убийстве. Все, что происходит дальше, — губительные для погружения спойлеры.
Сценарий у Twelve Minutes выстроен филигранно. Чем ближе к финалу, тем больше вопросов к каждому из персонажей. А конкретных ответов игра не предоставляет почти до самых титров, ограничиваясь намеками, неловкими паузами и сюжетными ветками, многие из которых специально ведут в никуда. Немного обидно разгадать этот ребус раньше времени самому, но по ходу дела Twelve Minutes предлагает столько причудливых деталей, что развязка ощущается лишь вишенкой на торте, тогда как основное удовольствие дарит процесс.
На первый взгляд геймплей кажется схематичным. Вид сверху, инвентарь для предметов и связанные с их комбинированием ситуативные головоломки. Тем не менее механика в Twelve Minutes поощряет творческое мышление. Например, во время очередной петли можно заметить, что перед ужином жена выпивает стакан воды. В дальнейшем ей можно будет подсыпать снотворное, и это действие откроет новую часть истории.
Пикантности геймплею также добавляет тот факт, что по квартире героя (выйти за ее пределы нельзя) разбросано не так много вещей. Некоторые из них очевидно полезны (нож на кухне или подарок в спальне), но большинство находится в интригующей серой зоне. Что мне может дать фотография на холодильнике? Как я могу использовать тот факт, что жена читает книгу по медитации? А что будет, если набрать на телефоне 911? Зачем мне откручивать решетку вентиляции и как я могу это сделать? Вдобавок в формат предметов для взаимодействия также входят жена и незнакомец. С ними можно и нужно общаться, в их карманах вы найдете много интересного.
Самое время поговорить про привлеченных к проекту звезд. Понятно, что участие МакЭвоя, Ридли и Дефо — отличный маркетинг. Благо разработчики позвали актеров не только торговать своим именем (чем довольно бессовестно грешил Кодзима в Death Stranding), но и, собственно, исполнять роль. Так, МакЭвой бесподобно изобразил голосом ошеломленного попаданца — на этих словах синефилы улыбнутся и вспомнят «Транс» Дэнни Бойла. Дефо — в игре он выглядит как усатый, лысый качок — как всегда сшибает с ног одной лишь сменой интонации в голосе. Блистательный отыгрыш сломленного горем социопата, который готов пойти на грех ради благой цели. Но ключевая, пусть и небольшая по объему, роль все же принадлежит Ридли. Она выполняет чуть более сложные и тонкие актерские задачи, являясь по сути нравственным камертоном всего произведения. В любом случае слушать эту троицу не надоедает все шесть часов, которые потребуются на прохождение. Особенно приятно, что в игре есть русские субтитры.
Трудно передать восторг от Twelve Minutes, не прибегая к вышеупомянутым спойлерам. Но поверьте — этот проект стоит вашего времени и внимания. Разработчикам удалось выстроить и соблюсти нетривиальный порядок повествования, который возможен исключительно в интерактивном формате, с отличным сценарием, харизматичными актерами и общей атмосферой страшной семейной тайны. Если вы истосковались по захватывающим камерным триллерам, но считаете, что кинематограф в этом жанре израсходовал все выразительные средства примерно 70 лет назад (как раз на «Веревке» Хичкока), то вот редкий шанс попробовать что‑то оригинальное.